Юрий Баранчик: Москва определила цену белорусской "стабильности"
Цена белорусской стабильности определена, разногласия остаются
Недоговороспособность официального Минска продолжает серьезно сказываться на экономической безопасности страны. Заявление о том, что Россия выделит 6 млрд. долларов кредитов, о которых якобы белорусский лидер договорился в личной беседа с президентом России, оказалось не совсем верным.
17 мая белорусский лидер на встрече с премьер-министром республики
Как показали вчерашние переговоры в Минске, данная информация оказалась не совсем верна. Во-первых, следует обратить внимание на то, что официальный Минск уже не в первый раз озвучивает в своей трактовке информацию, не соответствующую реальности. Во-вторых, Беларусь действительно получит 3 млрд. долларов из Антикризисного фонда
В-третьих, "товарного кредита" в 3 млрд. долларов не будет. По словам Кудрина, только приватизация белорусских предприятий на сумму в 7-9 млрд. долларов, т.е. приблизительно по 3 млрд. долларов в год, позволит республике получить недостающие валютные резервы для стабилизации курса белорусского рубля и для проведения реформ. Т.е. позиция России предусматривает в 2011 году приватизацию белорусских активов на сумму в 3 млрд. долларов, а отнюдь не кредит под поставку белорусских товаров на российский рынок и экспорт нефтепродуктов на Запад, тем более, что два белорусских НПЗ по итогам четырех месяцев этого года дали общий убыток более 120 млн. долларов.
Если в этом году приватизации не будет, то и второй половины из 6 млрд. долларов в этом году тоже не будет. Соответственно, под вопросом будет и выделение 1 млрд. долларов в этом году из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС, и надо будет обращаться в
Но деньги за приватизацию - это принципиально иная трактовка событий, чем та, что озвучивается белорусской стороной. Тем более, что озвученная Кудриным сумма приватизируемых активов практически соответствует всей стоимости наиболее интересных для приватизации предприятий республики (
В-четвертых, Россия даст не денежный кредит на строительство АЭС в республике, а товарный, т.е. собственным производителям, расплачиваться за который поставками электричества с АЭС потом будет белорусская сторона.
Следовательно, белорусские власти в очередной раз недоговаривают населению правду о том, каким образом страна будет выходить из нынешнего финансового и инфляционного кризиса. Продажа предприятий из "золотого фонда" белорусской промышленности - это все-таки не кредиты. И тогда в обществе могут возникнуть (и, на самом деле, уже возникли) вполне закономерные вопросы - почему власти дают покупать белорусские активы российским коммерческим структурам, а не своим, белорусским.
И эти вопросы появляются элементарно, без всякого "национализма". Получается, что по каким-то причинам белорусская власть не готова взращивать национальный бизнес и допускать его до большой приватизации, а российский, пусть и под давлением обстоятельств, которые сама же белорусская власть и создала, вполне готова. Никто из друзей России в республике не против, чтобы российский бизнес сюда шел, наоборот, хорошо, что наконец-то этот процесс, возможно, начнется. Но и своих обижать не надо, т.к. наш родной белорусский бизнес при таких подходах белорусской власти оказывается бизнесом "второй свежести".
При этом национально "свядомую" элиту, как во власти, так и в оппозиции мало волнует то, что объединение активов отвечает делу интеграции двух братских народов, что приход россиян в управление крупными производствами обеспечит рынки сбыта белорусской продукции, инвестиции в предприятия и повышение жизненного уровня граждан республики. Потому что ключевой вопрос любой элиты - это вопрос о собственности, а белорусскую элиту этой собственности лишают. И вполне может быть, именно этот фактор является одной из тех причин, по которой с таким трудом идет интеграция двух стран.
То, что вчерашние переговоры прошли под диктовку российской стороны, показывает и красноречивое молчание белорусского агитпропа. Прошел почти целый день, а ни строчки информации о завершающей встрече вчерашнего дня так и не появилось. Т.к. белорусские власти любой свой успех афишируют нарочито показательно, можно сказать, что итоги прошедших вчера встреч не дают белорусским властям повода для оптимизма. То, что переговоры завершились ничем, показывает и перенос даты выделения кредита Беларуси из Антикризисного фонда ЕврАзЭс. Но этот 1 млрд. долларов уже перестает быть центром смыслового притяжения, т.к. на кону стоят 3 млрд. долларов за приватизацию. И т.к. по этому вопросу также полная тишина с обеих сторон, то также можно предположить, что переговоры пока не закончены.
В связи со вчерашним заявлениями российского вице-премьера
Соответственно, допуском иностранного капитала в национальную экономическую систему дело не может ограничиться. Системные реформы на макроуровне должны будут начаться для приведения местной экономической системы в соответствие с международными правилами, что со временем приведет и к политической трансформации. Насколько данные процессы и тенденции понимают нынешние белорусские власти - покажет время. Тем более, как неоднократно демонстрировала практика белорусско-российских отношений, не всегда то, о чем договариваются стороны на бумаге, потом быстро и в срок реализуется на деле. Посмотрим, что будет на этот раз.