Вопросам будущего Абхазской церкви посвящалось Церковно-Народное Собрание, состоявшееся 15 мая в монастыре святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне. В собрании участвовало до 2 тысяч человек. Как сообщает "Апсныпресс", большая часть абхазского духовенства, поддерживающая и.о. управляющего Сухумо-Пицундской Епархии иерея Виссариона (Аплиа), не приняла участия в Соборе. Мероприятие организовали архимандрит Дорофей (Дбар), иеромонах Андрей (Ампар) и иеродьякон Давид (Сарсания).

По словам архимандрита Дорофея (Дбар), церковное противостояние произошло "не из-за того, что кто-то плохой, а из-за того, что расходятся мнения по поводу дальнейшего пути развития Абхазской церкви". "Конфликт совершенно не был спровоцирован нами, но раз он спровоцирован, мы обязаны предоставить народу свое видение, - сказал архимандрит. - К сожалению, государственное абхазское телевидение не предоставило нам возможности высказать нашу позицию людям".

Отец Дорофей (Дбар) подчеркнул, что Церковно-народный собор необходим "для конструктивного обсуждения и высказывания своего мнения, а не для выяснения отношений". Он особо подчеркнул, что никому не следует воспринимать это мероприятие как направленное против Русской церкви". "Мы до сегодняшнего дня остаемся клириками Русской Православной Церкви. Эта страна многое для нас сделала. Россия - первое государство, признавшее Абхазию. Вопрос же - в некотором недопонимании с отдельными представителями Московской патриархии, которые, беря на себя ответственность за решение нашего вопроса, не всегда поступают правильно. Поэтому не стоит обобщать, поскольку речь не идет о РПЦ и русском церковном народе", - уточнил председатель Собрания.

"Ни Русская Православная Церковь, и никакая другая церковь не может назвать Церковно-Народное собрание в Новом Афоне антиканоническим и богу не угодным делом", - сказал иеродьякон Давид (Сарсания). По его словам, "все проблемы, существующие сегодня в церковной жизни Абхазии, возникли из-за того, что в 1943 году Русская Православная Церковь под давлением тирана и диктатора Иосифа Сталина признала независимость Грузинской Православной Церкви". "Если в 1917 году на Соборе грузинский православный народ заявил о восстановлении грузинской автокефалии, то только в 1943 году РПЦ признала их независимость, а в 1990 году Константинопольская церковь или Вселенская патриархия согласилась на то, чтоб Грузинская Православная Церковь существовала как независимая и всеми признаваемая", - сказал иеродьякон. Что касается абхазского вопроса, то, по словам Давида (Сарсания), "совершенно неважно, признают ли нас сегодня, завтра, послезавтра, через 10 или 50 лет, важно то решение, которое будет принято на Соборе и какой путь мы изберем".

По его словам, сегодня РПЦ признает территориальные церковные границы Грузинской Православной Церкви, в том числе и для Абхазии. "РПЦ, оказывающая нам неоценимую помощь, давшая нам возможность получить богословское образование, многократно заявляла о том, что не может решить вопрос о признании нашей с вами церкви, - сказал Сарсания. - Этот вопрос касается всего православного мира, всех поместных православных церквей". Есть, по словам иеродьякона и те, которые считают, что "разрешение абхазского церковного вопроса лежит в плоскости взаимоотношений непосредственно Грузинской Православной Церкви и Абхазской епархии". "Если понадобится начать дискуссию с ГПЦ, то необходимо, чтобы в ней участвовали все поместные православные церкви. Мы же с вами должны открыто заявить, что у нас есть канонические права для того, чтобы говорить о своей независимости, и о том, что мы являемся церковью, - подчеркнул Сарсания. - До этого момента к народу Абхазии никто не обращался. Мы сегодня вынуждены были провести Церковно-Народное собрание для того, чтобы вместе с вами приступить к решению важнейших и главнейших вопросов, касающихся нашего церковного независимого будущего".

На церковном собрании мог выступить любой желающий. При этом председательствующий обратился ко всем с просьбой о том, чтобы все выступления имели отношение к обсуждаемой церковной тематике. Лидер народной партии Абхазии Якуб Лакоба назвал проведение церковно-народного собрания "поистине историческим событием". "Мы должны быть терпимее друг к другу. В строительстве независимой абхазской церкви Виссариону (Аплиа) одному не справиться, ему нужна помощь", - сказал Лакоба. "Мы сегодня делаем великое дело", - сказал на Собрании историк Ермолай Аджинджал. При этом он отметил, что "создалась парадоксальная ситуация, при которой Россия признала независимость Абхазии, а Русская Православная Церковь не может признать абхазскую". "Пока мы сами себя не признаем независимыми, никто нас не признает. Поэтому я голосую за возрождение независимой Абхазской Церкви", - сказал Аджинджал.

Писатель Денис Чачхалия сказал, что он "счастлив, что является свидетелем и участником Церковно-Народного собрания в Новом Афоне". "Мы должны гордиться организаторами собрания за то, что они с такой ответственностью подошли к этому мероприятию, - сказал Чачхалия. - Так случилось в моей судьбе, что вопросы Абхазской церкви начали меня волновать давно, и на этом поприще мы и познакомились в свое время и с о. Виссарионом, а в более позднее время и с теми священниками, которые выступали сегодня на Собрании и организовали его. Я, конечно, не мог даже подумать, что при моей жизни наступит такой день, как сегодняшний, что будет такое церковное собрание, на котором будут решаться столь важные вопросы духовного существования нашего народа. Я благодарю Господа за то, что он нам даровал такой день". Денис Чачхалия "всецело поддержал устремление священства" и сказал, что голосует за возрождение независимой Абхазской церкви. "Не надо быть прозорливым и от природы мудрым человеком, чтобы понять, что независимое государство не может существовать с зависимой церковью. И поэтому вопрос о независимости Абхазской церкви как таковой даже не стоит. Как сказали наши духовные руководители, безусловно мы возрождаем церковь, мы ее не создаем. Она есть, ее никто не отменял", - подчеркнул писатель.

"Абхазская церковь насчитывает много веков, в том числе автокефальная Абхазская церковь", - сказал на Собрании историк Станислав Лакоба. По его словам, подобное Церковно-Народное собрание в Абхазии было в мае 1917 года, и о нем в своей книге "Краткий очерк абхазской церкви" писал Михаил Акиртава. "В свое время я пересмотрел много документов и материалов, связанных с тем событием, и сегодня, откровенно счастлив. Я не ожидал, что смогу быть участником такого великолепного собрания как сегодня, в стенах монастыря св. Апостола Симона Кананита. И, несмотря на все попытки помешать проведению этого Собрания, оно удалось. Посмотрите как много православных граждан нашей республики, в том числе гостей, оказались здесь сегодня в этом священном месте", - сказал историк. Станислав Лакоба подчеркнул, что молодые абхазские священнослужители по сути дела повторяют тот путь, которым шел Владислав Ардзинба, которым шел первый парламент. "Я думаю, что мы находимся на верном пути, и что вопрос церковный подтвердит только нашу государственную независимость", - заявил историк.

"Мы не требуем нового статуса, а хотим вернуть наш статус независимой церкви", - сказал прихожанин Омар Трапш. "Не бывает независимости неполной, усеченной. И сегодняшнее событие - свидетельство тому, что мы идем по правильному пути", - сказал на собрании председатель Форума Народного единства Абхазии Рауль Хаджимба. "Мы все собрались в этом святом месте по велению души, никто нас сюда насильно не звали", - сказал житель Нового Афона Руслан Пандария. - Мы рады такому открытому душевному разговору, и хотим чтоб это был не просто разговор среди простого народа, а чтоб об этом говорили и в наших правительственных органах".

"Восстановление независимой Абхазской православной церкви - вполне обоснованный факт", - сказал, в свою очередь, депутат парламента Батал Кобахия. Он назвал очень важным событием возведение в сан архимандрита Дорофея (Дбар), и выразил надежду на то, что в Абхазии будут свои епископы, своя независимая церковь. "Никто не может нас этого лишить. Абхазия - земля обетованная, здесь ходили святые апостолы Симон Кананит и Андрей Первозванный, Иоанн Златоуст. У нас есть все основания для возрождения автокефальной Абхазской Православной церкви", - подчеркнул Кобахия.

Участники Собрания поддержали предложение о придании Церковно-народному Собранию статуса Высшего органа управления Православной церкви в Абхазии до полноценного сформирования института АПЦ. Создан новый церковный институт - Священная митрополия Абхазии с кафедрой в городе Анакопия-Новый Афон, которая поэтапно будет преобразовываться в независимую Абхазскую православную церковь. Принято решение обратиться в министерство юстиции Абхазии для признания и регистрации нового церковного института на территории Абхазии - Священной митрополии Абхазии. Участники Собрания тайным голосованием избрали Совет священной митрополии Абхазии, который будет являться действующим органом управления Священной митрополии Абхазии. Он состоит из 12 человек: 6 из числа абхазского духовенства, 6 из числа мирян. Причем голосовать имели право только крещенные, которых на собрании оказалось большинство.

Сама процедура голосования и подсчет голосов заняли около 2 часов. По итогам голосования, в Церковный совет Священной Митрополии Абхазии избраны: от духовенства - архимандрит Дорофей (Дбар), иеромонах Андрей (Ампар), иеродьякон Давид (Сарсания), инок Феофан (Крутиков), два места оставлено для представителей той части духовенства, которая поддерживает иерея Виссариона. В состав Совета от мирян вошли Арда Ашуба, Тимур Дзидзария, Омар Трапш, Алхас Тхагушев, Денис Чачхалия, Станислав Лакоба. Участники Собрания избрали также тайным голосованием председателем Совета и кандидатом в епископы Священной Митрополии Абхазии архимандрита Дорофея (Дбар). Собрание завершилось благодарственным молебном. Архимандрит Дорофей (Дбар), обратившись к участникам Собрания, сказал, что "это действительно знаменательный день в истории Абхазской Церкви". Участники Собрания единогласно поддержали предложение официально обратиться к Предстоятелям и Священным Синодам всех Поместных Православных Церквей с просьбой о создании специальной комиссии под председательством представителя Вселенского Патриарха с обязательным участием представителей Совета Абхазской Митрополии для начала обсуждения вопроса урегулирования, на первом этапе, канонического статуса Священной Абхазской Митрополии, и определения, на втором этапе, статуса Православной Церкви в Абхазии, а именно воссоздания независимой АПЦ.

Напомним, архимандрит Дорофей прибыл в Абхазию из Греции, где ему был положен чин архимандрита, и сделал это митрополит Константинопольской церкви Дмитрий. До сих пор в Абхазии монаха, который имел бы такое высокое звание, не было. Клирик русской православной церкви, основатель духовного епархиального и регентского училища при Новоафонском монастыре, автор многочисленных трудов об истории абхазской церкви, доктор богословских наук Дорофей (Дбар) пять лет назад получил благословение архиепископа Майкопского и Адыгейского Пантилеимона на учебу в Греции, где в канун Пасхи и был возведен в сан архимандрита.