Глава Минобразования Чувашии о новом стандарте: Хватило ума остановить этот процесс

Чебоксары, 17 мая 2011, 19:03 — REGNUM  Глава Минобразования Чувашии Владимир Иванов поддерживает федеральный проект образовательного стандарта для старшеклассников. Как передаёт корреспондент ИА REGNUM, об этом министр заявил сегодня, 17 мая, на пресс-конференции. "Начну с того, что федеральный стандарт не принят, он обсуждается. Это первый ключевой и очень важный момент. Хватило ума остановить этот процесс и довести до обсуждения. Во-вторых, я - сторонник новых стандартов. И третье: для меня очень важно, что у ученика появляется возможность варьировать не столько сами предметы, а объём часов, выделенных на изучение того или иного предмета - предмета по профилю", - заявил, в частности министр, признав, что "здесь возникает очень много вопросов".

По мнению главы Минобразования Чувашии, причиной эмоциональных разговоров вокруг нового проекта стало его "неправильное толкование": "Так заумно написано, что его понять сразу невозможно".

Владимир Иванов подчеркнул, что базовый, общеобразовательный уровень - "минимальный стандарт" - "всё равно реализуется": "Ничего не теряется, базовый уровень сохраняется. Я сторонник того, что традиционную систему образования нужно сохранять и укреплять, её разрушать нельзя. Сохраняя эту систему, новый проект позволяет развивать индивидуальную траекторию ученика за счёт дифференциации, индивидуализации обучения. Если у ребёнка есть способности, интерес к другим предметам, у него появляется возможность изучать их дополнительно". Министр также обратил внимание на то, что его кандидатская диссертация так и называлась: индивидуализация обучения способных и одарённых учащихся: "Принцип здесь один и тот же. У ребёнка в старшем звене должна быть самостоятельность, ответственность, активная жизненная позиция по отношению к образовательной деятельности в том числе. У ученика должна быть вариативность, выбор того или иного направления, и он должен иметь возможность переходить с одного уровня на другой. Эта идея заложена в новом стандарте. Если мы его грамотно реализуем в школе, то я вижу больше плюсов, чем минусов".

"Минусы есть, - продолжил Владимир Иванов. - У нас учителя говорят, что ученик не готов к выбору предметов, и он выберет такие предметы, чтобы ему было легче учиться. Я не согласен с этим, потому что ученик всё-таки не глупее нас. Да, в первое время такая психология может работать, но постепенно у учащегося всё равно будут появляться новые потребности, ему захочется самореализации. Постоянно делать лёгкую, рутинную работу никому не хочется. И эта психология сработает, потребности возникают во время процесса".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, Минобрнауки доработало проект государственного образовательного стандарта для старшей школы. Предыдущий проект вызвал негодование у учителей и общественности: протесты спровоцировало предложение оставить в школьной программе лишь четыре обязательных предмета ("Россия в мире", ОБЖ, физкультура и некий индивидуальный проект). Остальные предметы старшеклассники должны были выбирать самостоятельно, причем в первой редакции проекта предполагалось, что это будет не более семи предметов. Опубликованное в ЖЖ и ИА REGNUM открытое письмо, собравшее более 23 тысяч подписей, не в последнюю очередь послужило тому, чтобы дискуссия о проекте была продолжена.

В новом документе предписано, что обязательным для изучения будет 40% школьной программы - то есть, 9-10 предметов, а не семь. При этом сохраняется деление изучаемых дисциплин предметов на уровни - интегрированный, базовый и профильный. Интегрированный уровень, то есть обязательный к изучению всеми школьниками, расширился не слишком сильно. Правда, к обязательным предметам прибавилась "русская словесность". Отметим, что именно отсутствие русского языка в качестве обязательного вызвало наибольший протест общественности. Теперь же, согласно стандарту, "обучающийся в обязательном порядке выбирает либо "русскую словесность" на интегрированном уровне, либо "русский язык и литературу" на профильном или базовом уровне. Кроме того, при желании выбирается для изучения "родной (нерусский) язык и литература" на одном из представленных уровней".

Между тем, речь идет не о документе, а о проекте стандарта старшей школы, который еще подлежит доработке, отметил, в частности, замглавы Минобрнауки Максим Дулинов в рамках круглого стола, посвященного проблематике нового стандарта.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.