ПРО США в Румынии: "США засядут в подбрюшье России, воспользовавшись страной, где ненависть к советскому доминированию не исчезла даже после 20 лет с момента падения СССР". Геополитика: "В будущем Россия перестанет представлять какую-либо ценность для своих традиционных союзников в Париже и Берлине". Румыния - Молдавия: "Барак Обама вскоре заявит Дмитрию Медведеву, что отныне граница НАТО проходит по Днестру". Экономика: "Реформы в Румынии находятся под угрозой в связи с приближающимися очередными парламентскими и местными выборами".

ПРО США в Румынии: "США засядут в подбрюшье России, воспользовавшись страной, где ненависть к советскому доминированию не исчезла даже после 20 лет с момента падения СССР"

Официальное заявление по поводу установки элементов американской системы ПРО в Девеселу, жудеца Олт, вызвало обрушение новой волны критики, предупреждений, ироничных высказываний сомнительного типа или завуалированных угроз со стороны МИДа России, председателей комиссий Государственной думы по международным делам и обороне, уже всем известного представителя России в НАТО Дмитрия Рогозина, и не в последнюю очередь, незаурядных представителей российского "гражданского общества", пишет Ziare.com. Подобная ​​реакция, по крайней мере, порождает некоторые вопросы. Первый из них: что так сильно огорчает Москву? Ближайшая к Румынии российская ракетная стратегическая база расположена на Волге, другие находятся гораздо дальше, на Урале и в Сибири. Что же за "стратегический баланс" оплакивает Россия, когда смотрит с ностальгией в сторону Девеселу?

Все возможные траектории российского баллистического арсенала, имеющие отношение к "стратегическому балансу" с США, пересекают Северный ледовитый океан и северную часть Тихого океана, за многие тысячи или десятки тысяч километров от границ Румынии, продолжает Ziare.com. Для точного отслеживания этих траекторий, США построили вместе с Канадой ещё в 1950 году систему NORAD. По географическим причинам деревушка Девеселу не может выполнять какую-либо роль в NORAD - это факт, о котором, безусловно, российские стратеги уже догадались. Первоначально, в Девеселу будет находиться 24 перехватчика. То есть 24 ракеты, способные поражать по траекториям баллистические ракеты, запущенные враждебными силами в сторону европейского пространства НАТО, не в сторону Северной Америки и не из России. Даже если предположить, на неопределенное будущее, что находящиеся в Румынии силы США усилятся (перехватчиков может стать 32, 40, или может быть 48), всё равно в военном и стратегическом плане эти цифры крайне невелики.

Соглашение Обама-Медведев от 26 марта 2010 года, последнее в этой области, предполагает ограничение арсенала двух стран до 1550 наступательных ядерных боеголовок с каждой стороны, пишет Ziare.com. Пока Россия по-прежнему располагает более чем 2000 единицами такого оружия. Сравним с числом перехватчиков, находящихся в Девеселу. Даже чисто гипотетически, противостоять 24-мя перехватчиками 1550 баллистическим наступательным боеголовкам - это похоже на противостояние автоматом АК-47 нашествию саранчи. Трудно поверить, что столь изощрённая военная система русских не понимает таких простых вещей.

Таким образом, мы имеем проблему не военного характера, но политического, продолжает Ziare.com. Тем более что сами американцы сообщили русским подробно и заблаговременно детали данного проекта. Из всего вышесказанного можно прийти к выводу, что база в Девеселу не имеет ничего общего с глобальным стратегическим балансом между США и Россией. Как же тогда объяснить реакцию русских чиновников? Единственно вероятный ответ: то, что действительно беспокоит, так это усиление американских интересов в Румынии, в ситуации когда Кремль, по сути, не расстался с мышлением категориями о "сферах влияния".

Олтения, а именно Девеселу, будет находиться под щитом, пишет Adevarul. Местные власти уже ожидают американцев с распростертыми объятиями. Совет жудеца Олт выделит около 220 гектаров бывшей авиабазы ​​для размещения элементов американской системы ПРО и 200 американских солдат, которые будут проживать на территории базы. Остается понаблюдать, будут ли местные красоты убедительными для американцев, будет ли зайбар (вино, произведённое в регионе Олтения) вкуснее чем виски и перебьют ли знаменитые олтянские колбаски вкус гамбургера. В любом случае, контроль над базой остается за Румынией, заверил президент Траян Бэсеску.

Но знаете ли вы, что это решение будет означать для Румынии? - продолжает Adevarul. Что мы будем защищены от беспокоящих нас иранских ракет? Хотя мы не меньше должны быть обеспокоены раздражением России. Что у нас будут находиться американские войска? Но вот зарплат и пенсий нам по-прежнему не хватает, чтобы дожить до конца месяца. Возможно, мы забудем о забастовках, засмотревшись на военные самолёты и баллистические ракеты?..

Объявление о размещении элементов ПРО в Девеселу пришлось на следующий день после проведённого опроса, по результатам которого отмечается, что большинство румын выступают за то, чтобы Румыния участвовала в щите ПРО США, пишет Adevarul. Конечно, это большинство из тех, кто знал о существовании щита, поскольку, согласно тому же исследованию, треть румын даже не слышали ни о каком щите. Что там говорить, если девять процентов опрошенных даже не были осведомлены о том, что Румыния вступила в НАТО! Очень немногим удалось определить и возможные недостатки размещения щита: потенциальное преобразование Румынии в мишень для террористических атак (8,9%), ухудшение отношений с Россией (8,4%) или высокие расходы для Румынии (7,2%). Но всё же больше трёх четвертей румын имеют хорошее или очень хорошее мнение о Соединенных Штатах. Всё хорошо устроилось и для американцев, и для Румынии. Осталось неизвестным, кто будет заниматься организацией всего этого, подводит итог издание.

Противоракетный щит - это инвестиции, значительно превышающие сумму в 400 миллионов долларов, которые США непосредственно вложат в проект базы Девеселу, пишет Gandul. В военном плане, речь идет о самом важном событии в новейшей истории Румынии после вхождения в НАТО. С экономической точки зрения можно говорить о значительных инвестициях, которые пришлись на время, когда у румынского государства нет денег на это. Наконец, речь идет о дополнительной карте, которую Румыния может использовать, когда снова сядет за стол переговоров. Тот факт, что Румыния станет частью, на оперативном уровне, этих систем противоракетной обороны с 2015 года, принесёт политические выгоды, которые сейчас трудно оценить. Политические выгоды, которые могут быть преобразованы правильными людьми в исключительные экономические преимущества в отношениях с США, в частности. Румыния это уже не просто государство на пересечении ЕС и России. Это уже не просто член НАТО. Румыния получила дополнительную ответственность. Предоставляя дополнительные услуги, которые могут в определенных ситуациях принести экономические выгоды.

К этим 400 миллионам долларов, предусмотренным на несколько лет, неизбежно добавятся инвестиции в инфраструктуру, продолжает Gandul. Девеселу станет экономическим оазисом на местном уровне. Но это произойдет только в локальном масштабе. Что действительно имеет значение, помимо увеличения уровня национальной безопасности, так это то, что Румыния получит новую возможность обеспечить себе гарантии, что её голос будет услышан. Большой бизнес, ворочающий миллиардами долларов, стратегические инвестиции, которые могут поднять с колен нищую страну, не делаются из макроэкономических, налоговых соображений, или на основании стоимости либо квалификации труда на локальном уровне. Они появляются из политических соображений на самом высоком уровне.

Румыния не извлекла выгоду из членства в НАТО, пишет Gandul. Румыния не входит в список стран, которые испытали экономическое процветание в результате подписания военных соглашений с США. Румыния не извлекла выгоду от членства в ЕС и не собирается этого делать. Скорее наоборот. Теперь Румыния может перейти к экономической дипломатии. Румыния имеет карту, которую может ввести в игру в любой момент, чтобы заработать джек-пот в миллиарды евро или долларов, подводит итог издание.

Россия очень раздражена скорым расположением ПРО вблизи своих границ, а постоянный представитель России при НАТО поспешил отшутиться на тему американского проекта, назвав его "траянским конём" американцев (обыгрывается имя президента Румынии Траяна Бэсеску - прим. ИА REGNUM), пишет Romania Libera. Румыния усиливает свое влияние в регионе c открытием второй американской военной базы на своей территории, где и будет расположен противоракетный щит. Чиновники в Москве неявно признают это, когда заявляют о своей неудовлетворенности, одновременно понимая, что США становится значимым актором на западной границе России. Военное присутствие США в Румынии, транзит войск США в Ирак и Афганистан через порт Констанца и размещение современных вооружений в нашей стране является основанием для беспокойства для восточных стран. Не только Россия недовольна возрастающей силой Румынии, но и Украина, и особенно Турция, которая наблюдает с некоторой тревогой и ревностью за стратегическими инвестициями сюда американцев.

Соединенные Штаты, кажется, медленно, но верно засядут в подбрюшье России, воспользовавшись страной, где ненависть к советскому доминированию не исчезла даже после 20 лет с момента падения Советского Союза, и её президентом, предпочитающим атлантистский путь любой краткосрочной экономической прибыли, продолжает Romania Libera. Будем бояться Россию - таков скрытый лозунг Румынии, подпитываемый желанием США получить легкий доступ на Ближний Восток и не только.

Но и Запад все еще боится Россию, потому что в 2008 году Кремль показал всем, что Москва знает, как и когда нужно взять реванш: 5-дневной войной с Грузией Россия показала Западу, что хочет видеть мир без цветных революций, без расширения НАТО в зоне ее влияния и без противоракетных щитов в её окрестностях, пишет Romania Libera. Россия тогда навязала свое право действовать в соответствии со своими интересами, восстановив матрицу евразийской державы и способность вести переговоры с Западом с позиции силы. В этом уравнении Москва предпочитает полагаться на своих традиционных союзников Францию и Германию в ущерб отношениям с Европейским союзом и США, несмотря на открытость, инициированную Бараком Обамой. На вопрос Соединенным Штатам о готовности предоставить гарантии того, что противоракетные системы не направлены ​​против Москвы, глава Пентагона Роберт Гейтс заявил полтора месяца назад в столице России, что трудно поверить, будто такие гарантии пройдут через Конгресс, но вместо этого предложил "политические гарантии".

Россия попыталась провести переговоры с США и НАТО на тему о совместной системе ПРО для Европы, настаивая на том, что это единственный способ положить конец "холодной войне", продолжает Romania Libera. Западные лидеры предложили русским вариант ещё проще: "две системы - одна НАТОвская, другая российская, - которые будут сотрудничать и обмениваться информацией, чтобы увеличить нашу безопасность". Многие американские политики выступили против идеи русских, объясняя, что Соединенные Штаты не могут доверить безопасность своему бывшему противнику, и не собираются предоставлять информацию Москве о самолётах-перехватчиках и данных, полученных со спутников. Но и Россия не может войти в партнерство с Западом, пока в оборонной доктрине РФ говорится, что НАТО представляет угрозу для ее национальной безопасности. Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин предупредил, что американцы и их союзники не должны стремиться "обложить берлогу русского медведя", потому что он вылезет и "надерёт задницу этим горе-охотникам".

Москва не боится американской экспансии, которой способствует Румыния, но чувствует себя униженной, поставленной в угол и маргинализированной, пишет Romania Libera. Этот самый щит, "траянский конь", который Соединенные Штаты располагают рядом с Россией, просто новый эпизод поражения, которое Москва терпит все последние 20 лет, но очень хочет вернуть себе роль великой европейской державы, подводит итог издание.

Геополитика: "В будущем Россия перестанет представлять какую-либо ценность для своих традиционных союзников в Париже и Берлине"

Мир меняется с невероятной скоростью, пишет InPolitics. Причем фундаментально. Советская империя рухнула, и после короткой паузы в истории мы видим, как то, что от неё осталось - Россия - является строением весьма шатким. Земля затряслась и под Соединенными Штатами Америки. Очевидно, в будущем в мире могут доминировать другие центры силы. Как, например, Китай. Как скоро будет передана эстафета власти в мире? И какими будут последствия?

20 лет назад в Вашингтоне политический мир пребывал в состоянии эйфории, продолжает InPolitics. Больше не существовало противника. Советский Союз развалился. А Россия находится на грани краха. Единственной озабоченностью Вашингтона стало контролирование этого развала. Чтобы помочь Москве вернуть относительную стабильность, чтобы она, в свою очередь, смогла контролировать хоть каким либо образом хаос, образовавшийся в новых независимых государствах.

При Путине Россия показала признаки восстановления, пишет InPolitics. Выбрав, однако, неверный путь. Чрезмерная централизация, автократия, соседствующая с диктатурой, подавление свобод и контроль над тем, что мы называем функциональной рыночной экономикой путём ограничения конкуренции. Единственным козырем России были и остаются ресурсы. Но модель Москвы потерпела фиаско. Этот феномен впервые заметили специалисты, потом аналитики и, наконец, сегодня, это стало очевидно всему миру.

Кроме того, что-то происходит и с ресурсами, продолжает InPolitics. С момента, когда Россия приостановила экспорт нефти. И после 40-процентного увеличения тарифов на газ. Результатом на этот раз может стать либо новый компромисс, на этот раз существенный, со стороны Европейского союза, или постепенный отказ от России и определение альтернативных решений. Это может означать, что в политическом и геостратегическом планах в будущем Россия перестанет представлять какую-либо ценность для своих традиционных союзников в Париже и Берлине, подводит итог издание.

Румыния - Молдавия: "Барак Обама вскоре заявит Дмитрию Медведеву, что отныне граница НАТО проходит по Днестру"

Молдавия была на грани объединения с Румынией в 1991 году, когда Мирча Снегур предложил Иону Илиеску осуществить объединение, пишет Adevarul. Снегур должен был стать впоследствии вице-президентом Румынии, но предложение было отклонено. Предложение было проигнорировано. По крайней мере, так утверждает доктор военных наук Ион Петреску, который был военным журналистом на трех континентах, руководителем пресс-службы Министерства национальной обороны Румынии, а также директором медиа-холдинга Минобороны.

Adevarul приводит заявление Иона Петреску: "6 мая 1990 года, во время "Моста цветов" через Прут (акция румынских и молдавских унионистов на мосту через реку Прут в районе молдавского города Унгены, которая планировалась румыноунионистами в качестве прелюдии к объединению Молдавской ССР с Румынией - прим. ИА REGNUM), я присутствовал там в качестве военного журналиста, находился на середине железнодорожного моста в Унгенах. Возле меня находились два советских полковника, которые наблюдали за передвижением румын по мосту. Они спрашивали друг друга, что может случиться. Тогда более 1 миллиона румын перешли границу к своим бессарабским братьям. Утром командир погранвойск Петру Тякэ, облетел на советском вертолете местность, и на протяжении всей границы он увидел там советские войска, расквартированные в близлежащих лесах, с собаками, которые должны были помешать последствиям энтузиазма масс. В тот день, по просьбе Михаила Горбачева, президент Франции Франсуа Миттеран попросил румынского президента не допустить оплошностей. Так было остановлено объединение Бессарабии с Матерью-Родиной".

В 1991 году Мирча Снегур предложил Иону Илиеску осуществить объединение, продолжает Adevarul. Он должен был стать впоследствии вице-президентом Румынии, но предложение было отклонено. В настоящее время формат "5+2" - РФ, Украина, ОБСЕ, наблюдатели от ЕС и США, представители Кишинева и Тирасполя - только и делает, что отдаляет решение приднестровской проблемы. Нынешний президент Румынии уже получал поддержку от президента Буша в отношении двух румынских государств. Визит Джо Байдена в Кишинев возродил разговоры о переходе Республики Молдова в орбиту североатлантического блока. Целью всех этих манипуляций станет заявление, которое Барак Обама, скорее всего, вскоре сделает Дмитрию Медведеву - что отныне граница НАТО проходит по Днестру, полагает издание.

В свою очередь нынешний и.о. президента Молдавии Мариан Лупу считает, что объединение Молдавии с Румынией невозможно, а пакт Риббентропа-Молотова необходимо оставить истории. В интервью Adevarul Мариан Лупу подчеркнул, что настоящее Молдавии находится в существующем международном юридическом порядке и "всем необходимо смотреть в будущее, а не оглядываться постоянно в прошлое". По его мнению, "вредны и не позитивны отношения Румынии и Молдавии, основанные исключительно на вопросах идентичности - по общей истории и языку". "Есть много других стратегических вопросов, которые должны быть рассмотрены и использованы для укрепления двусторонних отношений", - считает и.о. президента Молдавии. Лупу также заявил, что он не принимает утверждение Бухареста о Румынии и Молдавии, что это "два государства и один народ", а предпочитает рассматривать их как две европейских страны. Более того, по его мнению, противопоставление отношений между Кишиневом и Москвой отношениям с Бухарестом является недопустимым, поскольку привело бы к разделению молдавского общества.

В то же время директор Европейского центра по исследованию этнических проблем румынской Академии наук Раду Балтасиу полагает, что проблему объединения Молдавии и Румынии необходимо обсуждать открыто, так как она достигла "геополитической зрелости", сообщает Romanian Global News. По мнению эксперта, объединение двух государств является "геополитической, материальной и символической битвой, находящейся в сфере интересов таких сильных держав как Германия и Российская Федерация". Балтасиу полагает, что в материальном плане Бухарест и Кишинев должны создать совместный экономический регион, обеспечить взаимосвязь энергетических сетей, железнодорожных и автомобильных путей. Далее, по его мнению, необходимо создать качественную и эффективную систему образования, "предназначенную для подготовки молодых умов к обороне проекта объединения". По мнению профессора, Румыния должна предоставлять стипендии для бессарабцев, поскольку "стипендиаты представляют собой реальные инвестиции для РМ и для ее совместных проектов с Бухарестом".

Справка ИА REGNUM: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, т.е. без Приднестровья, а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, в X-XI вв. входила в состав Древнерусского государства, в XII-XIII вв. - Галицко-Волынского княжества, составила часть образованного в середине XIV века Молдавского княжества. Пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом, Бессарабия была освобождена в 1812 году российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией в 1812 году, вошла в состав Российской империи. В результате поражения России в Крымской войне 1853-56 гг., по решению Парижского мирного конгресса 1856 года 3 уезда Южной Бессарабии, входившие в состав Российской империи, были переданы Молдавскому княжеству, но по решению Берлинского конгресса 1878 года были возвращены России. Объединившиеся в 1859 году вассалы Османской империи, княжества Молдавия и Валахия составили будущее королевство Румыния, провозглашенное в 1881 году. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице (молдавская письменность существовала на кириллице с момента своего появления в XVI веке и вплоть до 1989 года, когда решением Верховного совета Молдавской ССР молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте; латиница также насильственно вводилась в периоды румынской оккупации Бессарабии в 1918-40 гг. и 1941-44гг.), были изобретены в конце XVIII века в Трансильвании, входившей тогда (и вплоть до 1918 года) в состав Австро-Венгрии. Решением Берлинского конгресса 1878 года признавалась независимость Румынии, за которой было признано право присоединить к своей территории Добруджу, о. Змеиный (территория современной Украины) и дельту Дуная, однако фактическое признание Румынии Великобританией, Германией и Францией произошло лишь в 1880 году. В декабре 1917 года Румыния оккупировала Бессарабию, аннексия которой никогда не признавалась СССР. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украинской ССР была образована Молдавская Автономная ССР в составе УССР. 28 июня 1940 года СССР вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика. Юг Бессарабии и север Буковины были включены в состав УССР. Однако уже через год, в 1941, Румыния вновь оккупировала эти и другие территории СССР, которые были окончательно освобождены Красной армией в 1944 году.

Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.

Экономика: "Реформы в Румынии находятся под угрозой в связи с приближающимися очередными парламентскими и местными выборами"

Румынская экономика постепенно восстанавливается после продолжавшегося на протяжении 2 лет кризиса, заявил в интервью Ziarul Financiar глава миссии Международного валютного фонда в Бухаресте Джеффри Фрэнкс. По его словам, нет никаких показателей, указывающих на продолжение кризиса в Румынии. Согласно оптимистическому сценарию, в 2011 году в румынской экономике ожидается рост на 1,5%. По более пессимистическим сценариям, возможен спад до 0,5 %.

По словам представителя МВФ, нынешняя ситуация по всем признакам соответствует предварительным оценкам фонда, озвученным в январе текущего года, продолжает Ziarul Financiar. "Я оптимистично настроен и верю в наш прогноз, что будет рост в 1,5%. Мы ожидаем, что и внутренний спрос начнет давать позитивные сигналы", - заявил Фрэнкс.

Он также выразил удовлетворение в связи с решением Бухареста приватизировать сразу несколько принадлежащих государству компаний, работающих в сфере энергетики (Nuclearelectrica, Romgaz и Transgaz), пишет Ziarul Financiar. На этом фоне представитель МВФ по-прежнему настаивает на том, что снижение налогов и НДС на данный момент невозможно, с учетом того, что меры по борьбе с бюджетным дефицитом, принятые румынским правительством, оказались малоэффективными. По его словам, Румыния нуждается в реальной реформе налоговой системы и тарифной политики.

Вместе с тем Международный валютный фонд видит угрозу для реформ в Румынии в связи с приближающимися очередными парламентскими и местными выборами, которые пройдут в 2012 году, пишет Mediafax. Такого мнения, по данным агентства, придерживаются чиновники, близкие к переговорам между правительством страны и МВФ. Специалисты фонда полагают, что правительство Румынии может отказаться от дальнейших реформ по причине того, что экономика вышла из кризиса и в год выборов необходимо показать потенциальным избирателям рост социальных обязательств. "Необходимо быть реалистами, поскольку в момент, когда экономика начнет восстанавливаться, политики начнут говорить: "Кончился кризис, давайте будем более мягки в вопросах реформ", - сказал источник. В этом контексте он указал на опасения представителей МВФ, что реформы будут свернуты в угоду политической конъюнктуре.

Со своей стороны управляющий Национального банка Румынии Мугур Исэреску обеспокоен ростом цен в стране на продовольственные товары, продолжает Mediafax. По его информации, рост цен в Румынии является вторым в регионе после Болгарии, что свидетельствует о негативных тенденциях в экономике. "Среди семи посткоммунистических стран, Румыния располагается на втором месте по росту потребительских цен, а рост цен на минимальную продуктовую корзину составил 33 процента. Это проблема, которая уже обсуждалась в Национальном институте статистики. Но ситуация такова и мы работаем с этими показателями. Это не объяснение и не извинение, это реальность, основанная на цифрах", - сказал глава Нацбанка. Мугур Исэреску добавил, что рост цен на питание и составил основную часть от роста инфляции, которую в годовом исчислении планируют зафиксировать на однозначной отметке. Вместе с тем, как показывает статистика, с начала года в Румынии на 19,2% выросла цена консервированных овощей, на 24,7% цена картофеля и 11,98% цена сахара.