Казалось бы, вопрос в условиях стремительного роста цен на сырьевые товары, прежде всего, на нефть и металлы вопрос о возможном суверенном дефолте Казахстана звучит странно. Однако детальный анализ статистических данных делает анализ финансового положения страны не столь радужным.

Согласно информации Министерства финансов Казахстана, валовой внешний долг вырос по сравнению с 2009 годом вырос на 6 млрд. долларов и в настоящее время его размер составляет $119,2 млрд. То есть совокупный размер внешнего долга страны приближается к 100 процентам ВВП, что во всем мире считается весьма тревожным показателем.

В общем объеме валового внешнего долга Казахстана доля непосредственно государственного или гарантированного государством долга также выросла до 5,1 млрд. долларов, что составляет 4,3 процента от общей суммы. Банковский же сектор Казахстана (который считался наиболее уязвимым в плане внешних заимствований ) сократил долговые обязательства на треть ($10 млрд.). Банкиры остались должны сумму в 20 млрд. долларов США.

Финансовый рынок хорошо помнит, что вопрос о дефолте Казахстана достаточно остро стоял в 2008-2009 годах, когда резко упали цены на сырье. Началась волна дефолтов по корпоративным ценным бумагам, на грани банкротства оказались 70% малых и средних предприятий, резко выросла безработица. Золото-валютные резервы (ЗВР) Казахстана только в период с сентября по ноябрь 2009 года сократились почти на 14%. Ситуация осложнялась еще тем, что на 2009-2011 года падает пик выплат корпоративных заемщиков, прежде всего в банковском секторе.

В начале 2009 года аналитики подразделения Королевского банка Канады RBC Capital Markets порекомендовали инвесторам покупать свопы кредитного дефолта по долгу Казахстана. Объяснили они свой совет тем, что "страна уязвима перед падением цены на сырье и в связи со сложными условиями рефинансирования в банковском и корпоративном секторе". Казалось бы, ситуация начиная с 2010 года с ростом цен на сырье стала улучшаться. Вновь стали расти ЗВР страны. Это процесс стал усиливаться с начала 2011 года. С начала года национальная валюта Казахстана на фоне высоких цен на нефть и металлы начала стремительное укрепление.

В попытке не допустить чрезмерного усиления казахстанского тенге Нацбанк за первые три месяца 2011 года скупил около $6 миллиардов на внутреннем рынке, что составляет порядка четырех процентов ВВП страны.  Нацбанк Казахстана с 28 февраля 2011 года вернулся к управляемому плавающему курсу тенге, отказавшись от валютного коридора. Тенге вновь становится "дорогой" валютой, каким он был до кризиса 2008 года. В случае падения валютной выручки Нацбанку Казахстана будет крайне сложно удержать существующий курс обмена национальной валюты.

Кроме того, дорогой тенге негативно сказывается на рентабельности экспорта из Казахстана. Суверенный дефолт Казахстана может быть вызван не только резким падением цен на сырье, но и субъективными причинами.

Казахстанские аналитики нарисовали следующий сценарий "импорта дефолта" в страну. На первом этапе в западных СМИ, освещающих вопросы финансов ((Wall Street Journal, Euromoney), появляются негативные материалы об инвестиционном климате в Казахстане. Массированная информационная кампания приведет к бегству из казахстанских банков сначала корпоративных, а потом и частных клиентов (что-то подобное сейчас наблюдается в Белоруссии). Обвальный отток вкладов неизбежно приведет к пересмотру международными агентствами рейтингов казахстанских банков и фактической финансовой блокаде их на Западе. Финансовые институты страны будут вынуждены обратиться за экстренной помощью к правительству Казахстана и Нацбанку. В условиях нарастающей паники средства государства не смогут кардинально исправить ситуацию.

Дефолт банков по внешним обязательствам дестабилизирует экономическую ситуацию в республике и поставит вопрос уже об суверенном дефолте Казахстана. Для получения экстренной финансовой помощи Запада Казахстан будут вынужден полностью открыть свои финансовые рынки и радикально пересмотреть условия недропользования для нефтегазовых ТНК. По похожей схеме происходило "укрощение" экономики Южной Кореи в 1997-1999 годах (Нурсултан Назарбаев всегда крайне внимательно относился к экономической модели этой страны).

Помимо нефтегазовых ТНК, которые все чаще критикуются властями Казахстана за хищнические методы добычи углеводородов, заказчиком подобной информационной кампании могут стать отдельные представители казахстанской элиты, отстраненные от раздела доходов от природной ренты. Нельзя сказать, что власти Казахстана не понимают угрозы от столь серьезной финансовой зависимости от Запада.

Средства для покрытия дефицита бюджета и новых инвестиционных проектов Астана хочет привлечь за счет проведения так называемых "народных IPO". О планах по размещению на рынке акций ведущих казахстанских компаний сообщила пресс-служба Фонда национального благосостояния. "Фонд и его консультанты приступили к разработке программы по подготовке и проведению "народного IPO", включающей структуру, сроки и объем размещения. Программа будет реализована на принципах прозрачности и равноправного доступа для всех казахстанцев", - говорится в сообщении пресс-службы ФНБ "Самрук-Казына".

В апреле 2011 года "Самрук-Казына" провел конкурс по определению консультантов. Так, финансовые консультации проведут международные банки: Citi (в качестве лид-менеджера), UBS AG и казахстанские инвестиционные банки Visor Capitаl и KazKom Securities. А также международная компания "большой четверки" - ТОО "ПрайсуотерхаусКуперс". Юридическим консультантом станет компания Cleary Gottlieb Steen & Hamilton LLP совместно с казахстанской компанией GRATA. PR обеспечит компания Merlin.

Пока неясно, какую сумму хочет привлечь ФНБ "Самрук-Казына" за счет проведения IPO и как будут израсходованы привлеченные средства. Возможно, средства пойдут в некий резервный фонд, который должен будет дать возможность маневрирования властям Казахстана в случае резкого ухудшения конъюнктуры на рынке сырья и как следствие - падения притока валютной выручки.

Несмотря на резкий рост цен на нефть, с начала 2011 года правительство Казахстана и Нацбанк придерживается консервативного прогноза на стоимость "черного золота". Прогноз социально-экономического развития Казахстана на 2011-2015 годы базируется на мировой цене на нефть на уровне $65 за баррель, мировые цены на металлы будут расти, согласно прогнозу, в среднем на 10-15%. Такая осторожность в прогнозах создает определенный задел устойчивости для финансовой системы Казахстана, но в Астане понимают, что падение цен на нефть весьма негативно скажется на всем состоянии экономики. "Встретился с МВФ. Обсудили вопросы международной экономики и ситуацию в Казахстане. Экономика РК растет, цены на нефть падают", - написал казахстанский премьер-министр Карим Масимов в Twitter в прошлую пятницу.

В последние годы Казахстан пытается максимально увеличить при международных расчетах долю юаня. При этом Астана подспудно рассчитывает на возможность получить финансовую помощь Пекина в случае финансовой блокады Запада. "Казахстан может перевести часть золотовалютных активов в китайские юани, после того как Международный валютный фонд (МВФ) официально признает юань резервной валютой", - заявил глава Нацбанка страны Григорий Марченко. По словам Марченко, пока нет решения МВФ, Центробанки Казахстана и Китая договорились о валютных свопах. "Мы будем поставлять им (Китаю) тенге, а они нам юани, но это будет учитываться отдельно, и в состав золотовалютных активов формально пока входить не будет", - сказал он, добавив, что с российским рублем ситуация та же самая.

Марченко считает, что доля доллара во внешнеторговых расчетах Казахстана будет снижаться. "Спрос на доллары для расчета по внешней торговле с Китаем будет сокращаться и надеемся, что те же самые процессы будут в торговле с Российской Федерацией и Белоруссией". По данным Нацбанка, на сегодняшний день доля долларов в расчетах между Казахстаном и КНР составляет 99 процентов.

Но не попадет ли Казахстан в случае переориентации своей финансовой системы на Китай в новую ловушку? Ведь за финансовой экспансией Поднебесной рано или поздно следует экспансия политическая. В Астане это очень хорошо понимают. Неслучайно глава Нацбанка Казахстана Марченко особо подчеркнул важность торговых взаимоотношений с Россией и Белоруссией-членами Таможенного Союза и ЕЭП ЕврАзЭС. В ближайшее время стоит ожидать, что Астана будет маневрировать в финансовой политике в треугольнике Запад - ЕЭП - Китай.

В случае выстраивания грамотной политики в этом треугольнике риск суверенного дефолта Казахстана резко снижается даже в случае падения цен на нефть и другие сырьевые товары.