Корреспонденты ИА REGNUM в Эстонии, Латвии и Литве продолжают сравнивать страны Прибалтики по различным категориям. Сегодня, 20 мая, публикуем материал о коррупционных традициях в "балтийских тиграх". Взяточничество в Прибалтике настолько разное, что, кажется, речь идет не об одном регионе, а о странах на разных континентах.

Литва

Уровень коррупции в Литве по индексу коррупции Transparency International оценен в 5 баллов по 10-балльной шкале, а в списке коррумпированных государств страна занимает 46-е место среди 178.

В научных целях разделим коррупцию, без которой существование современной Литвы немыслимо, на четыре составляющие.

Итак, крупная государственная. Аппетиты крупных чиновников безграничны. Правда, они не покупают топовые английские футбольные клубы, но дома строят с размахом, одежду выбирают со вкусом, жен и подруг одаривают бриллиантами щедро. Себе в качестве бонуса приобретая очень дорогие автомобили. При этом высшее руководство государства старается дистанцироваться от олигархической верхушки, демонстрируя умеренность во всем. Когда спикер Сейма Ирена Дягутене появилась на публике в роскошных бриллиантах в день траура по погибшим за независимость, тут же попала под огонь критики, поскольку "случайно" продемонстрировала непропорциональную роскошь на фоне среднего достатка защитников свободы. Президент страны Даля Грибаускайте всегда одета по-деловому. Премьер-министр и другие члены кабинета - скорее аскетично, чем роскошно.

То есть политический истеблишмент публично демонстрирует привлекательную сдержанность и хороший вкус, присущий менеджерам крупного звена.

Однако масштабы коррупции от этого меньше не становятся. Отправной точкой можно считать самоубийство в 1997 году банкира Геннадия Коноплева, владельца банка "Тауро" - именно после этой истории о коррупции заговорили вслух.

Апофеозом на сегодняшний момент пока можно считать закрытие Игналинской АЭС (бесследно исчезли миллиарды), строительство национального стадиона в Вильнюсе (до сих пор никто не знает, сколько ресурсов разворовано), и литовский БАМ - строительство Дворца правителей в историческом центре столицы. Изначальная смета долгостроя уже выросла более чем в два раза и требует еще столько же, чтобы стать крупным музеем и репрезентационным центром. Любопытно, что по планам Дворец должен быть завершен к лету 2009 года, когда широко отмечалось Тысячелетие упоминания Литвы в исторических хрониках. Но и сегодня продолжаются споры о том, что лучше - бессмысленно вкладывать деньги или законсервировать стройку.

Еще одна сфера, где коррупция процветает - конкурсы на выполнение крупных госзаказов и общественные закупки. Что, как и когда происходит в этом секторе экономики, знают только бизнесмены, постоянно выигрывающие конкурсы.

Мелкая государственная. Примеров масса. Остановимся лишь на потугах правительства построить Висагинскую АЭС. Это рай для Остапов Бендеров. Бесконечные командировки, экспертизы, изыскания, анализы, согласования, консультации, семинары, форумы, фуршеты и банкеты. Причем после очередного коммерческого провала, во время которого часть денег успевают "распилить", следуют заверения, как правило, из уст министра энергетики: приобретен опыт, который на следующем этапе поможет избежать ошибок и даст неоспоримые плюсы - в общем, "чтобы провал не слишком проваливался".

Мелкая государственная. В основном, на уровне самоуправлений. Здесь масса лакомых кусочков - отопление квартир, вывоз мусора, питание школьников. Даже стоянки такси в наиболее "сытных" местах можно выкупить, если поддерживаешь деловые отношения с соответствующим чиновником и не скупишься.

Крупная бытовая. С этим сектором коррупции граждане Литвы сталкиваются нечасто. Но если ты решил строить дом, предусмотри в смете расходы на взятки архитектору - чтобы проект не залежался. Землеустроителям - чтобы оперативно составили план будущего строительства и "привязали" его к плану микрорайона.

Придется раскошелится, если намерен устроиться на высокооплачиваемую государственную службу. Насколько известно из СМИ, максимальная ставка пока - полмиллиона литов (145 тыс. евро). Столько готов был заплатить член вильнюсского горсовета Эвалдас Лементаускас коллеге по мэрии в обмен на "правильное" голосование.

Мелкая бытовая. Каждый третий житель Литвы давал взятку в течение последних 12 месяцев. Только 1% жителей никогда никому не платили.

К этой категории мелкой коррупции можно отнести все, что напрямую связано с ежедневными заботами. Например, не оставить врачу в поликлинике 30-50 литов (9-15 евро) после обследования считается дурным тоном. Причем ни врач, ни пациент не рассматривают эти деньги как взятку. Только как благодарность за хорошо выполненную работу.

Если вам пришлось лечь в стационар, здесь негласные тарифы посолидней: сестричке - 50, чтоб была внимательней, анестезиологу - 200 литов (53 евро), чтобы наркоз выбрал подходящий. Хирургу - 400 литов (110 евро), чтобы не забыл чего-нибудь в твоем организме.

Если курс лечения закончился благополучно, пациент, выписываясь, покупает для мужчин дорогую водку, виски или коньяк, для женской половины медперсонала - конфеты, торт: побалуетесь с кофейком!

Но бывает и так, что лечение заканчивается летальным исходом. Тогда жди судов. Как правило, медучреждения их проигрывают, поскольку в среднем по стране уровень медицины достаточно низок, талантливых специалистов не хватает даже в крупных лечебных центрах. Очередь к врачу с репутацией мастера может достигать и нескольких сотен человек. Например, к онкологам, гинекологам, урологам. Но можно сократить ожидание вдвое - 500 литов (145 евро) или втрое - 1000 литов (290 евро).

Вопреки расхожему мнению, дорожная полиция практически не берет взяток. Государство сумело создать необходимые "предохранители". Полицейский патруль обязан доложить диспетчеру из дежурных офицеров, что остановил автомобиль номер ХХХ предположительно, за нарушение статьи административного кодекса ННН. То есть у дорожной полиции нет поля для маневра. Ей запрещено принимать штрафы наличными - только переводом через банк.

Латвия

По индексу коррупции Transparency International Латвия в прошлом году занимала 59-е место (индекс 4,3 из 10). Правозащитники из Freedom House, наблюдающие за состоянием демократических свобод на пространстве бывших стран соцлагеря уже 14 лет, также в прошлом году зафиксировали в Латвии ухудшение ситуации со взяточничеством. Из стран ЕС Латвия 5-я по уровню коррумпированности после Италии, Румынии, Болгарии и Греции. В мартовском номере The Economist говорится о том, что на сегодняшний день коррупция в Латвии вернулась на уровень, который существовал до вступления страны в Евросоюз.

Коррупцией в Латвии затронуты практически все сферы, от высших чиновников до директоров школ, главврачей больниц, социальных работников. Но при этом, чем выше по должности обвиняемый чиновник, тем меньше доказательств наличия в его деяниях коррупционной составляющей и тем выше вероятность, что рано или поздно, под залог или за неимением улик, чиновника выпустят (если вообще задержат), а дело будет закрыто.

Вот три наиболее громких коррупционных скандала, прокатившихся по Латвии за последнее время.

Одним из выдающихся и в смысле освещения в СМИ и в смысле называемой суммы скандалов стало строительство в Риге Южного моста. Этот мост, названный "стройкой века" начали строить еще в 2004 году, планируют закончить в 2012, но он уже на сегодняшний день стал самым дорогим мостом в мире. Первая очередь строительства влетела рижским налогоплательщикам в 367,10 миллиона евро - к начальной цене 121,65 миллиона евро, предложенной победителем международного конкурса компанией Dienvidu tilts (причем проигравшая хорватская "Индустроградня" предлагала построить мост за 116,67 миллионов евро!), позже прибавилось расходов на 245,44 миллиона евро. Возникли же они (по версии чиновников) за счет банковских процентов - а это 6,25% в год - и отраслевой инфляции (удорожания строительных издержек). Госконтроль в конце прошлого года опубликовал данные ревизии, способные привести в ужас любого здравомыслящего человека: из 811,04 миллиона евро, которые в итоге были потрачены для строительства первой очереди, 375,64 миллиона ушло только на получение финансирования. Из-за халатности рижских чиновников, их экономически безграмотной работы и банального воровства стоимость проекта вместо запланированного 154,86 миллиона евро (92,19 миллиона на строительство первой очереди и 62,68 миллиона для возведения второй) в целом будет стоить 811,24 миллиона евро. А на третью очередь Рижская дума уже попросила у Минфина очередной кредит в размере 24,19 миллиона евро. Но хватит ли этих денег и сколько из них реально дойдут до стройки - вопрос открытый.

Другой, не менее громкий коррупционный скандал начался даже не в Латвии: еще в 2010 году министерство юстиции США обнародовало скандальную информацию о том, что концерн Daimler AG давал взятки в 22 странах мира, чтобы поставлять свои автобусы. Но "по горячим следам" расследовать это дело в Латвии не стали. Даже после того, как с подачи американцев появились цифры. Сообщалось, что в 1998-2006 годах автоконцерн потратил на взятки должностным лицам Рижской думы и влиятельным членам политических партий для получения заказов на поставку автобусов для Риги, по разным данным, от 1,8 до 2,2 миллионов евро. В общей сложности Рига закупила через дочерние предприятия Daimler AG в Латвии MB Turk и EvoBus более сотни автобусов стоимостью в десятки миллионов евро. Сами взятки якобы давались как в денежной форме, так и в виде "комиссий", элитных автомобилей и трудоустройства в своей компании. Казалось бы, бери, допрашивай чиновников, пользуйся наработками коллег из других стран. Тем более, что сам Daimler AG в итоге признал свою вину. Но, как казалось тогда, в Латвии все спустили на тормозах. Однако в феврале 2011 года Бюро по борьбе с коррупцией (KNAB) неожиданно вспомнило о "деле автобусов". И задержало в качестве подозреваемого бывшего советника мэра Риги Гундара Боярса (последнего из мэров, при ком проходили закупки автобусов) Леонарда Тениса. В итоге расследования следователи констатировали, что немецкий автоконцерн Daimler потратил на должностных лиц Рижской думы в виде взяток более 4,3 миллиона евро. В сотрудничестве с немецкими коллегами из прокуратуры Штутгарта, которые вели следствие по делу о взятках завода Mercedes-Benz, латвийские борцы с коррупцией установили много деталей. Уголовный процесс начат с формулировкой: в связи с организацией поставки должностными лицами Evo Bus с июля 2002 года по декабрь 2006 года 117 автобусов Mercedes-Benz по завышенным ценам, а также по факту незаконного получения средств госчиновников в связи с закупками. Однако уже через 2 месяца подозреваемый по делу о взятках Daimler Тенис был освобожден из тюрьмы. Решение об изменении меры пресечения для Тениса подало Бюро по борьбе с коррупцией. Возможно, Тенис был освобожден под залог.

Одним из последних, пока развивающихся скандалов стала история с декларацией о доходах министра экономики Артиса Кампарса. Из его декларации выяснилось, что он получил от жены в подарок полученные от продажи квартиры деньги (более 38 тыс. евро), которые были в три раза больше, чем указанная в этой сделке сумма. Кроме того, он смог погасить долг (с 299 тыс. 766,36 евро в 2009 году до 197 тыс. 296,83 в прошлом году), который был значительно выше, чем вся его официально заработанная сумма (29 тыс. 968,53 евро). После долгих разбирательств выяснилось, что некий таинственный благотворитель ссудил ему 49,80 тысяч евро. Но назвать имя инвестора министр отказывается до сих пор. А еще один благодетель - банк SEB - во время кульминации экономического кризиса в 2009 году, когда обычным предпринимателям кредиты были практически недоступны, выдал работающей с большими убытками компании министра экономики Ronis кредит на три года в размере 1,97 миллиона евро. К тому же кредитор не потребовал даже проценты с кредита от фирмы министра. Конечно, в итоге Кампарс дал комиссии по этике разъяснения о своих финансовых сделках, о чем сообщил премьер-министр Валдис Домбровскис ("Единство"), однако что именно рассказал комиссии министр экономики, до сих пор не известно.

Эстония

На фоне Литвы и Латвии северная "сестра" в Прибалтике - Эстония выглядит крайне скучно. Коррупция в Эстонии официально не существует. Точнее, это утверждают различные международные рейтинги, в которых Эстония традиционно оказывается по этому показателю в куда лучшей позиции, чем "прибалтийские сестрички". Transparency International в последнем из них поставил Эстонию по уровню коррупции на 27-е место из 180. В какой-то степени ничтожность коррупции в Эстонии стоит признать. Ее действительно мало в той части официальной жизни, которую мы видим и частью которой бываем.

Причина ее скромности в Эстонии - вполне объективная: малый размер территории, населения и свободных нераспределенных ресурсов - главной базы для коррупции. Каждый евро на учете, так как каждый евро госбюджета, помощи из Евросоюза и муниципального бюджета на вес золота: ведь в Эстонии нет шальных "нефтедолларовых" поступлений в казну, а значит, движение даже небольших сумм из одного направления в другое сразу вызывает заинтересованный взгляд тех, кто посчитает, что его обделили. Из-за малых размеров территорий и численности населения любой человек здесь словно под лупой, любой подозрительный случай может иметь отражение в ведущих СМИ (не исключая и намеренный вброс компромата). Не забывайте про тотальное распространение электронных средств связи в работе большинства официальных учреждений, которые фактически устраняют цепочку "проситель - чиновник" в привычном понимании этого слова, так как проситель может подать заявку на что-либо и получить подтверждение или отказ через Интернет, даже не заходя в кабинет к чиновнику. Это, конечно, в целом, "вид сверху", а в деталях при ближайшем увеличении проявляются и негативные моменты, о которых - чуть позже.

Период приватизации в Эстонии с неизбежными чиновничье-политическими интригами, сговорами, и даже криминальными разборками со стрельбой остался в девяностых годах. Из-за активного, и даже чересчур активного желания эстонских властей понравиться Западу и получить от него политические преференции в виде членства в НАТО и ЕС все ведущие или, наоборот, неразработанные из-за отсутствия долгих навыков свободного рынка области коммерческой деятельности того периода очень быстро были переданы западным концернам, которые во многом и определили дальнейшую "чистоту антикоррупционной ситуации" в Эстонии, привнеся западные методики отношения бизнеса и власти. Произошло это еще и потому, что эстонские высшие чиновники, подчиняясь стратегической линии "на Запад" и советам своих западных экономических советников - представителей того самого сообщества, не имели широкого пространства для коррупционных маневров (отмена или пересмотр решений, затягивание вопросов приватизации или продажи госсобственности и т.д.), так как часто такой вопрос носил "политический характер" и находился на контроле у главных кураторов сближения с Западом. Тем более, что за каждым из таких пришедших на эстонский рынок концернов стояли влиятельные структуры Запада, которым даже не понадобилось особо давить на эстонские власти при получении всех причитающихся их бизнес-структурам привилегий и бонусов. Сейчас в руках иностранного бизнеса находятся полностью такие сферы частной деятельности жителей Эстонии и государства, как банковские услуги, финансирование и кредит, торговые сети, инфотехнологии, СМИ, автобизнес, большая часть пищевой и строительной промышленности и прочая. Правительство в разные годы было готово продать за бесценок всю транспортную инфраструктуру с железной дорогой и портами и всю электроэнергетику, но Бог миловал... Список того, что отошло нашим партнерам по ЕС, можно продлевать бесконечно... Понятно, что, имея такое влияние в Эстонии, все эти люди никогда не станут поощрять чиновничью коррупцию в Эстонии. Они и так победители!

Как видите, пространство для маневра у коррупционеров Эстонии совсем маленькое и остается лишь там, где они все еще имеют возможность диктовать свои условия бизнесу, в основном, отечественному. Так как эстонским бизнесменам после западных концернов остаются крохи, то и взятки и коррупционные схемы по своим объемам и условиям выглядят в глазах большинства соседних стран просто смехотворными.

И вот тут-то, на низовом уровне бизнеса в Эстонии, можно смело утверждать: коррупция жила, живет и будет жить, а коррупционер сидит на коррупционере...

За два последних года Полиция безопасности Эстонии возбудила более 20 уголовных дел в отношении топ-чиновников муниципальных структур Таллина, Тарту, Нарвы, Пярну, Кохтла-Ярве и других городов по обвинению во взяточничестве. Причины всегда похожие: город или госструктура объявляют конкурс на проведение работ или оказание услуг, победитель объявляется, а потом выясняется, что "все было непросто". Последний пример: вице-мэр Нарвы арестован за решенный в пользу конкретной бизнес-структуры подряд на ремонт детских дошкольных учреждений города. Цена коррупционного решения - тысяча евро. Среди типичных коррупционеров Эстонии, в отношении которых министерство юстиции вынесло судебное решение, по данным за 2004 год присутствуют такие люди, как старший специалист по регистрации Таллинского бюро Авторегистра, инспектор труда, служащий IT-отдела департамента рынка труда, дорожный полицейский, руководитель коммерческого товарищества, уполномоченный сертифицировать жидкое топливо, чиновник по уголовному надзору, старший инспектор таможни и так далее.

Стоит также отметить, что большинство громких антикоррупционных дел, начатых следственными органами Эстонии, либо разваливалось в суде либо не находило подтверждения при детальной проверке. Так, вице-мэр Таллина был оправдан решением суда после пяти лет судебной волокиты, в итоге потеряв свой политический вес и бизнес-связи. Именно поэтому многие в Эстонии считают, что Полиция безопасности и министерство юстиции занимаются организацией "громких антикоррупционных обвинений", в основном, в отношении лиц, принадлежащих к оппозиционным партиям или симпатизирующим им, а сам правопорядок интересует органы меньше всего.

Не случайно, в Эстонии для объяснения ситуации, когда в правительстве Эстонии или муниципальных или частных структурах работают бок о бок бывшие "одноклассники" или "однокурсники" (в России в таком случае говорят о "выходцах из одного города" - почувствуйте разницу!), существует выражение seemukapitalism. Означающий буквально "капитализм братанов". И, наверное, последнее. Еще одна важная, удивляющая многих деталь - умеренные аппетиты эстонских официальных лиц. Сумасшедших заработков в Эстонии нет, ответственные чиновники вполне довольствуются скромными месячными окладами 1,5 -2 тыс. евро зарплаты и различных доплат и держатся за свое место. Так как в Эстонии нет своих "Рублевок", типичный домострой ответственного чиновника - это двухэтажный дом из гипрока и дюралюминия типового проекта стоимостью до 100 тысяч евро максимум и оформленный в кредит на 25 лет, так что "размахиваться на миллион" эсточиновникам ни к чему, а вот удержаться на рабочем месте - очень даже. Эстонское чиновничье сообщество к тому же живет по принципу единоподобия: очень важно не отличаться от других. Именно поэтому упор сделан на "патриотические ценности" - чиновники не соревнуются в стоимости украшений для жен или пафосности домов, а записаны в хоры эстонской национальной песни и танца, занимаются активным образом жизни и всяческим позитивом. Психологически немаловажный штришок: эстонский чиновник очень хочет быть похожим на шведа или немца (причем, в буквальном смысле этого слова!), а потому ревностно следит, чтобы его внешность и манеры больше соответствовали аскетизму и аккуратности немца, чем хлебосольству и любви к трате денег представителей "третьего Рима".

А вообще-то, правительство Эстонии приняло стратегию борьбы против коррупции, и называлась она "Честное государство".