Довольно странная - даже несколько экзотическая - ситуация складывается сейчас в Иране. Конфликт между президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом и духовным лидером страны (Рахбаром) аятоллой Хаменеи перенесен в традиционную для Востока мистическую сферу. Мировые агентства сообщили, что в Иране из числа приближенных к президенту лиц арестованы двадцать пять человек. Их обвиняют "в связях со злыми духами и использование колдовства в управлении государством". При этом называются имена главы правительственного комитета по культуре Аббаса Амирифара, некоторых сотрудников газеты "Хафт-э-Собх", которая была основана ближайшим советником Ахмадинежада Эсфандиаром Рахимом Машаеи. А некоего Аббаса Гафари вообще назвали "человеком, наделенным необычными метафизическими способностями и имеющим связи с неизвестными мирами". Главный прокурор Тегерана Аббас Джафари Долатбади предъявил ему обвинение в колдовстве. Теперь по логике, как это бывало в средневековой Европе, следует ждать публичного сожжения иранских политических колдунов и магов.

Однако в Иране такого быть не может по определению. "Метафизика и сверхъестественное всегда были и остаются составной частью суннитского и, особенно, шиитского ислама,- отмечает газета La Repubblica. - С утверждением в Иране режим аятолл возросло число групп, претендующих на контакты с потусторонним миром. Аятолла Хомейни не однажды говорил, что осуществлению его революции помогали создания, пришедшие из небытия". Но дело в том, что вне касты аятолл любая попытка самовольного контакта с миром иным объявляется колдовством. Так что Ахмадинежаду дали понять: в касте "посвященных" ему никогда не бывать. С другой стороны, духовенство Ирана посылает таким образом сигналы обществу о том, что президент страны - обычный грешный, а не "сокрытый имам Махди- Спаситель".

Существует мнение, что именно из Ирана волхвы возвестили миру о Великом знамении, которое было на небе в момент рождения Иисуса Христа. Кстати, один из победителей "Битвы экстрасенсов", проходящей на российском телеканале ТНТ, Мехди Эбрагими Вафа заявил, что верит в приход Махди-Спасителя. Эту мысль подтверждает и известный эксперт Фахреддин Абосзода. По его словам, народ Ирана течение последних лет живет в состоянии ожидания прихода Мессии в образе человека, готового и способного избавить всех от гнета бюрократии и коррумпированных чиновников, большинство из которых - представители того же духовенства. Так что может случиться так, что президент Ахмадинежад, выиграв битву за власть на мистическом уровне, теперь возьмется за дело и на грешной земле.

Противостояние между Ахмадинежадом и Хаменеи прошло несколько этапов. В конце прошлого года президент уволил министра иностранных дел Манучехра Моттаки, который считался выдвиженцем Хаменеи и активным сторонником председателя иранского парламента Али Лариджани - одного из самых серьезных оппонентов Ахмадинежада. В марте последовала отставка с поста главы Совета экспертов Али Акбара Хашеми Рафсанджани. Этот бывший президент страны тоже числится в списке наиболее активных противников Ахмадинежада. Вслед за этим последовал ответный удар: парламент, где большинство за сторонниками Хаменеи, объявил импичмент министру транспорта Хамиду Бехбахани - протеже Ахмадинежада. Правда, тогда еще существовал равный баланс сил между Хаменеи и Ахмадинежадом. Первый на словах поддерживал президента почти во всех его начинаниях. Однако внутри силовых структур КСИР и Басидж шла и сейчас продолжается борьба группировок. Поэтому все кадровые перемены в высшем руководстве Ирана можно связывать только с этим острым сюжетом. 17 апреля Ахмадинежад сделал еще один решительный шаг в попытке перехватить инициативу в кадровой политике. Он уволил министра по делам разведки Хейдара Мослехи - человека Хаменеи. Однако Хаменеи быстро восстановил Мослехи в должности, переводя интригу уже в сферу внешней политики Ирана. С одной стороны, аятолла Хаменеи выступил с заявлением, в котором предупредил, что "скоро Ближний Восток проникнет в самое сердце Европы и европейские народы свергнут своих лидеров, поддавшихся культурной и экономической пропаганде США и сионистов". С другой - с начала событий "арабской весны" он оказался в одном лагере с Западом, публично поддерживая "борцов с режимами". Особенно очевидно это было в случае с Египтом, когда был устранен от власти президент Мубарак. Сейчас же волнения охватили союзника Ирана - Сирию, бурлят Йемен и Бахрейн, где проживает немало шиитов.

Так появилась опасность вместо экспорта "шиитской революции" получить "импорт потрясений". Именно в этой образовавшейся стратегической вилке - главный корень конфликта между Хаменеи и Ахмадинежадом. Духовный лидер Ирана стал терять почву под ногами, соглашаясь на вынужденные компромиссы, опасаясь того, что страну может потрясти очередная революция. Неслучайно он призвал сограждан "сохранять единство и не дать возможности врагам воспользоваться ситуацией". Любопытно другое. Неожиданно и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньягу изменил главные акценты в отношении Ирана. Он заявил, что после уничтожения главаря "Аль-Каиды" Усамы бен Ладена "наибольшую угрозу для всего мира представляет верховный лидер Ирана, аятолла Али Хаменеи, нежели президент Ирана Ахмадинежад, который "фактически управляет страной". В свою очередь западные СМИ прогнозируют, что в случае выступления против режима аятолл Ахмадинежад может рассчитывать на поддержку практически всех оппозиционных сил, реформистов, последователей "зеленого движения", бизнеса и бедных слоёв городского и сельского населения. На стороне президента может оказаться и заметная часть силовых структур. Хотя такой ход событий чреват для Ирана серьезной дестабилизацией обстановки, эксперты прогнозируют, что реальна возможность прихода к власти в стране так называемых умеренных исламистов, которые легко интегрируются в складывающийся новый расклад сил на Ближнем Востоке. Так что колдуны и маги Ахмадинежада, даже если их будут сжигать на кострах, оказались не так далеки от подобных прогнозов. Полномочия Ахмединежада на посту президента истекают в 2013 году. Похоже, что он не собирается бежать из страны, как это сделал некогда первый президент Ирана Абольхасан Банисадр.