С первой частью статьи Юрия Баранчика можно ознакомиться здесь.

Ожидаемая развязка

Развязка наступила 11 мая. Вице-премьер - министр финансов России Алексей Кудрин сообщил, что Беларусь может получать из антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) только по 1 млрд. долларов в год в течение 2011-2013 годов, а не 3 млрд. долларов сразу, как этого просили белорусские власти. Очевидно, что под пустые обещания никто больше денег давать не будет. Зачем было до этого в очередной раз доводить ситуацию - также абсолютно непонятно.

В этот же день, когда стало ясно, что 3 млрд. долларов кредита не будет, с целью стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке в рамках реализации плана поэтапного выхода на единый курс белорусского рубля с 12 мая Нацбанк республики отменил рекомендательные ограничения по установлению банками курсов сделок по покупке-продаже иностранной валюты с населением.

При этом оценки со стороны Нацбанка причин, приведших в такому аховому положению на рынке наличной валюты, оригинальностью не блещут: "Дефицит валютных средств на данном сегменте рынка сложился в марте текущего года в результате повышенного спроса граждан на наличную иностранную валюту для приобретения транспортных средств за рубежом, а также в связи с распространением различных слухов, провоцирующих ажиотажное поведение населения". Т.е. в сложившейся ситуации виновато само население.

Хотелось бы обратить внимание и еще на одну пикантную деталь официальной позиции. В заявлении Нацбанка республики от 11 мая было сказано, что "использование рыночных подходов к формированию курса белорусского рубля при совершении сделок с физическими лицами позволит не только удовлетворить спрос граждан на иностранную валюту, но и лишит смысла дальнейшее активное приобретение иностранной валюты населением для создания сбережений, которое наблюдалось в последнее время в связи с ожиданием изменения обменного курса".

Самое примечательное в этом сообщении то, что фактически такими же аргументами оправдывалось непринятие никаких мер Нацбанком в марте-апреле текущего года. Мол, отсутствие валюты в обменниках "лишит смысла дальнейшее активное приобретение иностранной валюты населением для создания сбережений". Воистину, иезуитская логика: во всех бедах виновато население, которое своим ажиотажным поведением само создало себе проблемы. При этом никого во власти в создавшейся ситуации не интересует, что ЗВР Беларуси в пересчете на одного жителя страны (около 420 долларов) приблизительно в 9 раз меньше, чем ЗВР России в пересчете на одного человека (около 4000 долларов), что, естественно, говорит о качестве экономической политики, проводимой в союзных странах.

Все вроде бы хорошо, Нацбанк сделал давно ожидаемый шаг по сближению курсов. Вместе с тем, более детальный анализ показывает, что принятое решение больше находится в области пиар-политики, нежели финансовой, поскольку не был решен ни один из существовавших по состоянию на 11 мая вопросов валютно-финансовой стабилизации. Иллюзия решения проблемы

Когда прошли первые вздохи облегчения, и население и фирмы стали изучать документ с точки зрения того, что конкретно разрешил делать Нацбанк, то оказалось, что принятое решение абсолютно никаких кардинальных и позитивных изменений на валютный рынок не принесло. В связи с чем принятое 11 мая решение Нацбанка можно рассматривать исключительно как пиар-ход с неясным адресатом послания - то ли президент, то ли народ, в общем, непонятно.

Суть оставшейся проблемы состоит в том, что как были три курса валют в стране до 11 мая, так они остались и после. На сегодня мы имеем: официальный курс Нацбанка, который составляет все те же ориентировочно 3050 рубля за доллар (первый), "отпущенный" рыночный курс для населения, по которому доллар стоит уже 4000-4200 рублей (второй), и межбанковский курс, который в четверг установился на уровне 5000-5500, а в пятницу дошел до 6000 за доллар (третий). Т.е. множественность курсов осталась. Соответственно, остались все те проблемы, которые и были до 11 мая.

Во-первых, население так и не понесло валюту в банки, т.к. разница между 4000 и 6000 рублей за один доллар составляет те же самые 30% разницы, что и до 11 мая, и никто не хочет отдавать свои кровно заработанные "грины" за полцены и продолжать спонсировать армию бездарных чиновников, которые за шестнадцать лет так и не научились управлять маленьким государством.

Во-вторых, банки так и не могут купить валюту у Нацбанка, т.к. тот валюту для населения не продает. Но как Нацбанк может продавать валюту коммерческим банкам, если его официальный курс на 30% меньше рыночного для населения? Оставшиеся ЗВР просто выметут за неделю. Т.е. валюты в обменниках не появилось, очереди остались, население недовольно. Это то, что касается физических лиц. Ситуация с юридическими лицами еще хуже.

В-третьих, субъекты хозяйствования, особенно, импортеры и крупные оптовики так и не могут приступить к нормальной и прибыльной деятельности. Дело в том, что покупку валюты для осуществления закупок из-за рубежа субъекты хозяйствования вынуждены осуществлять по курсу Нацбанка (3050 рублей за доллар). Продав товары на внутреннем рынке за белорусские рубли, валюту им приходится покупать в подавляющем большинстве случаев либо по курсу "черного рынка" (4000 рублей за доллар), либо на межбанке и уже по 6000 рублей за доллар. Соответственно, в первом случае предприятие теряет 30% в валюте на всю сумму закупки, во втором - 50%. Т.е. закупил товара на 100 тысяч долларов в России или Польше, продал на белорусском рынке, перевел по курсу в доллары обратно и получил 50 тысяч долларов. "Крутая" экономическая политика.

Это означает, что подавляющее большинство белорусских предприятий вынуждено либо работать с серьезными убытками, лишь бы остаться на рынке, либо приостанавливать деятельность до того момента, когда курс Нацбанка сравняется с курсом "черного рынка" и межбанковским курсом. Что один вариант, что второй явно не могут быть инвестиционно привлекательными.

Очевидно, что принятое Нацбанком решение - даже не полумера, т.к. создает исключительно иллюзию решения проблемы. За это время, пока будет тянуться эта ситуация, межбанковский курс еще больше уйдет от официального и ситуация усугубится. У властей остается один выход - объявить новый официальный курс Нацбанка, который будет соответствовать рыночному. Однако это невозможно по политическим причинам. Если сейчас опустить официальный курс Нацбанка до 4000-6000 рублей за доллар, это будет означать 30% или 100% обесценивание национальной валюты. Мало того. При пересчете в доллары по новому курсу средняя зарплата белорусов будет составлять даже не нынешние 340-380 долларов, а всего лишь 250 долларов! Что ровно в два раза меньше, чем было обещано накануне последних президентских выборов.

Конечно, этот обман не заметить невозможно. Белорусы за это не голосовали. Растущее социальное напряжение уже ощущается в магазинах в час пик, где покупатели отпускают достаточно нелицеприятные реплики в отношении власти. Ситуация может резко ухудшиться во второй половине мая, когда люди, получив новую зарплату, пойдут в магазины и увидят, что прежних денег им не хватит даже на то, чтобы прожить полмесяца. Так что проблемы могут начаться еще до ухода людей в летние отпуска. И эту проблему уже на уровне Нацбанка и правительства решить будет трудно. Потребуются политические решения.

Самым очевидным (для выпуска первого пара) решением такого рода представляется отставка ничего не решающего правительства и назначение нового. До конца лета, возможно, этой меры будет достаточно. Что будет потом, сказать сложно, т.к. не ясен уровень падения белорусского рубля. Если он не остановится на уровне 5000-6000 рублей за доллар, то социальное напряжение может достигнуть критических размеров уже летом, поскольку возможно скатывание в гиперинфляцию.

Вторым вариантом решения системных проблем белорусской финансово-экономической системы является принятие программы реформ, чего панически боится высшее политическое руководство, т.к. оно боится потерять рычаги управления экономикой страны, а, вследствие, и внутриполитическими процессами.

Третьим вариантом, к которому все чаще призывают эксперты, бизнес, да и само население, является переход на российский рубль. В принципе, все перечисленные группы, особенно, бизнес и граждане, к этому готовы, поскольку только стабильная валюта может обеспечить национальный суверенитет. К тому же введение единого рубля будет означать реализацию тех целей и задач, которые ставило само белорусское руководство, начиная в свое время реализовывать проект Союзного государства с Россией. Именно под стабилизацию положения на базе российского рубля и может быть выделен белорусскому руководству некий солидный "бонус", чтобы скрасить обиду национально свядомой элиты и избавить сердце от горечи за то, что не удалось стать очередным "несостоявшимся государством".

Выводы

Судя по всему, белорусские власти так и не решились ни на программу реформ, ни на приватизацию. Трудно сказать, с чем связано очередное явно нелогичное и ошибочное решение белорусских властей. Складывается ощущение, что белорусские власти находятся в каком-то ступоре от происходящих в мире событий и от результатов собственной оглушительной "победы" в декабре прошлого года, и не верят, что по-прежнему, когда вся страна сидела на нефтяной "дельте" за счет банальной перепродажи российской нефти на Запад (такой средний российский регион), больше не будет. Что для того, чтобы сохранить пресловутую стабильность и качество жизни населения, надо включать мозги, а не репрессивный аппарат.

Этот вывод, как и то, что из перечисленных выше вариантов решения проблемы переход на российский рубль является наиболее предпочтительным со всех сторон, становится еще более очевиден, если принять в расчет и следующий фактор. Речь идет о возможном принятии в самом ближайшем будущем экономических санкций против республики со стороны Евросоюза. Введение экономических санкций со стороны ЕС не за горами. Понятно, что коснутся они самых болевых точек белорусского режима - экспорта нефти и нефтепродуктов на Запад. Это будет шах и мат.

Когда возникнет данная ситуация, в Москву надо будет не то что идти или бежать, а лететь на космической ракете. Однако ценность услуг предлагаемых политическими банкротами всегда резко снижается. Поэтому пока ставки белорусского режима не дошли до низшей точки, лучше попробовать решить такие вопросы заранее, тем более, что они с кандачка не решаются, нужна подготовка, хотя бы предпродажная.