Французский эксперт: Институт безгражданства в Латвии - международный скандал
Санкт-Петербург, 13 мая, 2011, 13:24 — ИА Регнум. В конце апреля в малом зале Санкт-Петербургского научного цента
В рамках конференции прошел круглый стол на тему "Доктрины "советской оккупации" и "государственного континуитета" в странах Балтии: правовое содержание и международные последствия". В ходе горячей дискуссии по вопросам содержательного и правового аспекта "оккупационной" доктрины в странах Прибалтики, а также других политических и международно-правовых аспектов, связанных, в том числе и с Латвийской Республикой, как 1930-х годов, так и наших дней, был затронут по-прежнему неоднозначно воспринимаемый в обществе постсоветских и европейских стран вопрос безгражданства. В связи с неоднократным упоминанием этой темы корреспондент ИА REGNUM задала несколько вопросов об отношении к латвийским "негражданам" члену научного совета Национальной библиотеки Франции, доктору истории Винсену Буле.
ИА REGNUM: Насколько широко во Франции известно о том, что в соседних европейских странах - Латвии и Эстонии - существует институт "неграждан" как особый вариант безгражданства?
К сожалению, нельзя сказать, что во Франции эти вопросы являются в достаточной степени известными. О них, конечно, знают, но не на уровне общественной дискуссии. Единственное, что можно прочитать во французской прессе - это когда в прибалтийских странах проходят выборы, то дается анализ результатов голосования. И в связи с этим иногда возникают вопросы, касающиеся граждан и "неграждан", например, когда пишут о том, что довольно большое число людей не имеет права голосовать. Но помимо обсуждений в прессе дальше в общество это не идет.
ИА REGNUM: А в каком ключе пишет французская пресса о вопросах "неграждан"? Какое к этому отношение - позитивное, негативное, а может - нейтральное?
Пресса пишет об этом просто, как о факте. И отношение в обществе к этому вопросу мне неизвестно. Но на официальном уровне, насколько мне известно, не было никаких заявлений по вопросу безгражданства, то есть официальная позиция не высказывалась.
Вообще основная позиция по отношению к прибалтийским странам во Франции заключается в том, что это бывшие советские республики, которые долгие годы были под гнетом тоталитарного режима, а сейчас - после распада Советского Союза - они освободились из-под этого гнета. На данный момент переходный период для этих стран уже пройден, они присоединились к
Во время последних выборов в Латвии, например, русскоязычная партия "
ИА REGNUM: Каково лично ваше отношение как ученого-историка к тому, что в центре демократической Европы права тысяч людей нарушены статусом "негражданин"?
Я считаю, что это международный скандал! И речь идет даже не только о русскоязычном населении Латвии и Эстонии. Это вообще позиция Европейского Союза по отношению к национальным меньшинствам. Проблемы с гражданством на территории ЕС есть не только у русских в Прибалтике, это началось гораздо раньше. Во Франции, например, есть жертвы "политики выдавливания", которые тем самым лишаются права быть европейскими гражданами. А из относительно недавних явлений - это мигранты из стран Магриба. И чаще всего это люди, у которых не только нет права голоса, но нет и многих других прав по сравнению с гражданами.
Я полагаю, что должно существовать, так сказать, "право земли, на которой живешь". То есть если люди живут в стране, даже если они не родились в ней, а попали туда по какой-то иной причине, они должны пользоваться всеми теми же правами, что и граждане этой страны.
Вообще статус "негражданина" для европейцев имеет свои корни в Римском договоре 1957 года и затем в так называемой Европейской Конституции 2005 года и Лиссабонском договоре 2007 года, где прописано определение статуса гражданина Европы как гражданина страны, которая является членом Евросоюза. Таким образом, если человек не является гражданином страны-члена ЕС, то для ЕС он не является европейским гражданином.
Но ведь в Латвии есть люди, которые родились там, но это было еще во время СССР, и теперь эти люди вынуждены сдавать экзамены на то, чтобы получить гражданство Латвии, так как без этого они не могут стать гражданами Евросоюза, а значит - европейцами. И я знаю, что есть дети, которые родились в Латвии уже после выхода ее из Советского Союза, в конце 90-х и начале 2000-х годов и которые также не получают гражданства Латвии. Вот потому я и говорю, что это скандальная ситуация.
И еще большим скандалом является то, что Латвия, проводя такую политику в области гражданства, доказывает, что она является этноцентрической страной, в которой гражданство дается не по праву постоянного проживания, а только лишь по тому, насколько человек может стать максимально латышом. И вдобавок к тому Латвийская Республика делает статус "негражданина" наследственным, поскольку, как я понимаю, именно дети "неграждан" также становятся "негражданами".
ИА REGNUM: По вашему мнению, эту тему надо поднимать и популяризировать во Франции, делать ее предметом общественного обсуждения, чтобы люди знали о том, что такое происходит в Латвии?
Да, я считаю, что общественное обсуждение темы массового безгражданства в странах Прибалтики - Латвии и Эстонии - необходимо. Более того, это уже делается некоторыми общественными и правозащитными группами. Но проблема в том, что это, как правило, очень небольшой и узкий круг людей и, к сожалению, пока еще не нашли возможности сделать эту тему нарушений прав людей доступной всем слоям французского общества.
Кстати, во время референдума о принятии Европейской Конституции в 2005 году подобного рода темы о правах человека в странах ЕС были действительно обсуждаемы, в том числе стали говорить и о "негражданах", как в отдельных странах, так и в Евросоюзе в целом. Проблема была поставлена на обсуждение, и это могло бы стать неким позитивным сдвигом в области решения этих вопросов или хотя бы влияния на Латвию и Эстонию, в которых особенно серьезно стоит вопрос безгражданства. Но люди, общество больше интересовалось тем, не ущемляются ли их собственные права в тексте Европейской Конституции. Поэтому дальше эта дискуссия во французском обществе до сих пор не пошла.