Решение Национального банка Белоруссии девальвировать национальную валюту, было принято в условиях неподготовленности населения и при отсутствии необходимой для таких действий политической агитации. Об этом 26 марта в интервью с корреспондентом ИА REGNUM заявила эксперт Российского института стратегических исследований Светлана Тихонова. По ее словам, экономическая ситуация в Белоруссии крайне напряженная, и немаловажную роль в этом играют настроения населения: людей охватывает паника, и они массово скупают товары зарубежного производства. Как заметила Тихонова, в создавшейся ситуации удивляет долгое молчание Александра Лукашенко, который в конце концов все-таки прокомментировал происходящее в стране, "но весьма странным образом, обвинив в этом внешние силы". Светлана Тихонова отметила, что вопрос о предоставлении необходимого Белоруссии кредита ЕврАзЭС будет решаться только 4 июня, а за "это время ситуация в стране может развиваться по усугубляющейся траектории, потому что когда народ охватывает паника, предсказать ситуацию очень трудно".

По ее словам, кредит ЕврАзЭС в некоторой степени может помочь поддержать экономику, однако большую сумму Белоруссия может выручить от приватизации активов. В связи с этим Тихонова отметила, что белорусские эксперты скептически относятся к перспективе полномасштабной приватизации, потому что в этом случае ставится под вопрос вся белорусская экономическая система. "Белоруссия представила список тех предприятий, которые подлежат приватизации. С другой стороны, они знают, на какие предприятия претендует Россия. Это в первую очередь НПЗ, второй пакет акций "Белтрансгаза". Понятно, почему мы претендуем на предприятия нефтепереработки и инфраструктуры - потому что энергоресурсы наши, и нам будет удобнее работать, если инфраструктура будет совместная. В этом случае вероятность сбоев уменьшается. Мы также претендуем на участие в банковском секторе Белоруссии. БТС-Банк активно сотрудничает с белорусскими банками по созданию инвестиционного банка", - отметила она.

По словам Светланы Тихоновой, предприятия, которые включены в белорусский список подлежащих приватизации, могут находиться там годами, и это не стратегические предприятия. "Мы претендуем на более важные и более энергоемкие предприятия", - заявила она, отметив, что сомневается в том, что эти интересующие Россию активы будут приватизированы сразу, поскольку Белоруссии не выгодно акционировать предприятия, которые практически формируют бюджет. Поэтому, эксперт считает, что при приватизации стратегических объектов белорусское руководство не станет продавать основной пакет акций, с тем, чтобы сохранить за собой рычаги управления предприятием.

"Такой критической ситуации в Белоруссии еще не было, белорусский рубль, скорее всего, будет и далее обесцениваться. Просто нужно задуматься над тем, что та система экономики, которая существует сегодня, дает сбой", - резюмировала она.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 24 мая Нацбанк Белоруссии установил курс белорусского рубля к доллару США на уровне $1/4930 тыс бел. руб, что девальвировало нацвалюту на 53-54%. По данным независимых экспертов, из-за девальвации белорусы потеряли около $1,3 млрд. на своих счетах в белорусских банках.

24 мая глава Минфина РФ Алексей Кудрин на совещании в правительстве РФ заявил, что Россия и Белоруссия договорились о том, что объём приватизации белорусских активов будет составлять $2,5 млрд в год, а общая программа составит $7,5 млрд. Список предназначенных к приватизации объектов будет утверждён в течение трёх месяцев, сообщил он. Кудрин также заверил, что условия приватизации будут общими для российских и белорусских участников. Однако, 25 мая пресс-секретарь Госкомитета по имуществу (ГКИ) Белоруссии Елена Костюкова сообщила, что у Белоруссии нас есть план приватизации на 2011-2013 годы, который был утвержден правительством 21 марта по согласованию с главой государства, и в соответствии с этим планом комитет будет продолжать свою деятельность. Слова Кудрина она назвала его личным заявлением.