Пересмотр разрешений на строительство - "сбор дани" с девелоперов? Московский стройкомплекс в СМИ

Москва, 13 мая 2011, 18:12 — REGNUM  

Перспективное развитие города

"Мэр Сергей Собянин на заседании правительства Москвы распорядился приостановить действие уже выданных разрешений на строительство в историческом центре столицы и пересмотреть порядок их выдачи. Компенсации инвесторам при этом не пообещали", сообщают "Известия" в номере от 12 мая. "Риски инвесторов, вложившихся в такие проекты, очевидно, возросли, - отмечает Борис Шаронов, директор департамента рисков Национального страхового и кредитного агентства. - Теперь до прояснения ситуации инвесторы вряд ли будут вкладывать деньги в объекты, попавшие под ревизию. Результаты ее сложно прогнозировать. Возможны серьезные ограничения как по объемам, так и по целевому назначению строительства, существует и риск полного изъятия объекта. Компенсация затрат инвесторов в этом случае будет зависеть от выявленных нарушений и оснований для запрета конкретного проекта. Возможно, компенсаций не будет вообще", цитируют "Известия" эксперта. "В ряде случаев застройщики, руководствуясь разрешениями, полученными ранее в установленном порядке, уже понесли затраты, нередко весьма существенные, - признает Олег Самойлов, генеральный директор "РЕЛАЙТ-Недвижимость". - В случае невыданных разрешений они автоматически превратятся в убытки, механизм возмещения которых пока не понятен. А это, естественно, может нанести очередной удар по строительному бизнесу - и без того не до конца оправившемуся от кризиса. В любом случае, принятое мэром решение потенциально способствует росту цен. Правда, центр - территория "для богатых", и повышение цен проявит себя преимущественно в элитном сегменте". "Изменится и процедура выдачи градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ). Ранее они разрабатывались за счет инвесторов, теперь же будут выдаваться бесплатно, но с учетом нужд каждого района. Формально эти самые нужды учитывались и прежде, но теперь появилась надежда на то, что поток проектов, интересных застройщикам, но неактуальных для обывателей, обмелеет. Кроме того, инвесторам не придется ждать заветную бумагу дольше месяца - решение по выдаче будет приниматься на Градостроительной земельной комиссии, возглавляемой самим мэром".

""Архнадзор" приветствует решение мэра приостановить реализацию разрешений на строительство в историческом центре города... ранее общественное движение по защите исторического облика Москвы "Архнадзор" попросило власти города заморозить выданные прежде "лужковские" ордеры на снос исторических зданий в Москве", отмечает "Вечерняя Москва" в номере от 11 мая, ссылаясь на слова координатора общественного движения Рустама Рахматуллина. ""Безусловно, это должно быть не просто решение Москомнаследия, но и поддержка мэра. Это значит, что это - поддержка правительства Москвы, это прекрасно", - отметил Рахматуллин. Как он напомнил, закон не позволяет сносить здания в охранных зонах. "Ревизия старых проектов абсолютно необходима, так как сейчас новая политика, но работы ведутся по решениям, принятым при старом мэре. А новый мэр не должен нести за них ответственность"", приводит газета слова градозащитника.

"Инициатива Москомнаследия по проверке разрешений на снос зданий обернулась полным запретом строительных работ в центре города. Вчера на заседании правительства мэр Москвы Сергей Собянин распорядился провести ревизию документации застройщиков, работающих в историческом центре. Все стройки в границах Садового кольца должны быть остановлены, а разрешения выдаваться не будут до момента выработки новых правил. Работы должны остановиться на площадках компаний "Баркли", "Уникор", "Гута-Девелопмент", а также в многострадальной гостинице "Москва"", пишет "РБК daily" в номере от 12 мая. "Заморозка разрешений фактически означает для застройщиков запрет на стройку в историческом центре. В правительстве Москвы сообщили РБК daily, что историческая часть города ограничена Садовым кольцом, поэтому стройки ММДЦ "Москва-Сити" не подпадают под объявленную г-ном Собяниным ревизию. Основной удар будет нанесен по элитным жилым стройкам, считают брокеры. "Большинство запроектированных торговых площадей уже переделываются в паркинги, а офисные проекты в основном находятся на бумаге или были остановлены раньше", - пояснил РБК daily топ-менеджер консалтинговой компании. Работы в офисном сегменте сейчас ведет AFI Development ("Аквамарин III"), замечает аналитик отдела исследований Cushman & Wakefield Андрей Малков. Активное жилищное строительство в центре сейчас ведет УК "Уникор" ("Садовые кварталы"), земляные работы на двух площадках идут у корпорации "Баркли" (Barkli Virgin House и Barkli Park)... перечисляет директор департамента продаж элитной недвижимости Penny Lane Realty Александр Зиминский", пишет газета. "Под ударом может оказаться один из известнейших столичных долгостроев - гостиница "Москва", в которой сейчас ведутся отделочные работы. В правительстве Москвы вчера затруднились ответить, будут ли решением мэра остановлены внутренние работы в зданиях в историческом центре. Приостановка строительства даже на месяц выливается в существенные траты для девелоперской компании, говорит г-н Зиминский... В неофициальных беседах с РБК daily участники рынка удивлялись необходимости полного запрета строек в центре в дополнение к уже проводимой Москомнаследия ревизии разрешений на снос и разборку зданий. "Пересмотр всех выданных разрешений становится похожим на дополнительный сбор средств для инвестиционных программ города", - вздыхает глава девелоперской компании".

"Впрочем, пока не ясно, в какие практические решения выльется озвученный настрой чиновников. В пресс-службе Москомнаследия отметили, что не готовы говорить о конкретных предложениях - они будут готовы через месяц", продолжает тему "Независимая газета" в номере от 13 мая. "Рустам Рахматуллин отметил, что правильно было бы возродить историко-культурный экспертный совет при Москомархитектуре. "Формально он существует, но не участвует в принятии никаких важных решений. Его состав надо обновить", - считает эксперт. Москомнаследие уже обещало ввести в рабочую "несносную группу" представителей "Архнадзора", но подобное предложение к ним поступало еще во времена, когда и.о. мэра был Владимир Ресин. "Один раз мы присутствовали на заседании этой комиссии, но потом нас просто перестали приглашать", - сказал Рахматуллин. Член президиума экспертного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко также считает, что главное - наполнить комиссии, принимающие важные решения, компетентными и независимыми людьми. "Сейчас в рабочую группу, которая решает судьбу того или иного места, входят в основном чиновники и пара архитекторов. Заседания их никогда широко не освещались. Большая часть рабочей группы должна состоять из экспертов в области развития города. К тому же у экспертов должно быть время, чтобы выехать на объект, осмотреть его на месте. А не решать все на заседании в течение двух минут по фотографии", - отметил Клименко", пишет газета. "Директор аналитического портала "Индикаторы рынка недвижимости" Олег Репченко считает, что на рынке недвижимости решения московского правительства почти не отразятся. "Чаще всего объекты, разрешительная документация по которым будет пересматриваться, - не стройки, идущие полным ходом, а зависшие площадки. Инвесторы, которым удалось разными способами получить документы, не спешат начинать работу, а держат эти площадки с целью перепродажи. К тому же строительство зачастую тормозят запреты от каких-то ведомств или общественные протесты, - отметил Репченко. - Думаю, что пересмотр документации может оказать даже положительное воздействие на рынок. Потому что появятся наконец четкие правила, что-то решится для подвисших площадок". "Еще одна важная тема, которую поднял Собянин, - составление ГПЗУ... Теперь ГПЗУ будет выдаваться бесплатно, и при его разработке будут учитываться исторические особенности того или иного района, транспортная ситуация, развитие инфраструктуры. Мэр подчеркнул, что ГПЗУ будет выдаваться в жестко регламентированные сроки в течение месяца с учетом общественных слушаний. "ГПЗУ - это свод ограничений на строительство в том или ином месте, - пояснил Клименко. - Он оговаривает этажность, размеры здания, особенности разрешенных работ. Этот документ нужен для того, чтобы инвестор, прежде чем начать проект, понимал, во что он ввязывается". Проблема ГПЗУ, по мнению Клименко, не только в том, что инвестор может протолкнуть свои решения, не учитывая интересы города, но и в том, что чиновники зачастую составляют планы недобросовестно, не учитывая особенностей территории. "В итоге при строительстве близлежащие дома могут, например, осесть, а кто должен нести за это ответственность - непонятно. Сейчас никакой ответственности для тех, кто разрабатывал первичную документацию и должен быть учесть все особенности территорий, нет".

Коммерческая недвижимость

"Продажа московскими властями отеля "Советский" признана законной. Девятый арбитражный апелляционный суд отклонил иск Росимущества, с 2009 года пытающегося оспорить торги. Сейчас отелем владеет кипрская КОО "Советская Лимитед", ранее принадлежавшая Шалве Чигиринскому, а теперь контролируемая структурами Руслана Байсарова. Суд встал на сторону КОО "Советская Лимитед" после вмешательства в дело структуры Шалвы Чигиринского", сообщает "Коммерсантъ" в номере от 13 мая. "Девятый арбитражный апелляционный суд отклонил иск Росимущества, требовавшего признать недействительным конкурс по продаже отеля "Советский", проведенный столичными властями 19 июня 2007 года. Победителем торгов стала КОО "Советская Лимитед" (тогда контролировалась Шалвой Чигиринским), предложившая за гостиницу $63 млн. В феврале 2009 года Росимущество обратилось в суд, ссылаясь на то, что гостиница в силу закона принадлежит РФ, в собственность Москвы не передавалась и столичные власти не вправе были распоряжаться этим зданием. Ответчики - КОО "Советская Лимитед" и СГУП по продаже имущества Москвы - возражали, указывая, что гостиница с 1952 года находилась в ведении Мосгорисполкома, решением которого в 1988 году на базе гостиницы "Советская" и ресторана "Советский" был создан одноименный гостиничный комплекс. Дело прошло по судебным инстанциям дважды. Сначала победу одержала мэрия, но при повторном рассмотрении дела арбитражный суд Москвы 22 февраля удовлетворил иск Росимущества... К моменту вынесения судебного решения отель "Советский" уже перешел под контроль структур бизнесмена Руслана Байсарова. Однако апелляционную жалобу на решение суда по торгам подала структура господина Чигиринского - ООО "Рашен Ленд"... Апелляционный суд 3 мая отменил решение о признании торгов недействительными, привлек "Рашен Ленд" третьим лицом и вчера отказал в иске Росимуществу. Теперь дело опять может дойти до кассационного суда, который в прошлый раз уже отменил решение о законности конкурса, направив дело на новое рассмотрение", пишет газета. "Это уже второе поражение Росимущества по делу, связанному с отелем "Советский". Арбитражный суд Москвы 5 апреля отклонил другой иск ведомства к "Советской Лимитед" о признании отеля федеральной собственностью... Росимущество намерено продолжать борьбу и уже подало на него апелляционную жалобу".

Гаражное строительство

"Около 4 тысяч парковок планируется построить вблизи объектов социальной сферы в 2011 году в Москве... парковки планируется организовать вблизи объектов здравоохранения, культуры и отдыха, спорта, торговли, образования. В настоящее время в проработке находятся 88 земельных участков для размещения парковок. В основном это будут открытые автостоянки", пишет "Вечерняя Москва" в номере от 11 мая. "Ранее заместитель мэра столицы по вопросам развития транспорта Николай Лямов сообщал, что власти Москвы рассчитывают в течение пяти лет построить почти 1,5 миллиона машиномест и обеспечить город местами для парковки на 80%. Пока столица, где около 3,15 миллиона автомобилей, обеспечена машиноместами менее чем на треть. Нехватка мест для парковки отмечается и у жилых домов, и у социальных объектов, и у торговых центров и офисов. По словам Лямова, 235 тысяч машиномест будет создано на перехватывающих парковках, 310 тысяч - в "народных гаражах", 420 тысяч - на многоуровневых парковках, и 217 тысяч мест - на автостоянках у объектов соцсферы. Кроме того, предполагается создание 110 тысяч машиномест на внутридворовых автостоянках, а также 177 тысяч машиномест - вблизи улично-дорожной сети. На эти цели потребуется 72 миллиарда рублей".

"На этой неделе префект Центрального округа столицы Сергей Байдаков рассказал, что специалисты Москомархитектуры предлагают построить большие подземные парковки под площадями Сахарова, Лубянской, Театральной, Пушкинской, Тверская Застава, под Бульварным кольцом", сообщает "Независимая газета" в номере от 13 мая. "При этом на Пушкинской и площади Тверской Заставы планируют отказаться от запланированного строительства торговых центров. Рассматривается возможность строительства подземных гаражей под Новым Арбатом, а также на территориях, которые используются неэффективно - заняты нежилыми помещениями и ветхими жилыми домами. Только ставить машину на этих стоянках обойдется недешево, Байдаков назвал цифры: от 300 до 500 руб. в час. Постоянное машино-место на подземном паркинге в ЦАО будет стоить от 20 до 50 тыс. долл. Сейчас средняя цена за парковочное место в центре - 100-150 руб. в час. Вместе с тем планируется строительство 10 тыс. бесплатных парковочных мест и расширение дорожно-транспортной сети под парковочные карманы на 150 тыс. кв. м. Пока речь не идет о кардинальной отмене бесплатных парковок на обочине, но меры будут ужесточаться по ходу введения парковок в действие".

Метрострой

"Благодаря новой станции будет обеспечена транспортная связь между районами Орехово-Борисово, Марьино и Люблино... открытие новой станции московского метрополитена "Зябликово" запланировано на ноябрь-декабрь 2011 года... открытие станции метро "Зябликово", которая станет продолжением Люблинско-Дмитровской линии столичной подземки, позволит улучшить транспортное обслуживание 480 тысяч жителей близлежащих районов", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 11 мая. "Строительство участка метро "Марьино-Зябликово" протяженностью 4,5 километра позволит улучшить транспортное обслуживание 480 тысяч жителей районов Орехово-Борисово, Зябликово, Братеево, Москворечье. Благодаря возведению нового участка метро время на поездку сократится на 10-20 минут... Кроме того, благодаря новой станции будет обеспечена скоростная транспортная связь между районами Орехово-Борисово, Марьино и Люблино. "Марьино-Зябликово" разгрузит южный участок Замоскворецкой линии, заключается в сообщении".

Вероника Шарова

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.