4 мая президент Армении Серж Саргсян, на совместной пресс-конференции в Ереване с литовским президентом Далей Грибаускайте, заявил, что "Азербайджан выбрал тактику затягивания урегулирования нагорно-карабахского конфликта в ожидании удобного момента для начала военной авантюры".

Уже 16 мая глава армянского государства в интервью российским СМИ заявил, что в случае возобновления боевых действий в Карабахе или серьезных угроз безопасности Армении, "у России есть и обязательства, и возможности отреагировать". На вопрос, надежно ли защищает ОДКБ безопасность армянской границы, Саргсян ответил: "Во всяком случае, мы в рамках ОДКБ сотрудничаем активно и с убеждением. Есть все юридические основания для того, чтобы члены ОДКБ действовали совместно. Есть такая уверенность".

Спустя три дня министр обороны Армении Сейран Оганян повторно акцентировал тезис о том, что Армения вправе рассчитывать на соответствующую реакцию ОДКБ в случае "военной агрессии Азербайджана по отношению к Нагорному Карабаху". "В 1994 году мы уже решили самостоятельно эту задачу. Сегодня же, учитывая членство Армении в ОДКБ, мы считаем, что вправе рассчитывать на соответствующую реакцию и поддержку наших союзников по ОДКБ, у которых, во-первых, есть определенные обязательства друг перед другом, а во-вторых, конкретные возможности для того, чтобы оперативно отреагировать на возможную агрессию", - заявил глава минобороны Армении. "Уж коль Армения в состоянии принимать активное участие в проводимых в рамках Организации различных учениях, к примеру с КСОР ОДКБ "Взаимодействие", как это было в Казахстане в 2009 году и в Российской Федерации - в прошлом году, причем с доставкой контингента своими военно-транспортными самолетами, я думаю мы вправе рассчитывать в случае экстренной необходимости на наших союзников по ОДКБ, у которых есть такие же возможности", - подчеркнул Сейран Оганян.

Таким образом, озабоченность армянских властей по поводу обострения ситуации в зоне нагорно-карабахского конфликта носит уже вполне выпуклую форму и выражается не только в прогнозировании самой возможности дестабилизации, но и в анализе существующих ресурсов коллективного реагирования в случае начала войны. Налицо также артикуляция Ереваном месседжей, с целью публичного прояснения позиций и подходов России и других партнеров по ОДКБ относительно указанной угрозы.

Судя по всему, республики Средней Азии и Белоруссия в случае начала военных действий сохранят дистанцию, мотивируя это тем, что Нагорный Карабах признается ими составной частью Азербайджана, а это означает, что действия Баку против этого образования не могут считаться агрессией против Армении. Данную позицию четко артикулировал главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте Казахстана Мурат Лаумулин. "Если начнется конфликт в Карабахе, это не будет нападением Азербайджана на Армению... Это внутреннее дело Азербайджана, поскольку Нагорный Карабах - это часть его административной территории", - указал он.

Белорусские эксперты уверены, что Еревану не стоит ожидать поддержки и от Минска. "Белоруссия, как показал опыт конфликта в Южной Осетии 2008 года, не пришла на помощь России, с которой она состоит не только в ОДКБ, но и в Союзном государстве. В дальнейшем официальный Минск не признал независимость Южной Осетии и Абхазии. В свете особых отношений с Азербайджаном нет оснований считать, что Белоруссия придет на помощь Армении как союзнику по ОДКБ", - сказал политолог Сергей Шиптенко.

Позиции Киргизии (http://regnum.ru/news/1407037.html) и Таджикистана (http://regnum.ru/news/1406881.html) также максимально сдержанные. Эти страны сами пребывают в горниле угроз и напряжения. Им явно не до Карабаха. Было бы наивно предполагать, что в Ереване когда-либо рассчитывали на поддержку Бишкека и Душанбе и по той простой причине, что это страны мусульманские, как и Азербайджан. Не говоря уже о том, что в плане развития двусторонних политических и экономических отношений они могут больше рассчитывать на дивиденды в случае сотрудничества с Азербайджаном, чем с Арменией. Узбекистан и вовсе не в счет. Интенсивность армяно-узбекских контактов позволяет сомневаться в том, что эти две страны вообще признают друг друга, не говоря уже о совместном участии в едином оборонном блоке. В чем же тогда смысл ОДКБ - блока, в котором интересы государств-членов доминируют над коллективными обязательствами? Вопрос риторический, но поставленный подспудно Арменией - "Если мы летаем на учения в Казахстан, то почему они не могут прилететь к нам на помощь?".

Тем не менее, рациональное зерно в суждениях экспертов из стран ОДКБ есть. И, очевидно, Азербайджан постарается вести себя в русле этого рационализма. Можно уверенно прогнозировать, что Азербайджан, решив реализовать свои угрозы, развернет активность исключительно на карабахском фронте и проявит максимальную осторожность на участках государственной границы непосредственно с Арменией. В этом случае Еревану будет очень сложно, практически невозможно доказать факт агрессии Баку в отношении собственно армянского государства. Текущая ситуация демонстрирует именно такой подход Баку. Нарушения режима перемирия на границе Армении и Азербайджана практически не фиксируются, во всяком случае, официальных сообщений о них нет. Напротив, на линии соприкосновения сторон в самом Карабахе динамика нарушений растет в геометрической прогрессии. Если раньше фиксировались единичные случаи, то сейчас выстрелы производятся сотнями. Но это не мешает определенным армянским СМИ обвинять своих коллег, анализирующих перспективы войны, в том, что делают они это умышленно с целью "разжигания" страстей. ИА REGNUM в свое время выступил с заявлением по поводу такого рода обвинений со стороны официального органа правительства Армении - газеты "Республика Армения". Может газете следует обвинить в том же президента и министра обороны республики, которые открыто говорят о возможности спонтанного начала боевых действий, точно так, как это прогнозируется экспертами вездесущей International Crisis Group.

Однако попробуем разобраться, в чем причина такого алармизма в Армении - и уже не только прессы, но и руководителей страны, непосредственных участников переговорного процесса по МИРНОМУ урегулированию карабахской проблемы. Очевидно, она заключается не только в том, что Азербайджан наращивает военный бюджет, активно закупает и производит вооружение. Конечно, армянскую сторону беспокоит и поведение Турции, которая практически вышла из переговоров по нормализации отношений с Ереваном и сконцентрировалась на военно-политической поддержке Баку и закреплении нахичеваньского плацдарма. Это долгосрочные тренды. Руководители Армении не могли не учитывать экономический потенциал Азербайджана, который является экспортером нефти и газа, а также угрозы, исторически исходящие от Турции.

Нагорно-карабахская проблема - узловой региональный вопрос. Очевидно, насколько страны региона зависят от решения этой проблемы, настолько и сама проблема зависит от обстановки в регионе в целом. Президент Армении во время саммита ОБСЕ в Астане заявил, что в случае начала военных действий со стороны Азербайджана, Ереван признает независимость Нагорного Карабаха. Тем самым, последний пополнит список "полупризнанных" государств - Косово, Абхазия, Южная Осетия. Однако суть не в том, каким образом ответит Армения на азербайджанскую попытку реванша. Важно, в каких именно условиях Баку решится на бросок. Очевидно, это будет сделано в тот момент, когда стратегические позиции Армении будут максимально уязвимыми. Точно также, алармизм властей Армении будет нарастать не в связи с "наращиванием военной мощи" Азербайджана, а с осознанием падения собственного стратегического потенциала, который тесным образом зависит от положения дел в России, Иране и Грузии.

В данном контексте, внутриполитические процессы в Иране и Грузии - странах, обеспечивающих коммуникацию Армении с внешним миром, чрезвычайно важны для Еревана. Наблюдаемая в эти дни дестабилизация ситуации в этих двух соседних государствах может пошатнуть стратегические позиции армянской стороны не меньше, чем те или иные события в самой Армении. Например, кадровая чехарда в правительстве Ирана, откуда группами увольняют министров, в том числе и министра нефти Масуда Мирказеми, обязательно скажется на сроках реализации важных энергетических проектов с Арменией. А этом лишь усиливает уязвимость армянской стороны, особенно на фоне неспокойной ситуации и в соседней Грузии, через территорию которой обеспечивается львиная доля армянского транзита.

Еще один фактор риска, пожалуй, самый интенсивный - это приближение президентских выборов в России. Вспомним, что Грузия атаковала Южную Осетию, как ей казалось, в период "безвластия" в РФ - сразу после перехода власти от Владимира Путина Дмитрию Медведеву. Тбилиси и патронам на Западе казалось, что Медведев не успеет отреагировать на агрессию, поскольку будет занят изучением обстановки в своем новом кабинете. Однако это был ошибочный подход. Тем не менее, в случае с Южной Осетией речь шла о приграничной для России проблеме и убитых российских миротворцах. После августа 2008 года в регионе многое изменилось, и большинство новых тенденций не свидетельствует об усилении российских позиций. Описанные реалии уже оказывают влияние на внутриполитическое поле Армении, которое корректируется в сторону реорганизации, то есть видоизменения существующей расстановки, словно срисованной с российской кальки. Наряду с этим, в Ереване переосмысливают последствия разрушения региональной системы сдержек и противовесов в результате августовской войны. Назрела необходимость новых гарантий мира и безопасности, которые, впрочем, вряд ли будут даны. Публично запрашивая эти гарантии у Москвы, Ереван, в первую очередь, констатирует отсутствие уверенности в себе и в своих текущих партнерах. А значит и нужду в усилении позиций за счет гарантий других центров силы, в том числе и США.

Не случайна в данном контексте кандидатура нового посла США в Армении Джона Хефферна (John A. Heffern). В настоящее время он является заместителем руководителя постоянного представительства США в НАТО. Хотя аналитики утверждают, что данное назначение осуществлено без прицела на задачу усиления позиций Альянса в Армении, верится в это с трудом. Тем более симптоматичным выглядят заявления посла Польши в Армении Здислава Рачиньского, который 23 мая заявил журналистам, что вопрос членства Армении в НАТО остается открытым. Очевидно, путь этот лежит через новую войну в Карабахе и дискредитацию ОДКБ как организма, способного обеспечивать базовые договоренности, гарантирующие коллективную безопасность его членам. И дискредитация эта как раз и будет достигнута за счет анонсированной западом угрозы "спонтанной" войны в Нагорном Карабахе. 2012 год обещает стать ключевым в этом процессе.