Армянская еженедельная газета "168 жам" (168 часов), обычно хорошо информированная о процессах и общей ситуации в лагере оппозиционного Армянского Национального Конгресса (АНК) сообщила, что лидер АНК, первый президент республики Левон Тер-Петросян поручил функционерам Конгресса начать подготовку к возможным внеочередным президентским выборам в Армении. Подготовка, как утверждает издание, начнется с формирования группы доверенных лиц. В ее состав будут включены ведущие деятели ряда партий и организаций, ныне составляющих "костяк" АНК.

Можно предположить, что речь идет об Армянском Общенациональном движении (АОД), которое, правда, было заметно ослаблено недавним выходом из его рядов некоторых видных в прошлом соратников Тер-Петросяна, недовольных нынешней "соглашательской" позицией лидера АНК, а также о Народной партии Армении, возглавляемой Степаном Демирчяном (сын расстрелянного в октябре 1999 г. в парламенте спикера Карена Демирчяна) и партии "Республика", лидером которой является брат убитого тогда же премьер-министра Вазгена Саркисяна, Арам Саркисян. Вероятно, команду доверенных лиц пополнят также ведущие представители ряда других мини-партий и организаций, входящих в Конгресс.

Действия АНК выглядят, на первый взгляд, труднообъяснимыми. Представители верхних эшелонов власти в последнее время, говоря о возможности "цивилизованного сотрудничества" с "ответственной" оппозицией, одновременно полностью исключают всякую вероятность проведения в стране внеочередных выборов - как парламентских, так и президентских. Между тем, выполнение властью "трех главных требований" АНК - открытие ереванской площади "Свободы" для проведения митингов, возобновление расследования событий 1 марта 2008 года, когда из-за несогласия оппозиции с объявленными официально итогами президентских выборов возникли беспорядки, закончившиеся гибелью 10 человек, и освобождение "политзаключенных" (т.е. активистов АНК, осужденных за участие в этих беспорядках) оппозиция называет отнюдь не самоцелью, а "условием для начала диалога с властью о проведении внеочередных выборов". В противном случае Конгресс грозит начать бессрочную мирную кампанию гражданского неповиновения. В настоящее время оппозиция утверждает, что что все три ее требования выполнены: митинги на площади Свободы разрешены, заявлено и о начале нового расследования событий 1 марта, а политзаключенные выйдут на свободу, самое позднее, 28 мая, когда отмечается день Первой Республики, что, по традиции, сопровождается президентской амнистией. Таким образом, с точки зрения оппозиции, наступает время начать диалог о назначении внеочередных выборов.

В то же время явственных причин, из-за которых власть должна пойти на такой диалог и тем более согласиться с требованием АНК, пока открыто не просматривается. Конечно, социально-экономическая ситуация в стране продолжает оставаться очень сложной, правительству все еще не удается справиться с последствиями кризиса, из-за чего, даже по официальным данным, до половины населения республики пребывает за чертой бедности. В то же время значительные усилия направляются на улучшение положения в сельском хозяйстве и обуздание галопирующей инфляции. Если эти усилия до осени принесут хотя бы половинчатые результаты, многочисленный протестный электорат, и без того подозревающий лидеров АНК в "сговоре с властями за спиной народа", в значительной своей части перестанет безоговорочно поддерживать Конгресс. Так что возможностей для того, чтобы заставить президента Сержа Саргсяна пойти на внеочередные выборы, у Тер-Петросяна будет немного.

Однако расчеты оппозиции могут строиться на совершенно иных факторах. Например, на предположении о возникновении тяжелой форс-мажорной внешнеполитической ситуации. Это не исключено, если те же страны Минской группы ОБСЕ (Россия, США и Франция) категорически потребуют "изменить статус-кво" в Карабахе, о чем кстати, в последнее время все настойчивее говорится со стороны посредников. Для армянской стороны это, в частности, будет означать необходимость начать вывод (или хотя бы заявить о начале вывода) войск из ряда районов вокруг НКР, которые в Армении называют "зоной безопасности", а в Арцахе - "историческими землями, конституционно включенными в состав республики". Ереван, разумеется, понимает, что в конечном итоге это когда-нибудь должно случиться, однако осуществить такой шаг на практике будет крайне затруднительно. Согласие оставить "земли, присоединенные ценою жизней лучших сыновей народа" вызовет широкую оппозицию в Армении и, тем более, в Карабахе. И можно с уверенностью утверждать, что эта оппозиция станет пользоваться полным пониманием и поддержкой в армейских и иных силовых кругах. А в этом случае может повториться история 1998 года. Тогда, напомним, выступивший со схожим планом разрешения карабахского кризиса Левон-Тер-Петросян не нашел поддержки ни среди большинства соратников, ни среди силовиков, и вынужден был подать в отставку. Проведение вслед за этим внеочередных президентских выборов, сопровождавшие этот процесс неоднозначные внутриполитические коллизии надолго "заморозили" ход карабахского урегулирования. Фактически получилось так, что возобновившийся впоследствии переговорный процесс был начат "с чистого листа".

Все это прекрасно помнят и посредники, и сами участники тех событий, ныне частично находящиеся во власти, а частично - представляющие оппозицию. Поэтому если не сами внеочередные выборы, то длительные переговоры и дискуссии о них могут быть выгодны как власти, так и оппозиции. Для власти это станет возможностью противостоять растущему международному давлению в вопросе Карабаха. Всегда можно будет апеллировать к тому, что поспешные кардинальные решения могут дестабилизировать внутриполитическую ситуацию и вывести на первый план силы, к компромиссу совершенно не расположенные. Выгода оппозиции также очевидна. В первую очередь, это позволит АНК сохранить свой "политический вес" в глазах электората, консолидировать своих сторонников вокруг ясной и желанной для них цели. В таком случае вполне можно рассчитывать даже на определенные электоральные "приобретения", а не потери. Кроме того, это поставит власть в определенную зависимость от оппозиции, которая всегда может пригрозить выходом из диалога.

В свете сказанного можно допустить, что переговоры о внеочередных президентских выборах, равно необходимые и власти, и оппозиции, действительно могут начаться. Вернее, могут начаться утечки с обеих сторон о том, что такие переговоры начались или вот-вот начнутся. В принципе, большего и не потребуется, поскольку всем ясно, что диалог подобного характера не может быть открытым, следовательно, широкой и регулярной информации о нем ожидать не следует. Такое положение может длиться достаточно долго, например, до будущей весны, когда в Армении пройдут вполне очередные парламентские выборы. Уже ясно, что АНК получит в будущем парламенте определенную часть мандатов. Но как раз от того, насколько "плодотворным" будет квази-диалог о "внеочередных президентских выборах", насколько поможет он противостоять внешнему давлению и угрозам со стороны собственных "ястребов", и будет в немалой степени зависеть, какую именно часть депутатских мест займет АНК и как будет выглядеть новый внутриполитический расклад в целом.