В Казани прошло первое заседание межведомственной рабочей группы "по вопросу гармонизации межэтнических отношений", которое провела вице-премьер РТ Зиля Валеева. Совещание сопровождалось удивительными заявлениями.

По вопросу "гармонизации межэтнических отношений в республике" выступил начальник Управления по вопросам внутренней политики президента РТ Александр Терентьев, который в ходе доклада признал, что у жителей республики вызывают "определенную настороженность попытки распространения среди мусульман РТ, особенно среди молодежи, салафитских взглядов". "Данный вопрос требует постоянного внимания и деликатного участия всех органов власти", - отметил чиновник.

Однако во всем прочем обстановка в Татарстане просто образцовая, и даже "многочисленные группы выходцев из бывших союзных республик" не влияют на формирование "доминирующего в Татарстане принципа толерантности и взаимного уважения к разным народам". Важным условием этого является "политика соблюдения баланса интересов ведущих конфессий", - заявил Терентьев, заставив присутствующих сомневаться в адекватном восприятии реальности, поскольку всем известно, что число мечетей в республике давно превысило число православных церквей (культовых сооружений, используемых для нужд другой ведущей конфессии в Татарстане - прим. ИА REGNUM) в шесть раз.

Что касается "определенной настороженности по поводу попыток распространения салафитских взглядов", то можно напомнить Александру Терентьеву, что в ноябре 2010 года в республике прошла полномасштабная боевая операция по ликвидации террористической группы исламистов-фундаменталистов, в которой участвовало 500 человек личного состава, а также БТРы и один вертолет. В результате в январе ушел в отставку муфтий Татарстана Гусман Исхаков, а президент республики был вынужден заявить о недопустимости распространения ваххабизма в Татарстане.

Если все это, по мнению Терентьева, вызывает всего лишь "определенную настороженность у населения", то что же по-настоящему волнует жителей Татарстана и его руководство? Кстати, можно отметить, что реакция самого Александра Терентьева на все эти события до сих пор непонятна: не далее как в декабре он попытался сорвать научно-практический семинар "Салафизм в Татарстане: распространение, конфликтный потенциал, меры противодействия", проводимый в Казани под эгидой Национального антитеррористического комитета.

"В Татарстане работает более 100 национальных культурных центров, имеются музеи, функционируют фольклорные коллективы, проводятся народные праздники, - рапортовал начальник управления АП РТ, - также большое внимание уделяется работе по созданию целостной системы национального образования. В республике работают школы с разными этнокультурными компонентами". После этого Александр Терентьев представил собравшимся проект плана действий "по гармонизации межэтнических отношений в РТ" на текущий год, составленный "с учетом мнения различных общественных объединений". Документ будет рекомендован правительству РТ для принятия, сообщает официальное агентство "Татар-информ".

В ходе его обсуждения у членов рабочей группы возникли вопросы. В частности, председатель комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев предложил возродить "межнациональные очаги, в которых бы находились образовательные центры", так как, по его словам, оптимизация приводит к закрытию татарских национальных школ.

Мнение Валеева было принято к сведению. Однако когда другой член рабочей группы, профессор-социолог и председатель Общества русской культуры РТ Александр Салагаев выступил за расширение сети школ с русским этнокультурным компонентом, его тут же поправила вице-премьер Зиля Валеева. Она пояснила, что снижение уровня знаний по русскому языку - общероссийская тенденция, которая присуща не только Татарстану. А в конце заседания еще раз напомнила, что "теоретические наработки социологов не всегда могут предупредить вызовы современности". Правда, вице-премьер все же согласилась с председателем ОРК в том, что выхода из сложившейся ситуации не найдено.

В итоге как рабочая инициатива были приняты предложения по трансляции социальных роликов "по религиозному и межэтническому согласию", а представитель Общественной палаты РТ Константин Яковлев выступил с предложением организовать в республике "культурно-просветительские экспедиции для проведения ежегодных (sic!) встреч с населением".

Завершая заседание, Зиля Валеева сказала, что все присутствующие несут ответственность за межнациональное согласие в республике, поэтому "хотелось бы, чтобы работа комиссии не носила формальный характер" и в результате появились решения, которыми "мы не только сами пользовались, но и могли бы предложить как инструмент другим для решения проблемных ситуаций".

В этой связи можно заметить, что если работа будет идти таким образом, то проблемные ситуации в Татарстане вскоре возникнут. Ведь если судить по последним событиям, находящимся в сфере компетенции рабочей группы "по гармонизации межэтнических отношений" - митингам в защиту русского языка, то реакция правительства Татарстана оказалась далека от конструктива. Акций протеста, на которые в Казани и Набережных Челнах вышли как русские, так и татары, сначала постарались не допустить, а потом попытались сорвать с помощью татарских национал-радикалов, действовавших при попустительстве правоохранительных органов.

При подобном подходе, напоминающем о методах "становления суверенитета Татарстана" в боевые 1990 годы, культурно-просветительские экспедиции в народ явно не помешают. Возможно, таким образом ответственным работникам аппарата президента и правительства РТ удастся понять настроения среди населения и без социологов.