В СМИ Архангельской области было много материалов по поводу заседания секции "Лесопромышленный комплекс" экспертно-аналитического совета при Главе администрации Архангельской области от 17 июля 2003 года, на котором рассматривался вопрос о структуре программы реструктуризации и развития лесопромышленного комплекса Архангельской области, разработанной ООО ПКП "Титан".

ИА REGNUM - Архангельские Новости решило опубликовать распечатку (стенограмму) основных выступлений на этом заседании. К сожалению, мы не смогли отразить высокий эмоциональный накал на этом заседании, однако, постарались показать главные позиции основных участников этой секции.

Владимир Коломенцев, директор департамента экономики администрации Архангельской области

Перед сегодняшней нашей встречей господин Крупчак, председатель постоянно действующей комиссии областного собрания депутатов по лесопромышленному комплексу сделал заявление. Это все было напечатано в газете "Правда Севера" от 02 июля 2003 года "О разработке "Титаном" программы реструктуризации и развития лесопромышленного комплекса Архангельской области до 2004-2010 гг.". К сожалению, на мой взгляд, это заявление недостаточно корректно, т.к. на поверку программ пока еще не существует. Есть только развернутый проект структуры концепции программы с аналогичным названием. Это было подтверждено обращением Крупчака в администрацию области, а также в газете "Лесные новости" от 10 июля 2003 года. Необходимо подчеркнуть, что г-н Крупчак не является первооткрывателем идеи стабилизации лесопромышленного комплекса Архангельской области, а практика применения программного метода для решения социально-экономических проблем сложилась у нас в администрации с 1996 года, начиная с разработки комплексной антикризисной программы и т.д. Фактически все вы участники этого процесса. Заседанию секции экспертно-аналитического совета известно, что на территории области реализуется программа развития лесопромышленного комплекса Архангельской области на период до 2005 года, входящая в состав комплексной программы социально-экономического развития Архангельской области. Она разработана в 2000 году совместными усилиями департамента лесопромышленного комплекса, ЦНИИМОДом, при участии Архангельской областной межотраслевой ассоциации промышленники Поморья, советом лесопромышленников Архангельской области и другими очень важными организациями. В ней были учтены замечания совета союза лесопромышленников Архангельской области, союза лесопромышленников и предпринимателей. Эта программа была рассмотрена в сентябре 2000 года на заседании экспертно-аналитического совета при главе администрации области.

Для того, чтобы поделиться мнениями, мы пригласили всех экспертов и участников процесса подготовки, разработки действующей программы лесопромышленного комплекса. Вы в большинстве своем участвовали в подготовке реализации закона, областного закона, мы участвовали вместе с вами в подготовке концепции лесной политики РФ, в подготовке предложений по развитию и совершенствованию внутрихозяйственных, финансовых и технологических отношений в лесопромышленном комплексе, которые были переданы президенту РФ В.Путину. Все мы работаем в пласте проблем и задач лесопромышленного комплекса Архангельской области. И в этих условиях возникает несколько вопросов, на которые необходимо найти ответ. Чем не устраивают председателя постоянно действующей комиссии областного собрания депутатов Крупчака действующая отраслевая программа развития ЛПК, разработанная совместными усилиями всех специалистов лесопромышленной отрасли, науки и органов исполнительной власти?

Возникает и второй вопрос. Чем руководствуются инициаторы разработки новой программы, определяя срок начала 2004 г.? Как это сообщается с теми планами действий, в рамках которых участвуют субъекты хозяйств на территории области и, тем более, лесного комплекса? Как предполагается Владимиром Ярославовичем делить финансовые и иные ресурсы в случае реализации двух одноименных программ. Гипотетически, конечно, это невозможно представить. Чисто абстрактно. И каковы гарантии того, что продекларированные структуры новой программы позволят решить существующие проблемы, которые мы четко видим и знаем, о которых мы четко сформулировали свои позиции, позиции не только исполнительной власти, но и лесопромышленных руководителей и собственников, которые были переданы непосредственно В.В.Путину на совещании. И как новый механизм позволяет решить существующие проблемы в ЛПК лучше, чем механизмы и исполнительные программы, действия всех нас вместе с вами, здесь сидящих? Для того, чтобы позиционировать себя в отношении этого процесса правильно и оценить, нам необходимо обсудить вопросы.

Сейчас Алексей Фридрихович Павлов проинформирует вас о текущем состоянии разработки программы и потом перейдем к обсуждению.

Алексей Павлов, директор департамента ЛПК администрации области Уважаемы коллеги! Сегодня у нас состоится заседание секции по лесопромышленному комплексу экспертно-аналитического совета при главе администрации области. Необходимость проведения возникла с связи с тем, что группа компаний "Титан" проинформировала о намерениях разработать областную целевую программу "Реструктуризации и развития лесопромышленного комплекса Архангельской области со сроком действия 2004-2010 гг". Таким образом, группа компаний "Титан" выступила с инициативой разработки этого документа, практически приняла на себя ответственность за будущее областного лесопромышленного комплекса. Несмотря на то, что это прерогатива и полномочия органов государственной власти и всего лесного бизнеса в целом. Кроме того, существует определенная процедура подобных инициатив. Во-первых, поступившее в администрацию области 3 июля письмо не имеет конкретного адресата, что совершенно некорректно с точки зрения норм деловой этики. Во-вторых, существует определенная процедура инициации и разработки областных целевых программ, установленная Постановлением Главы администрации области от 15 марта 2002 года № 45 "О порядке, разработке, утверждении и реализации областных целевых программ в Архангельской области". Этот документ под названием развернутая структура программ и является по сути дела только обновлением содержания и несет в себе информацию о принципиальных взглядах инициаторов на пути развития лесопромышленного комплекса. Я надеюсь, что ответ на этот вопрос мы получим сегодня.

Поэтому, учитывая всеобщий интерес к проблематике лесного комплекса и уважая инициативу известной имеющей большой опыт лесного бизнеса компании, мы пригласили ее руководителя для разговора и попросили представить концепцию программы на расширенном заседании секции лесопромышленного комплекса экспертно-аналитического совета.

Надеемся, что диалог будут конструктивным. Чтобы ситуация стала ясна, я должен пояснить некоторые моменты. С 1998 года администрация области приняла среднесрочную программу социально-экономического развития нашего региона. Основные направления социально-экономического развития Архангельской области действовали в 1998-2000 гг. В настоящее время также реализуется среднесрочная программа. В качестве подпрограмм отходят отраслевые программы, в том числе и программа развития лесопромышленного комплекса. Программа выдержана в формате типовой структуры целевых подпрограмм, рекомендована методическими указаниями по их составлению. Объем и содержание подпрограмм отвечает целям и задачам, которые ставились при ее формировании. В качестве ориентиров при разработке подпрограмм использовались расчетные индикаторы развития до 2005 года. Назначенные ежегодно темпы прироста продукции в лесопромышленном комплексе должны составлять не менее 5 %. Пороговый уровень в 2005 г. утвержден в размере 140% к уровню 1998 г. Распоряжением администрации области от 30 декабря 1999 г. была создана рабочая группа для разработки концепции данной программы. Чтобы охватить самый широкий круг мнений и взглядов на развитие лесопромышленного комплекса рабочая, группа приняла решение направить связанные с лесным производством структурой отрасли предложения к участию для разработки подпрограммы. На это наше обращение откликнулись союз лесопромышленников, работодатели Архангельской области, научно-исследовательские учреждения, прежде всего, ЦНИИМОД, АГТУ, Северный институт лесного хозяйства, представительство Минэкономразвития в Архангельской области. Свои позиции и предложения изложили руководители Онежского, Соломбальского ЛДК, Котласского ЦБК, Тимбэкса, Луковецкого леспромхоза и ряда других предприятий. Нужно уточнить, что в то время среди них не оказалось предложения от совета директоров АЦБК. Таким образом, программа развития лесопромышленного комплекса была сформирована с привлечением широкого круга участников, одобрена Правительством области и начала действовать с 2001 года. Ежегодно ход ее реализации рассматривается на заседании Правительства области, где поводятся итоги, оцениваются результаты. Последний раз мы ее рассматривали по итогам 2002 года. Безусловно, любая программа не является совершенным документом. Следовательно, может подвергаться определенной корректировке, что периодически осуществляется. Примерно в тех условиях, когда она разрабатывалась, лесопромышленный комплекс был на подъеме, поэтому ставка делалась исключительно на внутренние резервы крупных компаний нашего лесопромышленного комплекса. К сожалению, не был взят во внимание циклический характер развития товарных рынков, непродуманна система предупреждающих мероприятий, трудно в то время было объективно оценить темп инфляции. В результате ожидаемый эффект оказался ниже запланированного. Вместе с тем, программа незавершенна. И говорить однозначно, что все намеченные рубежи недостижимы, нельзя. В первом году действия программы рост индексов физического объема промышленной продукции 1998 г. составлял 37 %. В 2002 г. ситуация, по известным причинам, ухудшилась. В текущем году обстановка выравнивается и показатели по окончании года будут значительно выше. Таким образом, мы считаем, ситуацию в лесопромышленном комплексе настолько кризисной, что следует срочно принимать какую-либо другую программу областного масштаба. В тоже время такие программы развития на перспективу необходимо иметь каждому крупному лесопромышленному комплексу, холдингу. В этом плане дальше всех ушла корпорация "Илим Палп Энтерпрайз", реализующая программу реструктуризации лесопромышленного холдинга КЦБК.

Необходимо отметить, что при работе над программой в 2000 г. мы планировали соединить программы развития крупных вертикально интегрированных компаний. К сожалению, тогда собственники, руководители не нашли возможность ознакомить нас со своими перспективными планами. Видимо из-за отсутствия таковых. В 2005 г. заканчивается действие подпрограммы развития лесопромышленного комплекса, программы социально-экономического развития Архангельской области на 2001-2005 гг. Мы приглашаем лесопромышленные компании к сотрудничеству при работе над новой программой, учтем предложения присутствующих по совершенствованию действующей подпрограммы, в т.ч. примем все конструктивные предложения, не противоречащие государственным интересам и планам других участников лесного рынка Архангельской области на перспективный период. Благодарю за внимание.

Алексей Ковальчук, заместитель генерального директора Архангельского ЦБК по связям с общественностью

Только что прозвучала речь Алексея Фридриховича. По поводу того, что вы хотели бы услышать наши доводы, почему мы обратились с такой инициативой. Давайте все по порядку. И что хотел бы сразу отметить, что группа компаний "Титан" не идет вразрез с действующей программой в области, которая расписана до 2005 г. Наверное, требуются объяснения того, что мы сделали. Во-первых, благодарю всех желающих принять участие в формировании структуры программ. Как вы сами прекрасно знаете, программа пишется только после принятия структуры. И на сегодняшний день мы получили большое количество предложений как с территории Архангельской области, так и с Москвы, других регионов, которые видели нашу структуру, где нас поддержали, внесли конкретные продуктивные предложения. Почему мы вышли с такой инициативой? По одной простой причине. Вы сами прекрасно понимаете, что у каждой компании есть стратегия развития. Не нужно быть человеком большого ума, чтобы понять, что руководитель должен знать, где его компания должна очутиться через 5 лет, через 10 лет. Плох тот руководитель, который этого не знает. Понятно, что группа компаний "Титан" имеет свою стратегию, она написана и прописана. Более конкретно об этой структуре расскажет Владимир Ярославович Крупчак, который здесь присутствует.

Основная стратегия и задача группы компаний "Титан" - это устойчивое развитие и создание современных конкурентоспособных производств по глубокой переработке древесины. Конечно, в целях развития группы компаний "Титан" существует много моментов, первый из которых - желание увеличить собственную лесозаготовку. На сегодняшний день группа компаний "Титан", насколько вам известно из СМИ, планирует заготовить в этом году порядка 2 млн. кубометров сырья. Конечно, этого недостаточно. Это то, что мы делаем собственными силами. В 2004 году планируется заготовить уже 3 млн. кубометров. Для этого мы реализуем инвестиционные программы, закупаем дорогостоящую технику и постепенно, поэтапно приближаемся к тем целям, которые прописаны в стратегии развития собственной компании.

На чем хочу остановиться. Группа компаний "Титан" - вертикально интегрированный холдинг, который в российском ЛПК занимает 2 место по всем показателям, а на территории Архангельской области - первое место. Имеет ряд инвестиционных проектов, среди которых четыре основных. Эти проекты оцениваются на сумму более 900 млн. долларов. Они будут осуществляться как на собственном производстве, так и с привлечением других сторонних зарубежных компаний. Что хочется сказать. Мы внимательно изучили программу, которая сегодня действует на территории Архангельской области, прописана она до 2005 г. У нас нет желания там что-либо менять. В ней есть много ценных предложений, которые сегодня используются. Замечательно написана аналитическая составляющая этой программы, но есть некоторые моменты, которые заслуживают корректировки на сегодняшний момент, хотя программа написана до 2005 г. Многие программы, написанные Правительством РФ до 2005, 2006 годов на сегодняшний день пересмотрены. В ноябре 2002 года Министерством экономики и развития РФ была написана предварительная структура и сама программа развития ЛПК России до 2015 г., которая предполагает 4-кратное увеличение объема производства. Но для этого нужны будут инвестиции в районе 25 млрд. долларов.

Сегодня мы хотим помочь своим опытом, своими возможностями и контактами для написания стратегии развития ЛПК области, а именно улучшения законодательной базы, правовой базы. Сегодня мы писали структуру, которую мы делали с учетом мнений высокопрофессиональных специалистов этой области как внутри страны, так и с привлечением специалистов высочайшего уровня и класса из-за рубежа. Я хочу передать слово Владимиру Ярославовичу. Но хотелось бы отметить следующее: мы предложили лишь структуру программы, как мы ее видим и как мы ее разработали с учетом нашего опыта, с учетом рекомендаций мировых консалтинговых агентств, которые с нами сотрудничают уже большое количество времени, с учетом западных партнеров, которые есть у нас. И сегодня когда мы получаем факсы, нашу структуру корректируют. Еще раз повторяю, мы не собираемся предлагать здесь программу. Она у нас не написана. Мы предлагаем свои услуги, свой опыт, так как с нашей компанией на сегодняшний день считаются. Что еще хотел бы сказать, с учетом мировых стандартов и рекомендаций ведущих специалистов в этой области и опыта нашей компании, мы разработали структуру. Мы хотим, чтобы в Архангельскую область вкладывали деньги не только российские инвесторы, но и западные, а также улучшалась экологическая и социальная обстановка.

Владимир Крупчак, председатель Совета директоров ОАО "Архангельский ЦБК" Добрый день. Я должен поправить. Начнем с того, что позиция г-на Коломенцева и г-на Павлова вызывает какой-то психоз, какое-то возбуждение, то же самое, когда компания Илим Палп готовила программу для ЛПК промышленности России и эта программа писалась Правительством, и мы тогда отправляли туда и свою программу.

И вы сами это знаете, что программа Правительства есть и она разработана до 2015 г. Эту программу критиковали очень серьезно, особенно в плане того, где обещания государства. Где мы видим поддержку государства в развитии лесопромышленного комплекса? Прошло уже несколько лет, а этой поддержки просто нет. Один разговор. Разговор идет по таможенным пошлинам, по поводу отмены НДС, вопрос по поводу отмены импортных пошлин на оборудование. Практически сегодня российское оборудование, которое могло бы сегодня достойно работать, не выпускается в лесопромышленном комплексе. Его практически нет в целлюлозно-бумажной промышленности и в переработке гофрокартона и в заготовке леса. Поэтому вопросов очень много. Лед тронулся. Вчера, буквально, на той неделе было опубликовано, что готовится отмена таможенных пошлин на 50%. А на фанеру 50 % или 100%. Рассматривает вопрос об отмене таможенной пошлины по картону. Мы еще раз говорим, что та программа, которая есть в Архангельской области достаточно грамотная, много в ней аналитики. Но ситуация меняется. Необходимо ее скорректировать. Еще раз говорю, мы не изобретаем велосипед, мы обращаемся ко всем крупным предприятиям, создать рабочую группу. Мы вышли с этой инициативой, потому что на примере нашей группы, на примере Илим Палпа мы видим, что сегодня, чтобы делать какие-то большие реорганизации, модернизацию нужны большие деньги. Сегодня они есть в России, но под большой процент Сбербанка. Эти деньги нужны на 5-10 лет. Это выгодно западным банкам, западным инвесторам и мы ведем переговоры.

Ошибка с нашей стороны, что мы не подготовили и не дали сюда предложения. Может быть, она у нас была не готова. Но сейчас у нас есть эта программа по модернизации комбината, развитию лесопромышленности, лесозаготовки, лесопереработки. Я хочу сказать, что это не есть, что мы хотим сделать свою программу "Титана" программой всего ЛПК области. Это абсурдно и ненормально, начинать с этого беседу неправильно, поэтому мы и направили всем предприятиям предложения. Проявить инициативу, наверное, надо было и господину Павлову. Сегодня я хочу сказать, что не вижу какой-то помощи от департамента ЛПК, Архангельской области. Это так. Поверьте мне. Нет рычагов управления по акциям. Нет финансов.

Говорить сегодня, что мы хотим свою инициативу в противовес инициативе администрации области, департамента - этого нет. Совместно решим, создадим рабочую группу, пожалуйста, возьмите инициативу в свои руки, мы будем только рады и это надо решать, по каждому году делать отчет.

Есть программа развития лесопромышленного комплекса Правительства до 2015 г. Но я думаю, что когда наступит 2015 г., никаких 25 млрд. лесопромышленный комплекс не получит.

Давайте мы поэтапно расскажем о том, что мы планируем у себя. В группе компаний "Титан" на ближайшие 3-4 года. У нас расписаны финансы, время, деньги. Существует 4 основные проекта, о которых мы докладывали и говорили.

Первый основной проект примерно на 900 млн. долларов. Наши проекты на 4 года доходят до 1 млрд. долларов. Это не просто слова, у нас проработаны вопросы, на протяжении нескольких месяцев создана рабочая группа. Советом директоров выделено 200 тыс. долларов на разработку этих проектов. У нас работают опытные шведские, американские, финские компании. Заключены договоры, мы заплатили деньги, собираем всю информацию.

Второй проект - поставить первую очередь АЦБК. В 1996 г. из-за экологических проблем, из-за проблем недостатки леса первая очередь была закрыта. АЦБК строился с заводами, которые могут самостоятельно работать по выпуску сульфитно-хвойной целлюлозы. Этот завод был в 1996 г. закрыт и АЦБК и надо было сокращать 5 тыс. человек. Мы заплатили, мы их оставили на комбинате, потом часть уволили. Этот проект по выпуску 250 тыс. тонн целлюлозы по варке не сульфитной, а сульфатно-лиственной и примерно будет стоить 300-350 млн. долларов. Этот проект есть.

Есть второй проект увеличения варки на третьей очереди. Примерно до 100 тыс. тонн сульфатно-лиственной целлюлозы. Инвестиционный проект до 100 млн. долларов. Окупаемость проекта примерно 4 года. Все это рассчитано. На следующий год проект начинает действовать. Деньги найдены. Бюджет сделан, окупаемость проекта сделана. Я еще раз говорю примерно на 100 тыс. тонн на третьей очереди увеличится варка.

Бумага. Вы знаете прекрасно, что такое мелованная бумага. Практически мы закупаем 150 тыс тонн мелованной бумаги за границей (Финляндия, Швеция). А если взять все виды бумаг не только мелованных, а другие виды бумаги, картон, она составляет 1,5 млрд. долларов. Столько ежегодно уходит у нас из страны. И если вы знаете себестоимость, то рыночная цена целлюлозы - это 300 тонн без НДС, а мелованной бумаги больше 1000 тонн без НДС. Примерно тот навар, который мы сегодня теряем - 700-800 долларов на тонну. Естественно, сегодня есть проект с Внешторгбанком о строительстве завода по мелованной бумаге рядом с третьей очередью. Проект достаточно дорогой до 250 - 300 млн. долларов. Этот проект прорабатывается. Но еще раз говорю, мы предоставляем только площадку, объемы целлюлозы, у нас нет таких денег, деньги предоставляет Внешторгбанк или другие банки по конкретной программе, по конкретному бизнес-плану. Эта программа тоже есть.

И еще раз говорю, нам не потянуть сразу 4 эти проекта. Они есть, они работают. Естественно, что с увеличением на 3 очереди варки на 100 тыс. тонн, с восстановлением первой очереди, мы планируем увеличение 2 очереди на картоноделательные машины. Мы вложили туда более 40 млн. долларов в реконструкцию. А вообще комбинатом за 4 года в производство вложено более 300 млн. долларов. Ни одно предприятие в России целлюлозно-бумажной отрасли не вложило столько денег, сколько вложил АЦБК. Это не болтовня, это конкретные цифры, конкретные факты.

В реконструкцию первой картоноделательной машины, чтобы увеличить ее мощность сделать примерно 320 тыс. тонн картона вместо 240 тыс. тонн, которые делает картноделательная машина №1, после реконструкции мы можем увеличить объем выпуска до 300 тыс. На второй машине увеличим тысяч на 20. И опять же мы сможем делать не серый картон, а картон с белым слоем. Мы можем поставить мелованную установку.

Тот проект много нашумевший в Подольске за год вышел на проектную мощность, которую не сделал ни один завод, ни западный, ни российский. Если раньше ездили за рубеж смотреть, то сегодня приезжают наш Подольск смотрят. Это самый современный завод, который построен в Европе. Он обошелся в 37 млн. долларов, был построен в чистом поле. Его построили за год. Проектная мощность вышла в 14 млн. долларов в месяц. И это опять же не самостоятельный завод, это филиал Архбума.

Естественно, все это требует увеличения лесозаготовки. Если все так хорошо, то почему тогда наши заводы работают в 1-2 смены, в 1,5, почему сокращают 3 смену? Почему заготовка леса когда-то была 28 млн., а уменьшилась до 7,8?

Как та инициатива Илим Палпа в правительственных кругах. Они выходили с этой программой. Но что было взято из программы Илим Палпа, из других программ? Много говорилось про заготовку леса. Я еще раз повторяю, не может сегодня леспромхоз, работающий на 600-800 человек или 500 в поселке живущих содержать этот поселок, заготавливать меньше 100 тыс. кубометров леса и платить налоги и к тому же содержать социальную сферу, на нем постоянно висит задолженность за щепу, за тепло, за все остальное. Взять те ситуации, которые были в Сие, Усть-Покшеньге, Светлом и других леспромхозах. Когда замерзли, разморозились трубы. По 8-10 млн. администрация района должна этому леспромхозу. Взять ситуацию в Новодвинске. Мы как-то решаем эти вопросы. 500 млн. мэрия Новодвинска должна АЦБК за отпущенное тепло, сегодня вынуждены будем поднять наценки. У нас там нет наценки, мы даем это по себестоимости. Мэрия это знает, мы открыты.

Мы не можем столько бесплатно туда отпускать. 300 млн. было 2 года назад, потом 400 млн., сегодня 500 млн. Поднимаем наценку, но ситуация такая: не платят бюджетники, школы, больницы. Наша задача по крайней мере выйти в норму, а потом дальше будем смотреть. Но естественно не составляем ни штрафов, ни пени на мэрию. А эти деньги 500 млн. можно было отправить в те же леспромхозы.

Много говорилось о форвардерах, катепилларах, харвестерах, о западной технике. Велосипед изобретен, вон поезжайте, посмотрите как заготовливают финны, шведы. Наше российское лесное хозяйство необходимо переводить на западные технологии, когда покупаются комплексы, которые будут заготавливать по 150 тыс. кубометров и которые будут обслуживать 30 человек. Что с поселками? Часть поселков, наверное, умрет, а часть, которая находится на железной дороге останутся: увеличится заготовка леса, увеличится перевалка леса, необходима будет ремонтная база, нижние склады. Это нормально, это естественно.

Мы покупаем только дорогую технику. Хотя можно было взять лицензию на выпуск, но стоит она 1 млн. долларов. Тогда нужно было сложиться всем миром и купить, тогда бы здесь делали свои, в несколько раз дешевле. Комплекс сегодня обходится за 600-800 тыс. долларов. Есть план купить в этом году 12 комплексов, на следующий - 20. По тому же пути идет Котласский ЦБК. СЛДК тоже пошел по этому пути.

Мы сегодня модернизируем 25 лесозавод. Строим новый современный завод, который начнет работать с 1 февраля. Потому что балансы сегодня идут на АЦБК, пиловочник туда же, пиломатериалы на продажу, щепа опять же на наши заводы. И пошло дальше: картон - полуфабрикат, целлюлоза - полуфабрикат. Дальнейшая задача - строительство нескольких гофрозаводов. Конечно, получение дальнейшей прибыли. На сегодня это дополнительные налоги в область. Сегодня надо 4,3 млн. кубометров, Котласу - 4 млн., Соломбальскому ЦБК - 1,5 млн. без бирж. Мы говорим про балансы, про лиственные, хвойные балансы.

Леса нет. Сегодня лесозаводы не работают. Пример, - на Цигломенский лесозавод вложили 10 млн. долларов. Построили новые сортировки. Завод не работает. Мы вынуждены были распустить 2-3 смену, платить 6 месяцев зарплаты, получили 700 тыс. долларов убытка на Цигломенском лесозаводе Идут разговоры мы там кого-то обманули. Кого мы обманули? Мы за свои деньги за 1 млн. долларов построили дорогу в Лешуконье, потому что там основная лесозаготовительная база. Автодор обещал тоже 1 млн. долларов вложить, но только мы свои деньги вложили, Автодор не вложил. Где вы видели дурака, который за свои деньги строит дорогу в Лешуконье, дорогу общего пользования? Мы прекрасно понимаем, что необходимо вложить туда еще 8 млн. долларов. Нужно договариваться по строительству дорог. Сколько раз я как депутат выступал, депутат Исаков меня поддерживал, не нужно было строить дорогу в Мезень, нужно было направить ее в Лешуконье. Во сколько сейчас обойдется эта дорога?

Много говорилось про Подольск. Нас критиковали, нужно было строить этот завод не в Подольске, а в Архангельске. На сегодня Архангельский завод гофротары выпускает 11 млн. кв. м. в месяц, в Архангельской области расходуется 0,7 млн. кв.м., а 10,3 млн. отправляется в Москву, Санкт-Петербург и другие дальние города. Потому что нет спроса. Машины, которые идут в Москву, везут гофротару за полцены, а если завтра расценки поднимутся, расценки на железную дорогу поднимутся?

В этом году будет начинаться проект по макулатурному заводу в Подмосковье. Проект большой. В августе месяце будет окончательно решение входим ли мы в этот проект, или не входим. Этот проект будет стоить 300 млн. долларов.

Мы выходим и инициативой, а нам говорят товарищи вы наверное не туда пошли, Хорошо, мы пойдем своей дорогой. И не как телега впереди паровоза. У нас паровоз один - экономика российская, это лесопромышленный комплекс России, мы по нему движемся. Только не надо, если кто-то выходит сегодня с инициативой, сразу глушить. Давайте делать все совместно, поэтому мы и разослали каждому предприятию проект - у кого есть предложения, давайте мы все организуем, попробуем.

Спасибо, что расчетная лесосека грамотно нормально распределяется. У нас нет претензий к департаменту, департамент грамотно работает на том уровне, где есть возможность. А дальше давайте смотреть.

Когда сейчас в Москве была конференции Адама Смита по поводу корпоративных войн и последних событий, которые вы смотрите по телевизору. Это разговор о том, что сегодня денег у нас нет таких крупных в в России, кредитов длинных, долгих, дешевых, под 5% с рассрочкой платежа на 5 лет, когда проект заработает, тогда начинают отдавать процент. И сегодня корпоративные войны, которые идут с Илим Палпом, не обойдут стороной и наше предприятие. Я говорю за свое предприятие, не буду говорить за другие. Сегодня основная защита - не думать о завтрашнем дне, нам бы удержать сегодняшние позиции - вот та проблема которая существует.

Давайте смотреть в целом, - вот сидит руководитель Автодора; он рассматривает инфраструктуру развития транспортных коммуникаций исходя из каркаса социально-экономического развития. И куда лучше строить на Лешуконь или в Мезень, рассматривается прогноз развития этого северного района Архангельской области и что дальше будет с развитием рыбного комплекса, развитием энергетического комплекса, топливного, развитием и перемещением трудовых ресурсов и т.д. Поэтому это комплекс вопросов, исходя из которых вырабатывается приоритеты. Почему мы и собрались здесь, - потому что очень важно понять, в чем же содержательная часть, что мы не так-то делаем - понимаете - мы не корректируем каждый год работу ЛПК отчего и возникают проблемы.

Программа не догма. Каждый год составляются планы мероприятий, которые корректируются с бюджетом и другими возможностями и т.д. С теми процессами, которые происходят в таможенном законодательстве, земельном законодательстве, инвестиционном, политике и т.д. и т.п. И поэтому я понимаю так, мы-то разговариваем именно как 2 плеча власти, а не как Крупчак, представитель АЦБК и власть. Я вот о чем говорю.

Коломенцев: Мы дороги не делаем, а кто будет делать дноуглубление. Власть платит деньги, а лесопромышленники на дноуглубление не дают денег!

Крупчак: Владимир Александрович послушайте внимательно. Мы платим налоги, не надо это путать. И налоги немалые, которые идут на дноуглубление, на лесовосстановление, на экологию и все остальное. А как вы знаете, если заплатить деньги на дноуглубление, то мы это платим с прибыли и вы прекрасно знаете, это не входит в нашу программу. Эти деньги на дноуглубление мы платим с прибыли, а это уже решение собрания акционеров. Элементарные вещи. Элементарно поясняю. Мы сделали экспертным рассмотрение вопроса ценообразования. Не секрет, об этом говорят и на федеральном уровне, что сегодня продолжается ситуация трансфертных цен, особенно в экспортно-ориентированных предприятиях. Есть методики расчета ценообразования. Они соответствуют и согласно методике все делается вроде бы правильно.

Мы опросили все предприятия, кто хочет откликнуться на нашу инициативу, у кого есть какие-то предложения. Если предложений нет, мы с этой программой выйдем к вам в администрацию области и скажем - "вот наша программа. Мы ее индивидуально не будем разрабатывать, мы вам ее отдадим. Потому что мы, группа компаний "Титан", тоже можем ошибаться". Если мы проявляем инициативу, это очень хорошо, а вы начинаете инициативу душить. Ради Бога, если у вас все хорошо, что ж тогда заготовка уменьшается в 2 раза, а мы хотим нашу заготовку увеличить до 4 миллионов. Те деньги, которые сегодня должны оставаться в Архангельской области, мы их сегодня отправляем в Вологодскую область, Коми республику, Ленинградскую область за тот баланс и тот пиловочник, который надо привезти. И сколько у нас уходит на транспорт, уходят деньги. Сегодня у нас было 23 леспромхоза, если взять с Мезенским. Осталось где-то 14. Но это не то, что осталось. Часть мы объединили, потому что они убыточны. Не будем сейчас конкретно заниматься. Для того у нас создана сегодня рабочая группа. Мы собрали все предложения, мы их обработаем и вам предоставим. Мы не будем все у себя оставлять. Если вы захотите войти в рабочую группу, мы вам отдадим. Может, вы нас в рабочую группу не включите, может, вы там сами будете?

Сегодня мы пришли к выводу, что идут сегодня катерпиллары, харвестеры, тимберджеки. Еще раз говорю, в районе 25 лесозавода мы открыли центр сервиса катерпилларов, чтобы не ездить за запчастью в Америку, Москву. Чтобы все запчасти были здесь. 80 специалистов обучаются на этой технике. На базе 25 лесозавода мы открываем центр сервиса погрузчиков "Вольво".

Сергей Игрицкий, генеральный директор ОАО "Онежский ЛДК"

Я также, как и большинство лесопромышленников здесь получил эту бумагу. Я ее посмотрел и, честно говоря, думал, какова ее цель и вот сейчас, когда я прослушал, видимо, одного из творцов этой бумаги и потом я послушал Владимира Ярославовича, я цель понял и поэтому я считаю, что сегодняшнее заседание свою роль отчасти выполнило. Во-первых, совершенно, понятно, что это был совершенно нормальный повод доложить об успехах "Титана" и это правильно. Мы всегда должны думать не только о недостатках, но и об успехах. И повод поговорить о том, что существующая принятая у нас программа действительно требует доработки, в чем я согласен с Владимиром Ярославовичем практически полностью.

Значит действительно, когда принималась эта программа, она обсуждалась, она достаточно много обсуждалась, между лесопромышленниками. Все давали какие-то замечания, дополнения, потом она сформировалась и здесь, Владимир Ярославович, извините. Я тоже не чувствую, как она корректируется каждый год, не чувствую. Как она у нас существовала, принятая в свое время, так она и существует. Но дело-то ведь не в этом. Дело в том, что если мы программу приняли, мы действительно должны по ней двигаться и это совершенно не значит, что мы должны изобретать велосипед. Я не хочу ни коим образом авторов этой структуры в чем то обвинять, но когда я почитал, мне показалось, что это замечательный учебник, который можно написать на кафедре АГТУ по развитию лесопромышленного комплекса. Это первое. И второе, это ряд вопросов, с которыми приходится налоговая инспекция. Доложите по этому, по этому и по этому. Я не думаю, что будучи людьми трезвыми и разумными группа компаний "Титан" будет строить свою программу развития вот по этим 4 листкам. Но, поверьте мне, не думаю, потому что абсолютно правильно говорит Владимир Ярославович, есть преференция, есть преференция инвестиционная, есть преференция социальная, есть преференция экологическая. И никто не будет разбираться, с каким банком работает СЛДК, как он работает, какая у него кадровая политика. Я не думаю, что имея 95% нашей отрасли в частных руках, этим должно заниматься Правительство. Правительство должно заниматься совсем другим. Правительство, приняв программу, безусловно, должно следить за ее выполнением, безусловно, корректировать ее ежедневно и заниматься своими прямыми обязанностями. Абсолютно прав Крупчак, не может ни АЦБК, с его громадными ресурсами, ни тем более предприятие нашего уровня тащить на себе магистральные дороги. Не может и правильно. Здесь должна быть роль Правительства. Поэтому я считаю, что повод для встречи абсолютно замечательный, что мы обратили внимание. Вот опять тут эти паровозы, телеги. Но раз уж принята программа до 2015 г. спать нельзя и здесь "Титан" абсолютно прав. Нужно посмотреть существующую нашу программу, откорректировать ее на тот уровень, который хотя бы был принят Правительством и принимать конкретные меры. А вот это пока, если оно действительно приобретает какие-то формы, пока это прекрасная дипломная работа. Спасибо.

Николай Федоров, председатель областного союза промышленников и предпринимателей:

Заседание Правительства требует немедленного разбора полетов некоторых руководителей. Было приятно услышать оптимистическое настроение Павлова, директора департамента, но я в этом здорово сомневаюсь, что мы останемся на цифрах прошлого года. Здорово сомневаюсь. И вот почему: У меня нет претензий, безусловно, к уважаемому Владимиру Ярославовичу, но должен ему заметить вместе с тем я давно говорил о паритете цен. Слушайте, сколько можно говорить. И вот здесь-то правительство области должно этим заняться в конце концов. Найти способы влияния на паритет цен.

Мы сегодня лесников ограбили самым натуральным образом, лесозаготовителей. Почему мы заготавливали 27,4 млн. спустились до 8 млн.? В этом году еще меньше будет. Я уверен в этом. Если не будут приняты меры, потому что мы платим на 200-300 рублей на кубометр меньше, чем получают свободные торговцы, т.е. малый и средний бизнес с кубометра. Монополисты сделали эти цены. Вы посмотрите. Зарплата по группе предприятий "Титан". Вот есть выборка средней зарплаты. Вельск - Вельсклес - 3322 р. Ниже факта прошлого года зарплата. Шофер за 100 км поедет в лес за такие деньги? Хватит дурить людей! В Котласе такая же ситуация. Поверьте, ни техника, ничего нас не спасет, нет людей! Была прекраснейшая сделана программа. Все ее видели. Она была рассмотрена на Правительстве, она была одобрена и принята. Там была рассмотрена сырьевая база по каждому району, транспортная схема по каждому району, автомобильный транспорт, речной, железнодорожный. Все это было рассмотрено. Там были рассмотрены затратные части. Сколько нужно техники. Там твердо было определено, что делать при биоприросте на 1 млн. в год, необходимо иметь минимум 400 тракторов, 200 после капитального ремонта. Откуда будет лес, если мы за прошлый год купили 127 тракторов в области. Мы будем и дальше падать.

Простите, Владимир Ярославович, ваши тимберджеки или катерпиллары - 2 года люди на них будут еще только учиться. Поэтому одномоментно отказываться от нашей отечественной техники, технологий, пока преждевременно. Есть программа, давайте ее корректировать, так как время поменялось. Но по ценовой политике этот вопрос надо взять на контроль и областному собранию, если мы хотим выживать здесь, и Правительству области. Ведь в свое время, 4 года назад товарная масса, т.е. выработка товара, составляла 60% от товара области. Там тоже г-н Смушкин, и тоже десяток лет поет, что тоже импортную технику покупает. И все кормят они 18 комплектами, а техники-то нет, леса-то нет. Что пилить, варить-то будем?

Александр Пластинин, председатель Совета директоров Соломбальского ЦБК

Я постараюсь по повестке. Если посмотреть в повестку нашего сегодняшнего собрания, то она звучит так "О концепции программы реструктуризации и развития лесопромышленного комплекса Архангельской области, разработанной группой "Титан". О концепции программы реструктуризации и развития. Согласитесь, что по большому счету предмета обсуждения нет. Можно было бы на этом закончить, но это было бы неуважительно по отношению к участникам собрания. Поэтому несколько моментов. Разрешите высказать нашу точку зрения СЦБК.

Во-первых, в любом большом деле конечно есть плюсы и минусы. Тот вопрос, который здесь обсуждается он действительно большой и важный, поэтому в нем много плюсов. Эта проблема произрастает из проблемы взаимоотношений крупного бизнеса, государства и общественных организаций в условиях рыночной экономики. Правы обе стороны, которые сегодня полемизировали. Например, прав и Владимир Ярославович, который говорил, что у власти не хватает средств, механизмов и рычагов реализовать решения, но права и власть, которая говорит, а мы не уверены, Владимир Ярославович, что вы сделаете все так, все, что можно сделать хорошо для социально-экономического развития региона. Вот и проблема. Чем успешнее мы будем решать эту проблему, тем лучше.

При переходе к рыночной экономике в нач. 90-х гг., напомню вам, был страшный нигилизм к разработке плана программ. Это было связано с тем, что государственная экономика ассоциировалась с плановой на стадии перехода, чтобы, как говорят, быть святее самого Римского папы, все заявляли, что никаких планов больше не надо, все сам расставит рынок, невидимая рука. Что, впрочем, знал еще за 100 лет до Маркса Адам Смит. Но эти романтические представления также быстро были исчерпаны и действительно, мы должны гордиться, что наша область была одной из первых, где приступили к разработке программ. Это была знаменитая антикризисная программа, затем среднесрочная и т.д.

В связи с этим, плюсом сегодняшнего мероприятия следует считать сам факт обращения крупной частной корпорации с инициативой предложить такую программу. Поскольку известно, что с такой же программой выступал и Илим Палп. Те же программы имеются и у других крупных переработчиков: у Соломбальского ЛДК, У Соломбальского ЦБК, и Онежского ЛДК. Естественно они есть. Это очень здорово. Хотя вы должны тоже учесть упрек, что когда администрация просит от вас эти программы, их тоже надо давать.

Дальше. В эту работу обязательно должна подключиться и третья сторона, власть, бизнес и общественные организации. У нас очень сильный Союз лесопромышленников, есть еще общественные организации, которые ориентированы, скажем, на зеленых. Они тоже должны работать. Вопрос о корректировке, который здесь звучал, тоже не такой простой, как кажется. Если мы будем не корректировать планы, то это не есть плохо, но если мы будем каждый год корректировать планы, тогда ничего не останется от плана. Тогда опять мы вместо планов вернемся к текучке, поэтому к этим вопросам надо подходить очень осторожно, и если у нас есть на самом деле план или программа, то скорректировать ее проще всего, а вот добиться, чтобы невыполненные части, задачи программы реализовать за счет дополнительных средств или т.д., это горазда сложнее, но это правильнее.

И немножко, - в чьих руках должна находиться программа. Разрабатывать программу может каждый. Может каждая корпорация разработать программу, но все-таки ответственность за реализацию программ перед гражданским обществом несет власть, включая и исполнительную и законодательную, поэтому, наверное, в этих руках должны находиться эти программы. Еще один положительный момент заключается в том, что мы тоже замечаем и на СЦБК, что прекрасно зная лично друг друга, мы часто испытываем нужду в принятии больше принимать общие решения и тогда они будут более эффективны для региона и в этом плане разработка программ тоже инициирует этот процесс.

Ну, а что касается самой программы, пожалуйста, выносите ее, когда она будет, будем обсуждать. Если прочитать просто структуру, то здесь обсуждать неизвестно что. Методические подходы, что есть такая глава, что в ней написано, мы не знаем рыночный там подход положен или процесс положен, социальные критерии туда заложены. Надо ли наращивать объем производств или может быть нам 16 млн. кубометров леса хватит, мы тоже не знаем, поэтому это должно быть все описано. Все должны обсуждать и выносить свое мнение. Пока же обсуждать еще нечего. Благодарю вас.

Сергей Аншуков, генеральный директор ОАО "Илимсеверлес"

Естественно, если возникает вопрос корректировки, обсуждение позиций, которые предлагает группа "Титан" и именно, если есть такая возможность, то привлекать к обсуждению следует именно те предложения, которые есть на сегодняшний момент и были услышаны. Естественно войти в совет этой программы я бы счел за великую честь, так как действительно практикам там место. Практики сегодня могут делать конкретные предложения, которые сегодня влияют на развитие. Естественно это идет по тем разделам, которые группа "Титан" предоставляла в своей структуре.

Что бы хотелось? Первое - по лесохозяйственной сфере и лесопользованию. Выявление неиспользованного лесного фонда и передача в аренду предприятиям, имеющим положительную динамику развития. Мы бы хотели всегда эффективность лесопользователя, - второй раз на трибуне говорю, - давайте измерять налоговым отчислением в рублях за кубометр заготовленной древесины и тогда будем определять, эффективен лесопользователь или нет. А сейчас на аукционах порой приходится трудно участвовать, когда мы ратуем за снижение себестоимости заготовок и когда приходят на аукционы юнцы, которые готовы любые деньги платить лишь бы только свой лесной билет завоевать. Я вот все-таки хотел, чтобы действительно при проведении таких аукционов тоже был какой-то порядок. Мы понимаем, кто сегодня там участвует.

Передача в аренду новых участков леса и переоформление ранее закрепленных на срок до 49 лет. Мы все понимаем, что надо развиваться и только тогда мы сможем планировать свои ресурсы на развитие социальной сферы, строительство дорог, когда поймем, что мы лесопользователи на долгий срок. И не рискуем вкладывая ресурсы, чтобы они не пошли напрасно.

Сегодня, громко говорилось, о стимулировании рубок ухода за лесом, создание условий повышения продуктивности лесов, о финансово-экономических и налоговых. Иметь кредит для покупки той же техники, а у нас, как вы знаете, очень тяжело этот вопрос решается. Мы покупаем трактора Онежского тракторного завода каждый год, мы тратим на это бешеные деньги, но, поверьте, каждый трактор, чтобы ввести в эксплуатацию мы два месяца ремонтируем. И практики вам об этом скажут. При старой технологии средняя стоимость заготовки сегодня по нашей группе в среднем на уровне 350 рублей (за кубометр), а по технологии вальщик с форвардером тимберджек, вальщики эти работают, и форвардер сортименты эти отводит, складирует уже 241 р. А форвардер с харвестером 231 р., т.е. это о чем-то говорит. Если вы говорите, что эта техника по 3 года вводится в эксплуатацию - она у нас работает чуть больше 2 лет! Сегодня мы вышли за проектную мощность по производству. У нас в марте месяце в Ленском на харвестере бригада нарубила 8 тыс. кубометров. Работают обыкновенные люди, которые обучались согласно контракта в Финляндии, получили документ, освоили эту технику буквально за полгода.

Николай Федоров - У вас есть данные по каждой импортной машине в области?

Аншуков: Вы их не запрашивали и вам их никто не представлял.

Данилов Владимир Павлович - председатель Архангельской областной организации профсоюза работников лесных отраслей.

Позвольте обратить ваше внимание на социальные гарантии и для лесозаготовителей. Мы тоже их критиковали сегодня. 2 тысячи с небольшим средняя заработная плата. Это ниже, чем у спортсменов, медработников и т.д.. Если это будет продолжаться, ситуация будет усугубляться. Это однозначно и все мы это понимаем. Ясно, что нужны механизмы увеличения производительности труда. Только за счет увеличения производительности труда можно повышать зарплату. Но, тем не менее, и от ручной валки мы еще долго с вами не уйдем, Поэтому повышать престиж лесозаготовителей мы с вами должны общими усилиями. Здесь и зарплата, здесь и условия труда и многие другие вопросы и вообще внимание к людям, и оздоровление.

На мелкие программы пункт 11.2 обратите внимание, пожалуйста. Там записано их мнение о том, что нужно вырабатывать механизм перераспределения прибыли между перерабатывающими предприятиями и лесозаготовителями. Вот так вроде бы вскользь сказано, а глубина-то здесь огромная.

Об этом уже Николай Александрович говорил и многие другие. Так что, вот с точки зрения доработки программы убежден, что корректировка программы действующей она должна общими усилиями, общим нашим мозгом и опытом нашим. Диктует жизнь просто это делать. Вот эти предложения "Титана" и другие есть, тоже, может быть, положительные, их надо просто учитывать.

Хотелось бы уважаемые коллеги обратить внимание на следующий момент. Наш губернатор уже 2 года подряд, обращаясь к областному собранию, говорит, - "все программы - социальной направленности". Обратите внимание, на каком месте у нас направленность программ в отношении человека труда, т.е. социальные гарантии работнику, его семье, в старой программе на 11 месте, в новой предлагаемой - на 10 месте. Если мы посмотрим пункт 12.10, то мы там увидим, что именно в 10 пункте написано повышение социальной защищенности работников предприятий ЛПК.

Но ведь мы-то работаем в первую очередь для нашей отрасли, а благодаря ей вытащим и всю область. Поэтому есть предложение переориентировать нашу программу действующую, а если придем к выводу о новой программе, то в соответствии с предложениями губернатора о том, что социальные вопросы на первое место поставить пункт №1. И отсюда писать все остальное и объемы, как мы пишем в пункте №1 в обеих программах и другие.

Буквально 15 числа этого месяца, буквально на днях подписано второе соглашение. Профсоюз подписал соглашение с ассоциацией "Промышленники Поморья". Об этом мы договорились. Я думаю, что поскуольку у нас уже действует соглашение с союзом работодателей и лесопромышленников, здесь мы ушли вперед далеко от других отраслей и думаю, что на основе этого как раз можно будет развивать и дальше лесопромышленный комплекс.

Евгений Ухин, депутат областного Собрания, председатель комиссии по экономике 2 слова буквально. И на совете лесопромышленников я говорил об этом. Конечно, на сегодня другие пожелания, т.е. с трибуны произносились о создании единого лесопромышленного комплекса, наверное, о паритете цен. Это, наверное, все-таки из области ушедшего времени. Может и жаль, конечно, но вряд ли к нему можно вернуться. Что касается необходимости принятия или доработки программы, я бы тут хотел Владимира Ярославовича покритиковать немножко. Он недооценивает своего депутатского статуса и председателя комиссии постоянной по лесопромышленному комплексу. Зарума жалуется, что и комиссия редко проводится и за экологию не беспокоится. Значит, ситуация такая. Что есть определенный рычаг и вполне возможно, что вопрос сегодня поднят довольно важный и мы можем пойти по этому пути, разработать программу совместно с администрацией области, совместно с комиссией, нашей комиссией профильной, в которой 4 или 5 депутатов. Вынести на рассмотрение сессии и принять это в виде закона или подзаконного акта для выполнения. Здесь пункты написаны хорошие, обсуждать их не буду. Поддержка депутатов быть должна. Бюджет области не потянет эту большую программу.

Все мы обеспокоены небольшим ростом валового нашего продукта равного 2/3 страны Португалии и, тем не менее, это должна быть государственная программа, государственная поддержка лесопромышленного комплекса. Лес есть, надо его суметь взять. Корея тут хвастается, что приезжали уже, что там у них больше внимание уделяют и выделяют им средства. Я думаю, что нам нужно на этих выборах не допускать ошибки прошлогодних и выбрать наших представителей в законодательное собрание, федеральное собрание нижнюю палату определенных товарищей, чтобы активно помогали, лоббировали это участие. Чтобы уж если поднимать лесопромышленный комплекс, эта валютная артерия была всю жизнь в нашей стране, начиная с царских времен. Но, конечно, без государственной поддержки не обойтись. Что касается наших местных органов государственной власти, государственное управление - хотелось бы назвать 2 пункта, обратить внимание, может быть. Владимир Ярославович доволен с распределением участков на сегодня, но вот здесь присутствуют представители департамента экономики, заместители губернатора присутствуют здесь. Это является вопросом политики протекционизма. У нас ее нет, по большому счету, по крайней мере не чувствуется, начиная со строительного комплекса. Губернатор пробивает деньги - сейчас будет достраиваться каргопольская школа или каргопольская поликлиника. Дополнительные деньги выделены, подрядчик нанят. Но все стройматериалы закупаются в Вологде, хотя там рядом Котласский куст довольно сильный, довольно нормальный, где можно было все купить. Котлас не является лесопромышленным городом, там всего лишь небольшой маленький дом и лесобаза, другие виды промышленности как стройиндустрия там развиты достаточно хорошо, опытные строители, почему-то Почему-то у нас заготавливают карельские предприятия, из Коми на территории нашей области. Я говорю может быть крамольные вещи, у нас единое экономическое пространство, но в других областях мы сталкиваемся с политикой протекционизма. У нас это как-то не учитывается.

Заработная плата должна быть хорошая и поэтому, уважаемый Алексей Фридрихович, хотелось бы обратить внимание на политику протекционизма в лесном комплексе именно на распределение участков для лесозаготовительных предприятий, извините лесоперерабатывающих предприятий, тех, которые перерабатывают на территории области. То, что паритет цен, я думаю, что пиловочник у нас на сегодня, когда говорится о 30 евро продажная цена - это, извините, мировой уровень, там тоже такой же пиловочник от 30 до 60 долларов в зависимости от сорта. Да, от 30.. А у нас уже 30 евро. И у нас зарплата у лесников другая. И потому что посмотришь карту любого района, любого лесхоза как ковер персидский, больше цветов, чем здесь в 2 раза. У каждого предприятия по нескольку участков. Сегодня стали москвичи, питерцы ездить, неизвестно название этих фирм, которые вкладывают деньги, покупают эти комплексы, нанимают местных ребят и, используя связи, например руководителя района или лесного хозяйства как одноклассника бывшего или еще чего-то, получают эти участки.

Но сегодня элементы простоя существуют из-за того, что нет собственных лесозаготовительных участков, а покупать на нашей технике по такой цене - это просто портить пиловочник на этих рамах. На это направление протекционизма и поддержки наших переработчиков должна быть в первую очередь нацелена программа, которую готовы мы, депутаты, принять.

Николай Исаков, заместитель председателя областного Собрания

Я хотел бы высказать несколько слов, не повторяясь то что было сказано, поскольку это идет с экспертно-аналитического совета и в общем-то все обсуждения, которые идут вокруг этой сложнейшей проблемы, необходимой для лесопромышленного комплекса Архангельской области и конечно же реанимировать. Чисто с политической точки зрения.

Вот эти вопросы по предложениям соответствующих компаний, они, конечно же, должны рассматриваться здесь, предложения высказываться, обрабатываться в Правительстве и приниматься соответствующие коррективы. Сегодня всем понятно, что корректировка программы нужна. Другое дело затягивать эту корректировку или нет. Я, например, полагаю, что на сегодняшний день затягивать ее просто нельзя. Ее нужно корректировать и очень хорошо. Я думаю, что не надо пикироваться. А то, что компания группы "Титан" сегодня выступила с определенными предложениями, обозначив данную проблему, это говорит о том, что сегодня эта проблема существует. Она существует сегодня в целом лесопромышленном комплексе. Она существует в каждом предприятии, компании, холдинге. Ее нужно просто обозначать. Другое дело, что от частного к общему, от общего к частному, как Александр Викторович (Пластинин) говорит. В свое время, на заре приватизации мы с Александром Викторовичем спорили друг с другом, когда стал приватизироваться лесопромышленный комплекс, жизнь показала кто был прав.

Я бы, Владимир Александрович, просил все-таки правильно воспринимать ситуацию, предложения, те, что высказаны и общими усилиями решать эти вопросы. То, что сегодня на уровне Правительства принята программа, это уже говорит об очень многом, потому что там изменились параметры, изменилась ситуация, изменились подходы в решении проблем лесопромышленного комплекса до 2015г. Это уже хорошо, потому что дефолт уважаемые друзья закончился и длился он всего 2 года. Сегодня мы находимся в плоскостном рыночном пространстве. В той ценовой политике и в том рынке, в котором мы находимся, у всех не хватает финансовых ресурсов, чтобы двигаться и идти дальше. Поэтому все это делать необходимо. Областное собрание всегда шло навстречу, и оно будет идти навстречу.

Я думаю, что те подходы, которые будут выработаны и программа должна быть широко освещена, она должна быть проработана, и я думаю, что совместно с депутатским корпусом можно будет двигать многие проблемы лесопромышленного комплекса. Мы же их решали и по законам и по налогам совместно с администрацией. Правила игры, насколько они возможны сегодня в рамках бюджета, они будут делаться только таким образом. Если не позволяют рамки бюджета, конечно же, они не будут делаться так, как всем хотелось. Я думаю, что все это тоже должен понимать и правильно в этом ориентироваться, поэтому предложения Владимира Ярославовича по многим позициям, по проблематике самой постановки вопроса, они разумны. Я думаю, что общими усилиями можно сегодня скорректировать очень хорошо программу совместно со всеми здесь сидящими, потому что здесь уважаемые ведущие руководители ведущих компаний, совместно с администрацией и областным собранием можно решать эти вопросы.

Владимир Коломенцев:

Сегодня программы нет, есть структура этой программы. Есть желание разработать эту программу. Прежде всего, стратегию развития комплекса "Титан". Это похвально. Стратегия очень важна, стратегия нужна, а для того чтобы в принципе разрабатывать в соответствии с законодательной базой, действующей в Архангельской области, промышленную политику Архангельской области мы сегодня имеем по заявлению наших главных экономических субъектов, промышленников эти самые стратегии, планы развития на перспективу, на 5 лет. Для того, чтобы программа, как говорил Пластинин Александр Викторович не подвергалась бесконечным корректировкам, потому что она была бы просто дезавуирована. Мы не сможем выдержать вектор развития, поэтому мы потеряем больше, чем приобретем, написав эту программу.