АРФД приветствует переселение армян-мусульман в Карабах, но мечеть строить пока не советует

Ереван, 13 мая 2011, 14:59 — REGNUM  Намерение 200 семей амшенских армян переселиться из Киргизии в Нагорный Карабах можно лишь приветствовать. Им необходимо помочь и всячески способствовать, чтобы не только из Киргизии, но и из других мест армяне-мусульмане возвращались в Армению и Нагорный Карабах. Об этом заявил на пресс-конференции 13 мая глава офиса "Ай-Дат" и по политическим вопросам партии АРФ "Дашнакцутюн" Киро Маноян, передает корреспондент ИА REGNUM.

Напомним, что руководитель киргизской общины амшенцев Руслан Карабаджаков сообщил издающейся в Краснодарском крае газете армян России "Еркрамас" (Край), что он побывал в Армении и в Карабахе, чтобы подготовить переселение представителей общины, в частности - подобрать новое место жительства для желающих поселиться в НКР. Киро Маноян убежден, что "мы должны реально, как одна нация, выработать единую позицию в отношении армян, которые до и во время геноцида приняли ислам". "Главное, что эти люди уже столько времени идентифицируют себя в качестве армян. Мы должны помочь им интегрироваться в наше общество", - считает Киро Маноян. Однако эта интеграция, по его словам, исключает какие-либо предусловия или требования в отношении амшенцев по поводу их обязательного перехода из ислама в христианство. "Если мы как христиане принимаем атеистов, то почему бы нам не принять и мусульман. Есть немало армян-христиан, от которых страна не получила и частицы помощи. Есть много безбожников-атеистов, которые реально помогают нам, - сказал глава офиса "Ай-Дат", добавив, что если разговор о религии, то неразумно и несправедливо видеть в переселении какую-либо опасность. Вместо этого глава по политическим вопросам партии АРФ "Дашнакцутюн", предлагает создать "всем армянством" для амшенцев такие условия, чтобы они в Карабахе чувствовали себя лучше, чем в Киргизии.

"Мы видим развитие событий на Ближнем Востоке. Возможно, что число желающих переехать в Армению или Карабах увеличится,- заметил Маноян. - И обязательно необходимо, чтобы со стороны властей им были оказаны содействие и помощь. Возможно, есть вопросы, которые не в состоянии решить государство, тогда проблему должны решить все мы (диаспора - ред)". Как заметил политик, возможно, в течении времени амшенцы и вернутся в лоно Армянской апостольской церкви, но это должно произойти по их собственной воле и никак не под нажимом. "Религия в истории нашего народа имела огромное значение. Так не будем забывать своего христианского предназначения и будем готовы, выражаясь библейским языком, "принять в свое лоно заблудших овец"", - заключил дашнакцакан, добавив, что рано еще говорить о необходимости строить мечеть в Карабахе, "где у нас действующих церквей еще недостаточно". В завершение, Киро Маноян не в первый раз продублировал мысль о том, что факт самоидентификации амшенцев себя в качестве армян уже внушает достаточно уверенности и оптимизма.

Амшенцы (хемшилы - самоназвание хемшинли) - субэтническая группа армян, исторически проживавших на побережье Черного моря в Турции, в основном - в районе от Трапезунда до Батуми. В XVII веке турецкие власти насильственно перевели в ислам (суннизм ханафитского толка) значительную часть амшенцев, которые, однако, и после этого никогда не переставали самоидентифицировать себя в качестве армян. Исламизированные амшенцы дали Турции немало видных деятелей. В частности, выходцем из амшенской семьи был экс-премьер Месут Йылмаз, в 90-х годах трижды возглавлявший турецкое правительство. Амшенцем был и главный визирь Оттоманской империи накануне Крымской войны 1853 года Дамат Мехмед Али Паша. В 1944 году амшенцы, как и греки, курды, турки-месхетинцы, крымские татары, представители некоторых народов Северного Кавказа были депортированы с клеймом "ненадежного элемента" в Киргизию и Казахстан, где пребывали под административным надзором.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail