"Популистский, провокационный характер", "многочисленные прямые противоречия с действующей Конституцией", "антидемократический, дискриминационный и антинаучный подход" - эксперт Центра "Полис Азия" (Бишкек) кандидат исторических наук Павел Дятленко предоставил редакции ИА REGNUM оценку подготовленного партией "Ата Журт" проекта "Концепции государственной национальной политики Кыргызской Республики". ИА REGNUM приводит мнение эксперта полностью:

"Данный документ носит, прежде всего, популистский, провокационный характер и подготовлен для достижения нескольких целей, мало связанных с интересами общества Кыргызстана - для пиара партии в преддверии предстоящих в октябре выборов президента республики, привлечения к себе псевдопатриотической (а на самом деле националистической) риторикой части националистически и ксенофобски настроенного электората и его закрепления за партией, перехватывания инициативы по созданию документа, планирующего этнолингвистическую политику государства на среднесрочную перспективу (в настоящее время аппарат президента КР заканчивает работу по принятию подготовленных экспертами, с участием ОБСЕ взвешенной и сбалансированной "Концепции этнической политики и консолидации общества КР" и Плана действий по ее реализации до 2015 года).

Проект "Ата-Журта" направлен на разыгрывание национального и языкового вопросов, которые являются крайне болезненными для кыргызстанского общества, еще не оправившегося после трагических межэтнических конфликтов 2010 года. Притом этот проект подготовлен и внесен на общественное обсуждение незадолго до годовщины трагических событий июня 2010 года в Оше и Джалал-Абаде.

Обсуждение (и тем более, попытки по принятию) данного проекта в парламенте приведут к росту ксенофобии и этнонационализма в обществе Кыргызстана и серьезным репутационным потерям во внешней политике.

В проекте содержатся многочисленные прямые противоречия с действующей конституцией и законами Кыргызской Республики.

В этой концепции делается акцент на развитии "кыргызской нации как интегрирующего и консолидирующего ядра кыргызского общества" (на с. 15), это прямо противоречит пункту 1 статьи 2 ("Народ Кыргызстана является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в КР"), пункту 3 статьи 10 ("КР гарантирует представителям всех этносов, образующих народ Кыргызстана, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития") и пункту 1 статьи 20 ("В КР не должны приниматься законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина") конституции КР. Из этого однозначно вытекает антиконституционность самого проекта концепции, предлагаемого к принятию в концепции законопроекта "Об этнических меньшинствах КР", изменений и дополнений к названным в разделе "Нормотворческая деятельность" законам.

Анализ представленной концепции указывает на то, что он был подготовлен непрофессионалами в этнической тематике. На это указывают применение давно устаревших или несуществующих терминов, неиспользуемых в современной науке смыслов терминов.

Например, в концепции нация трактуется как этническая категория, похожее понимание этого термина существовало в тоталитарных государствах (нацистская Германия, фашистская Италия и т.д.). В современной науке нация понимается как общность людей, объединенных гражданством и проживанием на территории одной страны.

Значение приведенного в проекте термина "титульная нация" сомнительно, требуется точное указание международных документов, из которого он был якобы заимствован.

Также авторы концепции при ее написании исходили из антидемократического, дискриминационного и антинаучного подхода о безусловной предписанности и обязательности знания определенного языка по факту этнической принадлежности. На практике, по теории языкознания и социолингвистике родной язык - это язык (или языки), который усваивается человеком в бессознательном возрасте и не связан с этнической или иной идентичностью.

Термин "национальные интересы" пришел из английского языка и означает интересы государства, но не интересы определенного этноса. То же самое касается термина "национальное самосознание".

В современной науке не используются термины: "государствообразующая нация", "национальный вопрос" (ранее он использовался в марксистской теории, в настоящее время вышел из употребления в связи с заменой на "этнические (или межэтнические) отношения"). Крайне редко используется термин "менталитет", так существуют серьезные разночтения в его понимании, описании и трактовке.

В современной социолингвистике нет функциональной разницы между государственным и официальным языком, в английском языке это один общепринятый термин - "official language".

Авторы концепции исходят не из функционального или институционального подходов, наиболее распространенных в настоящее время и принятых мировым академическим сообществом, а опираются на административно-командный советский подход, в котором чиновники от имени государства жестко регулировали по своей воле все социальные (в том числе и этнолингвистические) процессы. В данном случае это похоже на возможную попытку проведения политики ассимиляции, а не интеграции общества на основе многоязычия и культурного многообразия.

Предложение о создании Совета Жогорку Кенеша по межэтнической и межконфессиональной политике представляется малоэффективным способом решения межэтнических и межконфессиональных проблем и вопросов, так как почти все высокопрофессиональные специалисты по данным вопросам работают в вузах и международных организациях, в государственных органах их просто нет, и передача полномочий по решению таких крайне сложных, требующих специальных знаний и опыта проблем непрофессионалам чревата крайне негативными последствиями.

Также, по тем же причинам, серьезные сомнения вызывает целесообразность и результативность создания Курултая народа Кыргызстана. За последние 20 лет подобные собрания неоднократно созывались А.Акаевым и К. Бакиевым для имитации демократии и одобрения проводимого этими президентами политического курса, чем и была дискредитирована сама идея курултаев.

К тому же предлагаемое создание Совета Жогорку Кенеша по межэтнической и межконфессиональной политике противоречит конституционной норме о светском характере государства (пункт 1 статьи 1 конституции КР) и отделении религии от государства в Кыргызстане (пункты 1,2 и 3 стать 7 конституции КР) и похоже на попытку взять под полный контроль парламента этнические и религиозные процессы".