Эксперт: "Белоруссии есть что предложить России - железную дорогу. РЖД ждет"
Москва, 13 мая, 2011, 18:29 — ИА Регнум. "Фактически Нацбанк Белоруссии своим новым постановлением легализовал резкий пересмотр курса валюты. Можно ожидать, что это затронет не только население, но и большую часть экономики". Об этом 13 мая корреспонденту ИА REGNUM заявил старший эксперт фонда "Институт Энергетики и Финансов"
По словам эксперта, текущее макроэкономическое положение Белоруссии очень тяжелое. Импорт в феврале и марте рос очень быстро - на 78% и 72% соответственно. Совокупно за первый квартал импорт товаров и услуг вырос в 1,6 раза, а экспорт - только в 1,4 раза. В итоге только за первый квартал дефицит в торговле товарами и услугами составил 2,4 млрд долларов. При такой динамике дефицит текущего счета по итогам 2011 года. может составить 16- 17 млрд долларов. "Закрыть такой дефицит кредитами будет очень сложно. А главное - несколько бессмысленно, поскольку это не решит никаких проблем, а только их отсрочит. Но отпуск курса для населения сам по себе не снимет напряженности на валютном рынке. Он решит проблему конвертации сбережений (которой, из-за дефицита валюты особенно и не было)", - отметил он.
Агибалов назвал полуправдой утверждение Нацбанка о том, что дефицит валютных средств на рынке сложился в марте текущего года в результате повышенного спроса граждан на наличную иностранную валюту для приобретения транспортных средств за рубежом, а также в связи с распространением различных слухов, провоцирующих ажиотажное поведение населения. "Действительно, импорт автомобилей сильно вырос за последние месяцы - по сравнению с прошлым годом за первые два месяца в стоимостном выражении импорт увеличился более чем двукратно, а в физическом - в 1,8 раза. Но это лишь примерно 300 млн долларов. (за январь -февраль), а общий импорт за этот период - 6,2 млрд долларов. 5% импорта - это, конечно, немало, но это явно не ключевая причина валютного кризиса. Основными источниками формирования отрицательного сальдо внешней торговли товарами являются экспортно-импортные операции с "промежуточными товарами" (энергоносители, сырье, материалы и комплектующие). Эта статья торговли и создает весь дефицит. Естественно, от импорта этих товаров отказаться сложно. Соответственно главное, для чего нужна девальвация - это для наращивания экспорта, преимущественно в страны
Сергей Агибалов считает, что приватизация может стать ответом на сдачу части рынков (в том же машиностроении и пищевой продукции, так как белорусский экспорт будет вытеснять именно российских производителей). "Белоруссии есть что предложить - ключевой объект - Белорусская Железная Дорога. И на нее не надо искать покупателя,
Как ранее сообщало ИА REGNUM, министр финансов России
По мнению Кудрина, приватизация некоторых объектов позволила бы Белоруссии получить около $2 млрд.
Напомним, Белоруссия рассчитывала получить от России $1 млрд, и еще $2 млрд из фонда ЕврАзЭС.