Справедливое разрешение молдавско-приднестровского конфликта предусматривает предоставление Приднестровью "особого статуса в составе Республики Молдова - второго румынского государства". Как сообщает 23 мая кишиневское информационное агентство Infotag, об этом заявил на круглом столе "Через христианскую веру к прощению и примирению", прошедшем в мэрии подконтрольного Кишиневу села Варница, директор Института социальной истории ProMemoria Анатолий Петренко.

По его словам, необходимо найти убедительные аргументы для жителей обоих берегов Днестра и добиться решения конфликта. "Унионизм правого берега был использован для запугивания жителей левого берега, что мешает урегулированию. Мы высказываемся за справедливое разрешение конфликта, при котором Приднестровью будет дан особый статус в составе РМ - второго румынского государства", - добавил Петренко.

По словам доктора исторических наук Людмилы Кожокару, наиболее важным в процессе примирения является прощение. "Прощение не означает забыть прошлое. Это будет доказательством, что власть не руководствуется ненавистью и местью, а наоборот хочет примирения", - заявила Кожокару. По мнению же доктора теологических наук Николая Фуштея, к более быстрому примирению людей приведет "сближение с Богом".

В свою очередь председатель молдавской Ассоциации ветеранов войны 1992 года, бывший вице-министр обороны Молдавии Александр Горган заявил, что общество "должно быть более здоровым и более сознательным, чтобы не допустить к руководству лидеров, которые приводят к конфликтам и войнам".

В свою очередь участник "круглого стола" из Приднестровья, директор телерадиокомпании "Новая волна" Григорий Воловой выразил мнение, что для решения конфликта надо иметь национальную государственную идею, которая подходит и для одного, и для другого берега Днестра. "Сегодня никто не хочет сказать, какая должна быть это идея, потому что ее нет. В Тирасполе есть одна идея - независимость, в Кишиневе - унитарное государство и больше ничего. Получается, что объединяющего смысла нет. Объединяющей идеей может быть то, что мы хотим создать и должны жить в новом независимом государстве, будь оно унитарное или федеративное. Когда люди и политики осознают, что надо делиться и властью, и собственностью, тогда будут перемены", - считает Воловой.

Справка ИА REGNUM: Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг., а также с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.