Принято решение о создании азербайджано-грузинского совместного предприятия (СП) в рамках строительства международной транспортной магистрали Баку-Тбилиси-Карс (БТК), говорится в сообщении министерства транспорта Азербайджана.

"Данное решение было принято в рамках встречи в министерстве транспорта Азербайджана с грузинской делегацией, возглавляемой министром регионального развития и инфраструктуры Рамазом Николаишвили в целях повышения рациональности грузоперевозок, интенсификации и повышения качества строительных работ", - говорится в сообщении.

Как ожидается, ежегодно по новой железнодорожной ветке, которая имеет прямой выход на европейскую железнодорожную сеть, будет транспортироваться 30 млн. тонн грузов в год. Как отмечают в министерстве транспорта Азербайджана, БТК позволит увеличить грузопоток, в частности, контейнерных, наливных и других типов грузов из Азии в Европу. За это время будет завершена реализация проекта Мармарис, подразумевающего строительство туннеля под Босфором, что позволит открыть железнодорожное сообщение в Европу.

Проект создания железнодорожного транспортного коридора БТК включает строительство железнодорожной ветки Карс (Турция) - Ахалкалаки (Грузия) протяженностью 98 км, из которых 68 км приходится на турецкую территорию, 30 км - грузинскую. В Грузии будет реконструирован 183-километровый участок железной дороги "Ахалкалаки-Марабда-Тбилиси" для повышения пропускной способности до 15 млн. тонн грузов в год. Также в Ахалкалаки планируется построить пункт по переходу поездов с существующей в Грузии колеи на европейскую. Таким образом, Турция связывается с Грузией по железной дороге напрямую, обходя Армению, которая на сегодняшний день является единственным транзитным звеном. То есть, между странами, осуществляющими проект БТК в реальности есть железнодорожная связь, однако она заблокирована ими же по политическим мотивам. Это же означает, что блокада железнодорожных путей Армении со стороны Турции и Азербайджана отныне может длиться сколь угодно долго, поскольку железная дорога Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку позволяет Турции и Азербайджану связаться друг с другом через Грузию в обход Армении. Примечательно, что армянская железнодорожная инфраструктура передана в управление российской ОАО "РЖД".

На строительство и реконструкцию грузинского участка железной дороги БТК Азербайджан выделил Грузии льготный кредит на общую сумму в $775 млн. Транш "А" в размере $200 млн. выделен сроком на 25 лет под 1% годовых (охватывает работы по проекту с 2007 года), транш "B" объемом $575 млн. - на 25 лет под 5% годовых. Необходимость в выделении транша "В" была связана с повышением мировых цен на стройматериалы и сырье, переоценкой текущего состояния железнодорожной ветки "Марабда-Карцахи", проведением работ в плохих погодных условиях и пр.