Пресс-служба Белого дома официально сообщила, что президент США Барак Обама выдвинул кандидатуру Джона А. Хефферна (John A. Heffern) на пост посла в Армении. Произошло это еще до завершения срока миссии нынешнего посла Мари Йованович, которая, как известно, покинет Ереван через месяц и будет назначена помощником заместителя госсекретаря. Напомним, что подобная вероятность уже рассматривалась в статье "Назначение нового посла США в Армении: процедура важнее персоналии".

В настоящее время Хефферн является заместителем руководителя постоянного представительства США в НАТО. До этого назначения карьерный дипломат долгие годы работал на различных должностях в американских посольствах в странах Юго-Восточной Азии - в Малайзии, Японии, Китае и Индонезии. Как и предполагалось, обсуждение этой информации стало в Ереване поводом к спекуляциям относительно стремления Вашингтона таким путем укрепить связи Армении с Севроатлантическим альянсом.

Однако данный аспект выдвижения кандидатуры Хефферна не представляется значимым. Тот факт, что Армения входит в состав Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а сроки дислокации 102-й российской военной базы в Гюмри продлены до 2044 года, сам по себе означает, что взаимодействие Еревана с НАТО может носить лишь технический, а не стратегический характер, и ограничиваться контактами и мероприятиями в рамках действующей Индивидуальной программы партнерства (IPAP).

Намного важнее выглядит то обстоятельство, что - в отличие, например, от процесса назначения посла в Азербайджане (им, напомним, после долгих проволочек стал экс-сопредседатель Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху Мэтью Брайза) - Вашингтон не намерен долго отставлять пост своего представителя в Армении вакантным. Это означает, что США придают существенное значение роли и месту Армении в разворачивающих в региона процессах, а также внутриполитическим развитиям, в частности - начавшемуся между властью и оппозицией в лице Армянского Национального Конгресса (АНК) диалогу относительно ближайших перспектив жизни страны.

Как известно, АНК во главе с экс-президентом Левоном Тер-Петросяном настаивает, что в Армении должны быть проведены досрочные выборы главы государства, поскольку прежние, прошедшие в 2008 году, были "нелегитимны". С этим власти не согласны, хотя в других вопросах - освобождения "политзаключенных" (т.е. сторонников и функционеров Конгресса, обвиненных в организации массовых беспорядков 1 марта 2008 года), новом расследовании этих событий и разрешении митингов на площади Свободы в Ереване - идут на компромиссы. Однако очевидно, что переговоры о досрочных выборах не только не будут плодотворными, но, скорее всего, вообще не начнутся. Конечно, это еще не означает, что в результате ситуация непременно накалится: возможно, что Конгресс всерьез перспективу досрочных выборов и не рассматривает, однако будет активно эксплуатировать эту проблематику для сохранения и приумножения своего электорального ресурса. Тем не менее, полностью исключать очередного обострения взаимоотношений АНК с властью не приходится - это во многом будет зависеть от расстановки политических сил в преддверии очередных парламентских выборов весной будущего года, и особенно - от их результатов, которые оппозиция может признать, а может и бойкотировать, как то уже не раз бывало. Поэтому и спешит американский президент с назначением нового посла - оставлять республику "бесхозной" в столь сложный момент, разумеется, никак невозможно.

Кроме того, по мнению газеты "Аравот" ("Утро"), фигура нового посла может подсказать, каковы намерения США в вопросе Карабаха. "Судя по тому, что накануне заместитель госсекретаря США Филипп Гордон призвал ускорить согласование "основных принципов урегулирования", а глава МИД Армении Эдвард Налбандян отправился в США, на встречу с госпожой Клинтон, намерения в ближайшем будущем могут стать серьезнее", пишет газета.

Небезынтересная версия, выдвигаемая еженедельником "Иратес де-факто" ("Реалист де-факто"). Издание утверждает, что еще до своего отъезда в Вашингтон на новую работу, посол Мари Йованович, в последнее время проявлявшая большую (и, в основном, критическую) активность в оценке тех или иных внутриполитических фактов и событий в Армении, выступавшая с призывами к активизации гражданского общества, "выступит с еще одной гражданской инициативой". Последняя, якобы, будет заключаться в том, что уже в ближайшие дни Йованович стимулирует создание и регистрацию в Армении новой политической силы - партии, объединяющей выпускников американских университетов. Эта организация, как считает газета, должна сыграть роль, подобную той, которую сыграла в грузинской "революции роз" радикальная молодежная организация "Кмара" (аналог сербского "Отпора", также, как известно, созданного усилиями США). Но, во-первых, роль "Кмары" в грузинских событиях 2003 года представляется несколько преувеличенной, поскольку для смены совершенно бессильного и во всех смыслах одряхлевшего режима Эдуарда Шеварднадзе имелись вполне объективные обстоятельства. Во-вторых, очень сложно представить, что молодые "яппи", выпускники американских вузов, озабоченных, в первую очередь, вопросами построения личной карьеры и бизнеса, выйдут на баррикады, чтобы с риском для себя дестабилизировать обстановку в стране. Если даже подобная партия или общественная организация и будет создана (что само по себе вызывает сомнение), то лишь для того, чтобы иметь сплоченную группу проводников американского влияния. Это вполне нормально в парадигме представлений любой державы. И в данном контексте понятно, что и новый посол Хефферн займется защитой и лобингом американских интересов в стране своего пребывания. Никаких других задач, по определению, перед ним поставлено быть не может. Поэтому многое будет зависеть от того, как именно понимает Вашингтон свои интересы и приоритеты в Армении и регионе Южного Кавказа в целом.