Празднование 9 Мая в Латвии - средство самовыражения русской общины, которое не направлено против государства, считает профессор Латвийского университета, доктор философии Юрис Розенвалдс. Для власти это повод задуматься о том, как развивать отношения со второй крупнейшей общиной, заявил он сегодня, 11 мая, корреспонденту ИА REGNUM.

Прежде всего, следует понимать, что русскоязычные жители Латвии отмечают победу в Великой Отечественной войне, а не окончание Второй мировой войны, подчеркнул Розенвалдс. По его мнению, в последнее время это стало для них способом продемонстрировать свою силу, показать, что они есть: "Нас много, и мы хотели бы оказывать большее влияние на политику, хотели бы большего понимания со стороны власти", хотя чисто политические лозунги и не фигурируют.

По словам Розенвалдса, русская община Латвии может надеяться на то, что будет услышана, поскольку к этому подталкивает логика демократического процесса в стране. "Мы должны преодолеть наследие последних 20 лет. При существующей демографической пропорции (примерно 40% нелатышей), которая может измениться в пользу национальных меньшинств после подведения итогов переписи населения (Латвию в поисках работы покидали в основном латыши), ситуация, когда в госаппарате всего 8% нелатышей, не соответствует нормам демократического государства. С другой стороны, ближайшее время покажет, насколько возможно включение во власть "Центра согласия" - партии, поддерживаемой в основном русскоязычными избирателями. Подвижки в этом плане есть. Уже два года во главе Риги стоит русский мэр, который воспринимается латышами достаточно позитивно. Да и сама возможность вхождения "Центра согласия" в правительства после выборов 2010 года уже не воспринимается на истерической ноте", - пояснил эксперт.

Комментируя высказывание министра культуры Сармиты Элерте ("Единство"), в котором та назвала участников торжеств 9 мая в Риге "недоброжелателями Латвии", Розенвалдс сказал: "Это останется на совести г-жи Элерте. Здесь, конечно, требуются исследования, но не думаю, что они собирались в пику Латвийскому государству, что они противопоставляют себя Латвийскому государству. Для части русских в Латвии причастность к русскому этносу - нормальное явление, а Великая Отечественная война - единственное событие, которое объединяет эту нацию в целом. Празднование 9 Мая не следует воспринимать как проявление априорной враждебности к Латвийскому государству".

В то же время, было бы ошибкой не замечать присутствие российских флагов в руках участников празднования Дня победы. Российский триколор у Памятника Освободителям в Задвинье - это элемент протеста, который также присутствует в общей гамме этого праздника русской общины Латвии, считает Розенвалдс. По мнению эксперта, актуальной остается проблема формирования сопоставимого понимания истории: "Оно не будет идентичным у русских и латышей, но должно быть хотя бы сопоставимым в основных своих точках. Тогда мы, латыши, не будем воспринимать 9 мая как день, когда нас обидели... Нас, конечно, обидели. 9 мая принесло жителям Латвии и беды, прежде всего латышам, но освободило от нацизма. Так что для нас это действительно "праздник со слезами на глазах".

По мнению Розенвалдса, в Латвии сложилось двухобщинное общество ("Не государство, а общество", - подчеркнул эксперт). Латышская и русская общины имеют позитивный опыт совместного проживания. "Эти отношения нужно развивать дальше, перенимая опыт Эстонии. Но не так, как предлагает это делать Элерте, игнорируя большинство русскоязычного населения страны. Она незнакома с эстонским опытом. Эстония еще в 90-е годы предоставила своим негражданам право участия в муниципальных выборах и только выиграла от этого, поскольку у неграждан Эстонии появилось чувство причастности к Эстонскому государству", - уверен Розенвалдс.