"Достаточно сложным" и "во многом прецедентным" для управления назвал дело в отношении ОАО "Росспиртпром" и ФГУП "Росспиртпром" руководитель Чувашского УФАС Вячеслав Борисов. Как передаёт корреспондент ИА REGNUM, об этом глава ведомства заявил на брифинге сегодня, 11 мая. По словам чиновника, в ходе рассмотрения дела пришлось разбираться в "достаточно сложном клубке проблем". Итогом стало выявление серии нарушений в действиях указанных предприятий.

Комиссия управления признала ФГУП "Росспиртпром" нарушившим п. 4 ч.1 ст. 10 закона о защите конкуренции. "То есть хозяйствующий субъект, который включён в реестр субъектов, доминирующих на определённом товарном рынке, неправомерно остановил производство в условиях его рентабельности и стабильного спроса продукции", - пояснил Вячеслав Борисов. Он отметил, что предприятие своё решение мотивировало невозможностью получения федеральных специальных марок для розлива алкогольной продукции ввиду наличия значительной суммы задолженности перед бюджетами разных уровней. "Комиссия установила, что ещё в конце марта 2010 года и Чебоксарский, и Ядринский филиалы выходили с соответствующими заявками в Росалкогольрегулирование на получение специальных марок. И при этом указывали на отсутствие задолженности в самих филиалах", - сказал главный антимонопольщик Чувашии. При этом он заметил, что "подобными доводами для остановки производств ФГУП воспользовалось не только на территории Чувашской Республики" - аналогичные мотивы были использованы при остановке производств на заводе "Волгоградский", на Костромском ликероводочном заводе". Антимонопольщики также выявили, что передача недвижимого имущества из собственности ФГУП в ОАО "Росспиртпром" была затянута. "Комиссия с учётом процессов подобной реорганизации на других филиалах ФГУП пришла к выводу, что обоснованными сроками для подобной реорганизации является двухмесячный срок, но никак не девять месяцев: филиалы "Росспиртпрома" были зарегистрированы у нас в июне 2010 года, действовать начал Чебоксарский филиал в конце апреля 2011 года", - сказал Вячеслав Борисов. По его словам, одна из причин затягивания процесса приватизации заключалось в том, что ОАО "Росспиртпром" требовало от исполнительной власти Чувашии субсидирования в размере 50% акцизов, отчисляемых в бюджет республики. "Как они поясняли, для модернизации бардового производства на территории Ядринского филиала, отсутствие которого не позволило бы провести процедуру лицензирования завода", - сказал глава Чувашского УФАС.

Вячеслав Борисов также сообщил, что ещё в 2007 году, согласно соглашению между Кабинетом министров Чувашии и ФГУП "Росспиртпром", цех по переработке барды должен был быть построен за счёт средств предприятия или привлечения банковских кредитов: "ФГУП обязалось вложить в модернизацию не менее 70 млн рублей, однако этого сделано не было. Хотя полученная за эти годы прибыль позволяла ФГУП в полной мере реализовать заключённое соглашение. Это дало основание комиссии управления Чувашского УФАС также признать бездействие со стороны ФГУП по реализации заключенного соглашения и требований федерального закона о необходимости модернизации подобного производства".

Отметим, в феврале 2010 года глава Минэкономразвития Чувашии Иван Моторин в интервью ИА REGNUM сообщил, что "буквально за три года чувашскими филиалами было перечислено в головное предприятие порядка 500 млн рублей".

В продолжение темы чиновник подчеркнул, что общество требовало участия в модернизации, при этом не предлагая никаких схем долевого участия. "Росспиртпром" просто говорил: "Вы вложите в это производство". Поэтому комиссия, исходя из всех этих материалов, посчитала, что фактически ОАО требовало государственную преференцию, хотя законодатель не предусмотрел каких-либо преференций ликероводочному производству. Кабинет министров не соглашался на подобные условия, поэтому и затянулся процесс запуска производства ликероводочной продукции", - объяснил Вячеслав Борисов. Всё это дало повод антимонопольщикам сделать вывод о существовании соглашения между ФГУП "Росспиртпром" и ОАО "Росспиртпром", "которое объясняло их бездействие, повлекшее затягивание передачи недвижимого имущества, получения лицензии и последующего запуска производства спирта и ликероводочной продукции на территории Чувашской Республики". "Действия ФГУП по прекращению производства спирта и ликероводочной продукции и ОАО "Росспиртпром" по требованию незаконных государственных преференций также свидетельствуют об устном соглашении, что является нарушением п.7 ч.1 ст. 11 закона о защите конкуренции", - подчёркивают в Чувашском УФАС.

На Ядринском заводе производство прекратилось в июне прошлого года. Собственник пояснил, что причиной стало отсутствие потребности у филиалов спирта для дальнейшего розлива ликероводочной продукции. "Но при этом комиссия установила, что до 18% производимого спирта в Ядринском филиале приобретали сторонние покупатели, которые не входили в систему "Росспиртпрома". По этим причинам комиссия признала доводы ФГУП об остановке производства необоснованными", - продолжил глава Чувашского УФАС. Что касается остановки производства этилового спирта на филиале "Спиртовой завод "Марпосадский", то антимонопольщики согласились с доводами ответчиков о его экономической нецелесообразности и неэффективности: некоторые цеха находятся в аварийном состоянии и требуют реконструкции, что сопряжено со значительными финансовыми затратами.

Комиссия управления предписала ответчикам до 29 мая 2011 года запустить производство ликероводочной продукции на ликероводочном заводе "Чебоксарский", до 29 июля 2011 года запустить производство спирта на производственной базе "Спиртовой завод "Ядринский" и там же организовать производство ликероводочной продукции. "При этом все пункты предписания предусматривают производство продукции в объёмах не ниже уровня производства 2008-2009 годов", - говорится, в частности, в документе. Вячеслав Борисов уточнил: "При выдаче предписания комиссия не исключала, что они могут формально подойти к этому делу - просто запустить одну линию и сказать, что исполнили требования, запустили производство. И будут производить определённое количество ликероводочной продукции, чтобы отписаться от УФАС. Исходя из подобной возможности, мы и выдали предписание - в объёмах не ниже уровня производства прошлых годов".

Комментируя действия чувашских властей - в частности, Минэкономразвития Чувашии, Борисов подчеркнул, что "они были направлены на то, чтобы запустить производство": "Другое дело, что, может быть, не совсем оперативно были приняты эти меры. Минэкономразвития обратилось к нам только в декабре прошлого года, несколько месяцев прошло со времени остановки производства. Я так думаю, что вначале они предпринимали попытки договориться с собственником, чтобы запустили производство без обращения в контролирующие органы".

Отметим, что своё решение антимонопольщики озвучили 21 апреля, запуск ликероводочного завода в Чебоксарах состоялся 29 апреля.