Арабский взрыв и сценарии трансформации международных отношений: открытое окно для России

Москва, 10 мая 2011, 11:24 — REGNUM  Дестабилизация на арабском Востоке является естественным результатом тех тенденций, которые прослеживались в современной системе международных отношений в последние 2 десятилетия. Возникнув после распада СССР, эта система была лишена четких параметров и предполагала расплывчатую иерархию участников. В условиях слабости глобальных регулирующих механизмов проявился изначально заложенный соблазн для пересмотра как "правил игры", так и статуса самих игроков. Социально-демографический профиль арабского мира сделал его наиболее "сейсмоопасным" с точки зрения системных потрясений местом. Специфичное для каждой страны сочетание внутренних факторов (социальный спазм, вызревание генерационных коалиций, изменения баланса между военными и гражданскими, исламистами и сторонниками светского режима) и попыток внешних игроков корректировать и направлять спонтанные изменения в условиях общей аморфности и нестабильности системы международных отношений привело к ускорению её трансформации.

В этом контексте среди всех факторов для России главное значение имеет активность других игроков, претендующих на пересмотр своей глобальной роли в сторону повышения либо снижения (Франция, Великобритания, США, Турция и др.). Если Россия не продемонстрирует свое отчетливую вовлеченность в эти глобальные процессы, то это будет означать её согласие со своей нынешней ролью державы с угасающим региональным влиянием. Другой путь предполагает кардинальный пересмотр внешнеполитической практики и приведение её в соответствие с целями концепции внешней политики, где заявлено стремление стать глобальной державой.

Это потребует, во-первых, консенсуса элит в самой России (внешняя политика должна иметь "единый голос" и не допускать двоякого толкования), во-вторых, выработки эффективной базовой внутриполитической модели, на основе которой может быть предложен привлекательный "экспортный вариант". Внешняя оболочка этой модели (либеральная демократия, суверенная демократия ) не так важна, как её оригинальность и способность гибко адаптироваться к иным культурно-цивилизационным условиям (в отличие от жесткого западного варианта, который экспортируется в неизменном виде). В арабском мире уже есть две страны, вплотную подошедшие к выбору внутриполитической модели - Египет и Тунис. России необходимо заполнить "вакуум влияния" и предложить конкурентоспособную модель, подчеркивая её уникальные черты (опыт трансформации в России, сходство политической традиции и ментальности, баланс национализма и универсальных либеральных ценностей).

Логика развития событий в арабском мире позволяет сделать вывод о возможности реализации в среднесрочной (до пяти лет) перспективе оптимистичного, нейтрального и пессимистичного с точки зрения интересов России сценариев. Первый ("динамика и хаос") предполагает на глобальном уровне - рост нестабильности, окончательное расшатывание системы международных отношений (МО) и полную дискредитацию глобальных институтов, на региональном - распространение восстаний за пределы региона, возможно, с выходом на южный фланг постсоветского пространства, гражданские войны в странах региона, причем военная и миротворческая инициатива будут полностью находиться в руках других игроков.

В рамках второго сценария ("стагнация и заморозка") в глобальном масштабе произойдет угасание напряженности, коррекция существующей системы МО с реформированием институтов и незначительной перестановкой в иерархии игроков. В арабском мире в таком случае произойдет стабилизация обстановки за счет ограниченной трансформации политических моделей, западное влияние будет укрепляться, а роль России сведется к традиционному экономическому партнерству со сложившимися режимами.

Полная реализация третьего сценария ("динамика и прорыв") маловероятна, однако есть шанс того, что проявятся некоторые присущие ему тенденции. На глобальном уровне произойдет кардинальное изменение системы МО, причем иерархия игроков в её рамках сложится на добровольной основе, что не будет давать поводов для ее пересмотра в обозримом будущем, управляемость процессами повысится за счет диалога цивилизаций, конкуренция перейдет в концептуальную плоскость, причем Россия станет активно использовать свои конкурентные преимущества в этой сфере. В арабском мире произойдет глубинная трансформация политических моделей, при этом лишь часть из них будет следовать западному шаблону, а роль России повысится за счет всестороннего проникновения в политическую, экономическую, идеологическую и информационную среду ключевых государств региона.

В краткосрочной перспективе (в рамках настоящей ситуации, когда еще сложно определить черты конкретного сценария) Россия должна подчеркивать свой надконфликтный статус, декларируя отсутствие прямой заинтересованности в интересах сторон, и активизировать миротворческую роль, которая при малых затратах дает высокий прирост в позитивном восприятии имиджа. Кроме того, необходимо комплексное восприятие ситуации, отказ от "игры с нулевой суммой" и рассмотрение всех возможных вариантов коалиций по интересам. Это потребует минимизации идеологического аспекта при подборе партнеров.

В условиях перехода от относительной статической стабильности к динамическому противостоянию с участием внерегиональных игроков Россия может использовать снижение авторитета США, ЕС и ООН в регионе для повышения собственной роли. Необходимо максимально использовать "soft power", при ориентации на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Лучшим способом воздействия на умы является информационное поле - область образования, религии, СМИ. В каждой из вышеописанных сфер России следует приступить к формированию своего лобби, взяв за пример неспешные, но активные и четкие шаги Турции и США на этом направлении: открывать школы и вузы, внедрять своих специалистов, формировать общественное мнение и управлять основными внутриполитическими процессами за счет структурированной системы лоббизма.

Владимир Аватков, Надежда Соколова

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
30.05.17
Отделение Каталонии: замысел приобретает очертания?
NB!
30.05.17
Оптика Японии — торговый паром кажется шпионом, а Россия Америкой
NB!
30.05.17
Новосибирский бизнес: итоги 25 лет развития
NB!
30.05.17
Зачем существует МВФ? Мнение официального Киева
NB!
30.05.17
Реституция во Владимире. Лишится ли страна одного из важнейших музеев?
NB!
30.05.17
Новосибирск в зоне повышенного риска: чем грозят огромные долги
NB!
30.05.17
«СССР — статист в военной истории США»
NB!
30.05.17
Новый проект Трампа. Неустойчивое единство арабского НАТО
NB!
30.05.17
Минкульт РФ «вспомнил» брошенные реставраторами церкви. Не до конца
NB!
29.05.17
«Яндекс» отверг обвинения СБУ
NB!
29.05.17
Молдавия: у Додона и Плахотнюка появился общий план ликвидации ПМР
NB!
29.05.17
Липецкие общественники выступили против «финского опыта изъятия детей»
NB!
29.05.17
В Москве ликвидируют последствия разрушительного урагана — фоторепортаж
NB!
29.05.17
«Извращенный» враг Соединённых Штатов
NB!
29.05.17
Троицкий мост: дитя большой политики
NB!
29.05.17
Молдавская шпиономания: Додон возмущен высылкой российских дипломатов
NB!
29.05.17
Украина изучает опыт Хорватии по уничтожению Сербской Краины
NB!
29.05.17
«Националистические настроения в Башкирии существуют на уровне кухонь»
NB!
29.05.17
Битва за Китай: почему Саудовская Аравия сталкивает Израиль и Иран
NB!
29.05.17
Молдавия высылает пять российских дипломатов
NB!
29.05.17
Макрон будет следить за ситуацией с геями в Чечне вместе с Путиным
NB!
29.05.17
На Ставрополье опасаются нового подъема уровня воды в реках