Цена белорусской стабильности определена, разногласия остаются

Недоговороспособность официального Минска продолжает серьезно сказываться на экономической безопасности страны. Заявление о том, что Россия выделит 6 млрд. долларов кредитов, о которых якобы белорусский лидер договорился в личной беседа с президентом России, оказалось не совсем верным.

17 мая белорусский лидер на встрече с премьер-министром республики Михаилом Мясниковичем заявил о том, что Россия готова прокредитовать Беларусь более чем на 6 млрд. долларов: "Я только что говорил с президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Он позвонил мне. У нас идут переговоры с Российской Федерацией о предоставлении стабилизационного кредита на поддержание курса белорусского рубля. По всем переговорам они готовы к тому, чтобы срочно, если это нужно, и не срочно - если это нам не нужно, отреагировать на это. И это примерно 3,1 миллиарда долларов, если мы, конечно, будем подписывать с ними соответствующее соглашение". Еще "примерно три миллиарда долларов", по словам Лукашенко, Беларусь планирует получить в счет будущих поставок своих товаров в Россию.

Как показали вчерашние переговоры в Минске, данная информация оказалась не совсем верна. Во-первых, следует обратить внимание на то, что официальный Минск уже не в первый раз озвучивает в своей трактовке информацию, не соответствующую реальности. Во-вторых, Беларусь действительно получит 3 млрд. долларов из Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Но не сразу, а по 1 млрд. долларов в год в течение 2011-2013 годов.

В-третьих, "товарного кредита" в 3 млрд. долларов не будет. По словам Кудрина, только приватизация белорусских предприятий на сумму в 7-9 млрд. долларов, т.е. приблизительно по 3 млрд. долларов в год, позволит республике получить недостающие валютные резервы для стабилизации курса белорусского рубля и для проведения реформ. Т.е. позиция России предусматривает в 2011 году приватизацию белорусских активов на сумму в 3 млрд. долларов, а отнюдь не кредит под поставку белорусских товаров на российский рынок и экспорт нефтепродуктов на Запад, тем более, что два белорусских НПЗ по итогам четырех месяцев этого года дали общий убыток более 120 млн. долларов.

Если в этом году приватизации не будет, то и второй половины из 6 млрд. долларов в этом году тоже не будет. Соответственно, под вопросом будет и выделение 1 млрд. долларов в этом году из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС, и надо будет обращаться в МВФ. Кстати, решение о выделении Беларуси средств из этого фонда опять перенесено, на этот раз на 4-7 июня, т.е. еще на три недели - белорусский "зайчик" до этого времени может не дожить.

Но деньги за приватизацию - это принципиально иная трактовка событий, чем та, что озвучивается белорусской стороной. Тем более, что озвученная Кудриным сумма приватизируемых активов практически соответствует всей стоимости наиболее интересных для приватизации предприятий республики (Белтрансгаз, МАЗ, МТЗ, нефтехимический комплекс из пятнадцати предприятий, включая два НПЗ, за исключением "Беларуськалия").

В-четвертых, Россия даст не денежный кредит на строительство АЭС в республике, а товарный, т.е. собственным производителям, расплачиваться за который поставками электричества с АЭС потом будет белорусская сторона.

Следовательно, белорусские власти в очередной раз недоговаривают населению правду о том, каким образом страна будет выходить из нынешнего финансового и инфляционного кризиса. Продажа предприятий из "золотого фонда" белорусской промышленности - это все-таки не кредиты. И тогда в обществе могут возникнуть (и, на самом деле, уже возникли) вполне закономерные вопросы - почему власти дают покупать белорусские активы российским коммерческим структурам, а не своим, белорусским.

И эти вопросы появляются элементарно, без всякого "национализма". Получается, что по каким-то причинам белорусская власть не готова взращивать национальный бизнес и допускать его до большой приватизации, а российский, пусть и под давлением обстоятельств, которые сама же белорусская власть и создала, вполне готова. Никто из друзей России в республике не против, чтобы российский бизнес сюда шел, наоборот, хорошо, что наконец-то этот процесс, возможно, начнется. Но и своих обижать не надо, т.к. наш родной белорусский бизнес при таких подходах белорусской власти оказывается бизнесом "второй свежести".

При этом национально "свядомую" элиту, как во власти, так и в оппозиции мало волнует то, что объединение активов отвечает делу интеграции двух братских народов, что приход россиян в управление крупными производствами обеспечит рынки сбыта белорусской продукции, инвестиции в предприятия и повышение жизненного уровня граждан республики. Потому что ключевой вопрос любой элиты - это вопрос о собственности, а белорусскую элиту этой собственности лишают. И вполне может быть, именно этот фактор является одной из тех причин, по которой с таким трудом идет интеграция двух стран.

То, что вчерашние переговоры прошли под диктовку российской стороны, показывает и красноречивое молчание белорусского агитпропа. Прошел почти целый день, а ни строчки информации о завершающей встрече вчерашнего дня так и не появилось. Т.к. белорусские власти любой свой успех афишируют нарочито показательно, можно сказать, что итоги прошедших вчера встреч не дают белорусским властям повода для оптимизма. То, что переговоры завершились ничем, показывает и перенос даты выделения кредита Беларуси из Антикризисного фонда ЕврАзЭс. Но этот 1 млрд. долларов уже перестает быть центром смыслового притяжения, т.к. на кону стоят 3 млрд. долларов за приватизацию. И т.к. по этому вопросу также полная тишина с обеих сторон, то также можно предположить, что переговоры пока не закончены.

В связи со вчерашним заявлениями российского вице-премьера Алексея Кудрина относительно условий предоставления республики российской помощи, встает и еще несколько вопросов. В частности, готово ли нынешнее руководство республики пойти на экономические реформы? Или: что будет делать власть после того, как предприятия будут приватизированы и средства (в случае отсутствия реформ) просто проедены? По каким правилам будут работать белорусские субъекты хозяйствования с российским капиталом? - Потому что они сразу столкнутся с иным налоговым, бухгалтерским, социальным и иным законодательством, чем то, что имеется на сегодняшний день в России. Приведу простой пример - местные органы власти могут доводить всем субъектам хозяйствования, независимо от формы собственности, планы роста производства. Чего нет ни в одной из развитых стран мира.

Соответственно, допуском иностранного капитала в национальную экономическую систему дело не может ограничиться. Системные реформы на макроуровне должны будут начаться для приведения местной экономической системы в соответствие с международными правилами, что со временем приведет и к политической трансформации. Насколько данные процессы и тенденции понимают нынешние белорусские власти - покажет время. Тем более, как неоднократно демонстрировала практика белорусско-российских отношений, не всегда то, о чем договариваются стороны на бумаге, потом быстро и в срок реализуется на деле. Посмотрим, что будет на этот раз.