Помощник Государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк в своем выступлении перед членами Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе отметил, что глубокие изменения, происходящие в Северной Африке и на Ближнем Востоке, являются в равной степени важным уроком, как для правительства, так и для общества в странах Центральной Азии, передает корреспондент ИА REGNUM.

"Один из советов, которые мы даем нашим друзьям в Центральной Азии, заключается в том, что они должны обратить внимание на эти события и их последствия. Лидеры во всем мире, не только в Центральной Азии, должны прислушаться к урокам "арабской весны". В ходе встреч с должностными лицами Центральной Азии в последние месяцы я призываю их расширить пространство для политической свободы, свободы личности и свободы вероисповедания, создать условия для развития здорового гражданского общества и демократических институтов и взять курс на экономические реформы", - отметил Блейк.

По его словам, руководители стран Центральной Азии выступают за постепенные перемены, опасаясь, что слишком много свободы, полученной слишком быстро, может привести к хаосу и политическим потрясениям. Они с подозрением относятся к демократическим реформам, и за малыми исключениями продолжают сохранять жесткие ограничения на политическую, социальную, религиозную и экономическую жизнь в своих странах.

"Мы считаем, что это ошибочная политика. Хотя демократия может быть сопряжена с беспорядками и порой казаться хаотичной, тем не менее, она обеспечивает более высокий уровень стабильности и безопасности, поскольку предоставляет обществу необходимый и мирный клапан для сброса политической и экономической напряженности. Демократически избранные правительства, реагирующие на свободно выражаемое общественное мнение, способствуют установлению большего доверия между народами и правительствами. Демократия, к которой мы призываем, не сопряжена с насилием или революцией. Она носит мирный, толерантный и эволюционный характер и действует в основном через волеизъявление на выборах и свободное гражданское общество. Демократию не следует приравнивать к уличному насилию и экономическому хаосу. Совсем наоборот - демократия дает надежду и обеспечивает реалистичные, мирные подходы к решению накопившихся проблем", - подчеркнул американский дипломат.

Он также сообщил, что американская сторона рассматривает нынешний момент как возможность для углубления взаимодействия США со странами Центральной Азии в области религиозных, политических и личных свобод. "Для укрепления нашего сотрудничества в Центральной Азии мы начали с декабря 2009 года проводить ежегодные двусторонние консультации с каждой из стран региона. Каждый раунд двусторонних консультаций является структурированным диалогом лицом к лицу на основе совместно разработанной, всеобъемлющей повестки дня, которая способствует откровенным дискуссиям по всему спектру двусторонних приоритетов, включая права человека и свободу СМИ. В результате дискуссий составляются планы работы по ключевым приоритетным проблемам и намечаются практические шаги для продвижения целей политики США. Хотя стремление к достижению этих целей часто бывает связано с серьезными трудностями, наше тесное взаимодействие и помощь в Центральной Азии дали важные результаты, включая поддержку нынешних усилий в Афганистане. Мы также использовали ежегодные консультации в качестве форума для диалога с гражданским обществом и деловыми кругами в странах Центральной Азии. Например, в ходе ежегодных консультаций, которые мы провели в этом году в Казахстане, заместитель министра иностранных дел этой страны провел вместе со мной встречу с казахстанским гражданским обществом в Министерстве иностранных дел. Мы приветствуем этот прецедент и надеемся, что он будет повторен в других местах", - указал Блейк.

Он обратил внимание на то, что за двадцать лет после обретения независимости руководители Казахстана, Узбекистана, Туркмении и Таджикистана неоднократно и публично призывали к созданию демократических институтов в их странах. Они выступали с речами и издавали указы, но мало что делали для претворения их в жизнь. В парламенте, СМИ и государственных институтах по-прежнему доминирует глава государства со своими взглядами. В процессе общения с этими лидерами мы призываем их сделать выбор в пользу большей стабильности и безопасности, которые может обеспечить реальная и ответственная демократия.

"Мы также продолжаем оказывать поддержку тем элементам гражданского общества, которые последовательно привержены построению демократии мирным путем, несмотря на ограничительные и даже тяжелые условия. Главным исключением в Центральной Азии является Киргизия. Демократические завоевания, недавно достигнутые в Киргизии после событий апреля 2010 года, - принятие новой конституции, устанавливающей парламентскую республику, и последующие выборы президента и парламента - дают повод для оптимизма, даже несмотря на то, что вспышка этнического насилия в июне прошлого года свидетельствует о хрупкости демократии в стране. Как заявил президент Обама президенту Отунбаевой в начале этого года в Вашингтоне, мы готовы поддержать демократические институты, чтобы помочь Киргизии добиться успеха в качестве примера демократии в регионе. Демократия в Киргизии требует существенной международной поддержки для создания сильных институтов, подотчетных общественности. По нашей оценке, в 2010 финансовом году США предоставили более $140 миллионов в виде гуманитарной помощи, экономического развития, поддержки демократических выборов и добросовестного государственного управления и других видов иностранной помощи в ответ на происходившие в стране события, и мы настоятельно призвали другие государства также оказывать такую поддержку. Очередной проверкой для Киргизии станут президентские выборы, запланированные на конец года. Мы с нетерпением ожидаем совместной работы с Хельсинкской комиссией и другими институтами по оказанию помощи в организации международной поддержки и усилий по мониторингу", - подчеркнул Блейк.

Он также сообщил, что другие страны Центральной Азии находятся на неодинаковых этапах демократического развития, но во всех государствах имеются некоторые основания для надежды. В декабре прошлого года Казахстан провел у себя первый Саммит ОБСЕ за 11 лет, в котором значительная роль была отведена проблематике гражданского общества, что, по мнению госсекретаря Клинтон, явилось чрезвычайно обнадеживающим признаком. Казахстан также добился определенного прогресса в деле выполнения своих мадридских обязательств в отношении политического плюрализма и реформы законов о СМИ и избирательного законодательства, хотя многое еще предстоит сделать.

"Президент Узбекистана Каримов выступил в ноябре 2010 года с речью, в которой призвал к большему политическому плюрализму и развитию гражданского общества. К настоящему моменту в Узбекистане мало что сделано для превращения этого видения в реальность, но мы будем призывать президента Каримова к выполнению обязательств, взятых им в этой речи. В Таджикистане действует единственная в регионе легальная исламская партия - Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), хотя представители ПИВТ и других групп оппозиции по-прежнему подвергаются различным формам преследования. И даже в Туркмении президент Бердымухамедов говорил публично о необходимости расширения пространства для других голосов в политической системе. Я хочу ясно заявить: я не предсказываю значительных перемен на ближайшее будущее. Невзирая на "арабскую весну", демократия является долгосрочным процессом, и мы будем работать со всеми нашими центральноазиатскими партнерами, помогая им развивать сильные демократические институты и более открытые общества", - резюмировал помощник Госсекретаря США.