На международном туристическом форуме, который проходит в Архангельске с 25 по 29 мая, президент Некоммерческого партнерства "Ассоциация поморов Архангельской области" Иван Мосеев рассказал о том, что регион выбрал свой брэнд - Поморье. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, этот брэнд одобрили не только представители министерства по делам молодежи, спорту и туризму, но и региональные туроператоры. "К сожалению, без привязки к "зонтичному бренду" десятилетиями осуществлялось продвижение таких достопримечательностей Архангельской области как: Малые Корелы, Соловки, Каргополь, Сольвычегодск, Кенозерский парк, Деревня Кимжа, Пинега, и другие, - сказал Иван Мосеев. - В итоге, область продвинула лишь разрозненные пазлы своего туристского потенциала. Например, Соловки, десятилетиями позиционировались в привязке к бренду Русского Севера. В результате Соловецкие острова нередко воспринимаются туристами как достопримечательность и территория Севера Карелии, но не Архангельской области".

Коренной помор отметил, что попытки продвигать достопримечательности и турпродукцию Архангельской области с прилагательными "северные" чаще всего дезориентируют потребителя. Непонятно. О каком именно севере идет речь, если человек слышит словосочетания: северная кухня, северные сувениры, северные сказки, северная архитектура.

"Административный серийный термин "область" трудно, почти невозможно трансформировать в запоминающееся оригинальное название... Среди наиболее часто встречающихся вариантов эпитетов Архангельской области в прошлом преобладали слова: Север, Архангельск, Беломорье. Ни одно из них не может служить адекватным "зонтичным брендом" региона в целом. Гораздо более выигрышно звучит позиционирование Архангельской области под её историческим древним названием Поморье (т.е. земля у моря), - подчеркнул он. - Возникает целый ряд положительных ассоциаций, связанных с морем, морской Арктикой, и первым европейским портом России - городом Архангельском. Благодаря близости к морю Архангельск граничит не только с соседними регионами, а со всем миром. Оказывается Поморье - это вовсе не край Русского Севера, и не северный тупик. Это начало перспективных туристических маршрутов в Белое и Баренцево моря и в Арктику". Решение о выборе зонтичного бренда было принято в декабре 2010 года на совместном заседании руководителей Ассоциации поморов, Ассоциации развития туризма, с участием Правительства Архангельской области и мэрии Архангельска.

По мнению Ивана Мосеева, Архангельск является центральным перспективным городом-портом для развития морского въездного круизного туризма. "Локальные бренды Архангельской области звучат на порядок понятнее, и эксклюзивнее, когда прилагательное "северный" меняется на "поморский" - поморская кухня, поморские сувениры, поморские пряники-козули, поморское качество, поморский мёд, поморская сёмга".

"Примером ошибочного позиционирования с прилагательным "северный" может служить деревянный сувенир Архангельской области "Щепная птица счастья". Эту птичку придумали поморы-старообрядцы, и еще в 18 веке она была частью старинных поморских народных промыслов. (С. Максимов "Год на Севере" СЗКИ, 1984 г. стр. 171, 244, 261). Птичка, кстати, изначально называлась "Поморский голубок", - добавил Иван Мосеев. - Но, начиная с 70-х годов ХХ века, этот сувенир стали продвигать на рынок как "Северная птица счастья". Разумеется, его мгновенно скопировали в других регионах, и он перестал ассоциироваться с Поморьем и с Архангельской областью".

В Архангельской области, главным носителем региональной идентичности является группа постоянного, коренного населения - поморы. Ассоциацию поморов можно считать корпоративным представителем данной группы. Это некоммерческое партнерство, которое реализует культурные и туристические проекты, активно участвует в создании креативных поморских брендов. И входит коллективным членом в состав областной ассоциации развития туризма. "Полноценный региональный зонтичный бренд возникает только при наличии корпоративной солидарности власти, бизнеса, интеллигенции и населения. И надо заметить, что такое взаимодействие в Архангельской области сегодня активно формируется", - заключил Иван Мосеев.