Правозащитникам из Международной наблюдательной миссии Александру Мнацаканяну и Виктории Громовой предписано покинуть территорию Белоруссии в течение суток. Об этом 5 мая сообщил комитет международного контроля правозащитной организации Human rights watch.

По информации комитета, около одиннадцати вечера 4 мая Мнацаканян и Громова были отпущены из Первомайского РУВД города Минска. Ранее из Первомайского РУВД были выпущены российские и украинские правозащитники Владимир Чемерис, Ирина Пайкачева, Юрий Джибладзе и Любовь Захарова. Обвинений им предъявлено не было, а причин задержания не пояснили.

Сотрудники комитета полагают, что таким образом сотрудники МВД Белоруссии пытались сорвать презентацию доклада о событиях 19 декабря 2010 года. По их информации, задачей спецдокладчика являлась объективная и беспристрастная оценка демонстрации протеста оппозиции на площади Независимости и последовавших за ней задержаний и арестов после проведения президентских выборов в Белоруссии. В докладе не содержалась оценка хода избирательной компании и результатов выборов.

Руководитель Международной наблюдательной миссии Андрей Юров заявил: "Совершенно очевидно, что значение доклада также было оценено не только журналистами и правозащитниками, но и представителями власти, о чем свидетельствует столь неожиданная и жесткая реакция на его презентацию". Представители комитета международного контроля проинформировали, что планируют провести презентацию доклада в ряде городов, среди которых Москва, Варшава, Брюссель.

Как сообщало ИА REGNUM, 4 мая группа российских правозащитников задержана милицией в минском офисе белорусской правозащитной организации "Весна".

Предлогом для захвата милицией офиса "Весны" называется проверка информации о минировании помещения. Инцидент произошел за 15 минут до начала видеоконференции с докладчиком Комитета международного наблюдения Нилом Джарманом о ситуации с правами человека в Белоруссии после выборов.

Власти Белоруссии препятствуют работе правозащитных организаций в Белоруссии и регулярно объявляют "невъездными" российских и украинских правозащитников. Наглядным примером могут служить ситуации с Иваном Кондратенко, Михаилом Каменевым, Мариной Цапок, Максимом Кицюком и др.