Потеря темпа

Прошедшая позавчера пресс-конференция главы российского государства откровенно разочаровала. И дело не в отсутствии в ходе пресс-конференции громких тем или заявлений, хотя это тоже немаловажно, особенно на фоне последних общественно-политических инициатив российского премьера Владимира Путина, - а в том, что все обсуждение и все смысловые инициативы Дмитрия Медведева свелись к тому, что в научных кругах называется "мелкотемье".

Напомню, что в науке при обсуждении темы кандидатской или докторской диссертации соискателя обязательно должны быть соблюдены многочисленные стандарты. Один из них - соответствие заявленной темы уровню кандидатской или докторской диссертации. Зачастую тема отвергается ученым советом на основании того, что она слишком мелкая для защиты диссертации на уровне кандидата или доктора наук. Отсюда и пошло данное название - "мелкотемье". Вот и прошедшая позавчера пресс-конференция может быть с полным на то основанием отнесена к данному классу, особенно с учетом того, как эта пресс-конференция позиционировалась для электората.

Как мы все прекрасно помним, подача в СМИ предстоящей пресс-конференции главы российского государства говорила о том, что пресс-конференция носит исключительно важный характер в начинающей набирать обороты кампании по выборам парламента и президента России: "18 мая должна пройти совершенно неожиданная большая пресс-конференция Медведева". Соответственно, все ожидания и экспертного сообщества, и населения были настроены на то, что в ходе данной встречи российского президента со СМИ прозвучат важные и судьбоносные для страны заявления. Тем, как говорилось выше, огромное множество. Однако ничего сверхъестественного не произошло, и пресс-конференцию на цитаты не разобрали. После первых 30-40 минут стало понятно, что это вполне рутинное как по содержанию, так и по смыслу мероприятие. Ни одного яркого тезиса или посылки так и не было озвучено.

Думается, причина публичного провала ясна - общество оказалось захвачено обсуждением другой публичной инициативы другого публичного российского политика. И пресс-конференция перешибить это не смогла. Сегодня очевидно, что ее надо было переносить на более позднее время, чтобы общество успело немного остыть от обсуждения прорывной идеи создания Общероссийского народного фронта как нового социального лифта для десятков тысяч россиян.

Давайте обратимся к хронологии. 28 апреля пресс-служба президента Дмитрия Медведева внезапно объявила, что 18 мая 2011 года состоится пресс-конференция президента. 6 мая в Сталинграде (Волгограде) Владимир Путин объявил о создании Общероссийского народного фронта (ОНФ), 8 мая в Ново-Огарево было объявлено о создании координационного совета ОНФ, а 13 мая была опубликована Декларация народного фронта. Таким образом, в течении 6-13 мая российский премьер-министр произвел не один, а целых три хода, которые полностью приковали к себе общественное мнение страны (опосредованно - до настоящего времени) и полностью заглушили в медийном пространстве другие информационные поводы. Поэтому пресс-конференция Дмитрия Медведева могла быть воспринята наравне с идеей создания ОНФ только в одном случае - если бы на ней были озвучены такие идеи, которые могли бы встать вровень с идеями, озвученными Владимиром Путиным с 6 по 13 мая.

Да, можно сказать, что Путин сыграл на упреждение. Но кто мешал это сделать его визави по президентской кампании?

Общество отвергло десталинизацию как программу кандидата в президенты

Содержательно-идеологический провал мероприятия в Сколково обусловлен тем, что никакого идейного багажа, за исключением пресловутой программы десталинизации российского общества, инсоровцы и прочие гонтмахеры Медведеву предложить оказались не в состоянии. Однако идти с подобной белибердой к российскому обществу после 6-13 мая, после Фронта и Сталинграда, означало полный провал пресс-конференции и резкое снижение и так невысокого президентского рейтинга. После чего о предвыборной гонке за президентское кресло пришлось бы забыть уже накануне старта.

Но мероприятие пришлось проводить. И как показал анализ содержания пресс-конференции, никакого другого идейного багажа, кроме захлебнувшейся атаки на достижения советского периода, в идейном багаже команды Медведева не оказалось, что также говорит о некоторой несерьезности их подхода к политике. Нельзя долгосрочную общероссийскую политику строить на одной теме, которую само общество категорически отвергает с порога.

Кстати, видимо, не случайно, самые ярые десталинизаторы в последнее время очевидно ушли в политическую тень и предпочитают не высовываться. Вместо себя они очень грамотно выставили вперед Дмитрия Медведева, которому пришлось в одиночку отдуваться за идеологический провал накануне президентских выборов. Понятно, что десталинизаторы не высовываются не потому, что пьют горькую, как некоторые особо рьяные и бьющие себя пяткой в грудь красные патриоты в случае поражения, а потому что работают над другими сценариями превращения своего аппаратного ресурса в получение административного доминирования в ходе предстоящей парламентской и президентской кампании.

Первый кавалерийский наскок на российскую власть и российскую национальную идентичность не удался. Значит, следует ждать новых "прорывных" предложений от известных господ. Скорее всего, на лето будет взят тайм-аут, с тем, чтобы к концу августа все-таки постараться перехватить публичную и информационную инициативу у Путина и Народного фронта.

Что же касается вброшенных накануне пресс-конференции некоторых возможных тем, в частности отставки Владимира Путина, чтобы подогреть общественный интерес к полностью проваленному еще до проведения мероприятию, то на этот счет можно сказать следующее. Отставка премьер-министра формально возможна в любой стране мира, в том числе, и в России. Но есть всегда конкретные исторические условия. И вот в этих конкретных исторических условиях, именно сейчас президент России не мог объявить об этом, так как не имеет соответствующего данному политическому заявлению общественного веса. К тому же после создания ОНФ отставка Путина была бы явной провокацией, делавшей российского премьер-министра несомненным фаворитом начавшейся президентской гонки.

Тем не менее, вопросы остаются - почему Дмитрий Медведев не объявил о своем выдвижении кандидатом в президенты? Означает ли это, что он все-таки решил действовать в соответствии с духом и буквой тандема? И если ответ на второй вопрос более-менее понятен, исходя из того, с какой прохладцей он отнесся к идее создания ОНФ, то варианты ответов (и их обоснование) на первый вопрос могут дать обильную пищу для размышлений. Но главный вывод остается прежним - административный захват командных высот не состоялся, но главная борьба еще впереди.

Скоро на сцену будет выпущен Навальный.