Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать и тысячу прочесть. Эта нехитрая истина приходит на ум, когда видишь на телеэкране ликующую толпу "демократической оппозиции" в ливийском Бенгази. Она плясками и воплями восторга приветствует гибель под натовскими бомбами младшего сына Каддафи и трех его внуков. Весь цивилизованный мир, за исключением группы воздержавшихся стран, получается, так или иначе тоже пляшет вместе с этими обезумевшими полудикарями, считая, что он с помощью ракет НАТО устанавливает на севере Африки истинное народовластие, институты свободы и либерализма.

С каким же явлением в последнее время мир все чаще имеет дело? Имя ему - гуманитарная интервенция. О ней все чаще пишет мировая пресса.

Так, Михаэль Дорфман в статье "Уроки гуманитарной интервенции", опубликованной на новом аналитическом сайте SENSUS NOVUS, делает попытку систематизировать опыт использования такого метода мировым сообществом. Если вместо защиты граждан, пишет он, государство занято их уничтожением, то семья народов Земли обязана встать на защиту преследуемых, вмешаться посредством законных и общепризнанных международным организаций. Если надо, то и военными средствами. Такая концепция известна как "ответственность по защите". Она нашла свое отражение в основополагающих конвенциях ООН. Автор далее утверждает, что ситуация в Ливии - вроде бы образцовый пример того, когда международное сообщество обязано защищать людей от режима тирании, намеренного осуществить резню своих граждан. В словах автора обращают на себя внимание слова о намеренности диктатуры. Многие из тех, кто обращается к теме гуманитарных интервенций, вынуждены признавать, что применяют их не всегда своевременно и необязательно там, где совершаются массовые убийства. Великие державы, проводя гуманитарные интервенции, иногда даже ставят перед собой перспективные цели.

Так, характеризуя начало операции "Несокрушимая свобода" в Афганистане в октябре 2001 года при смене режима талибов, тогдашний президент США Джордж Буш обращался к тем, на чьей земле он намерен осуществить эту гуманную интервенцию. Вот его слова: "Угнетенный народ в Афганистане узнает великодушие Америки и ее союзников. Одновременно с тем, как мы наносим удары по военным целям, мы также разбрасываем продовольствие, медикаменты и другие предметы первой необходимости для голодающих и страдающих мужчин, женщин и детей в Афганистане". Удивительно, почему после столь проникновенных слов он не был номинирован на международную Нобелевскую премию мира!

В этом отношении его преемнику Бараку Обаме повезло гораздо больше, что дало ему право говорить вот как: "Я никогда не поколеблюсь применить нашу военную силу немедленно, решительно и на односторонней основе, если будет необходимо защитить наш народ, наше отечество, наших союзников и наши интересы". По этому поводу тогда, в конце марта обозреватели и политологи утверждали, что Обама весьма эффективно поднял гуманитарный вопрос, когда Каддафи собирался раздавить Бенгази. С тех пор, правда, США уступили беговую дорожку партнерам по НАТО из Европы. Однако суть происходящего в Ливии от этого не изменилась. Жертвы в результате авианалетов только растут, что позволяет видному британскому исследователю Айдану Хехиру утверждать: все призывы к гуманитарной интервенции ставят под сомнение саму основу международной системы и, прежде всего, права человека. Отметим, не ради ли этих прав и обосновывался сам принцип подобных интервенций?

Систематизировал практику их применения в своем эссе, опубликованном в еженедельнике "Тайм" 18 апреля, Майкл Эллиот. Названо оно "Кого защищать, а кого оставлять"? Речь, как вы поняли, идет о двойных стандартах. Во-первых, эти интервенции применяются выборочно. Во-вторых, было бы нечестно заявлять, что они никак не связаны со сменой режимов в "гуманизируемых странах". И, в-третьих, лишь избранные государства допускаются к участию в них. И, следовательно, как напрашивается вывод, к дележке экономического и политического пирога.

Думается, ситуация в Ливии все больше будет заставлять людей внимательно всматриваться в суть происходящего и делать однозначный вывод - избранный метод - всего лишь уловка в яркой упаковке для продвижения политики экспансионизма и решения большими государствами своих геополитических задач практически в любой точке мира. На выбранном ими пути сегодня практически нет преград. Об этом свидетельствует заявление правительств Великобритании, Франции и Италии о том, что они собираются отправить в Ливию личный состав сухопутных вооруженных сил, чтобы помочь группировкам мятежников в их борьбе за свержение Каддафи. И уже непредвзятые европейцы, в частности, из Чехии, вынуждены констатировать в издании "Britske Listy", что "под маской лжи как раз и проходят эти самые гуманитарные интервенции. Без массовых бомбардировок, без поставок оружия и обучения у опереточного ливийского восстания, чьи вооруженные силы сами сбили один из двух собственных боевых самолетов, не будет ни малейшего шанса на успех", пишет издание. А "гуманитарные причины", если говорить серьезно, приведут лишь к продолжению вооруженного конфликта и новым массовым жертвам.

Западная печать, в частности, такое авторитетное издание, как New York Times, не без скрытой симпатии отмечает позицию премьер-министра Владимира Путина в отношении западной интервенции в Ливии: "Он саркастически спросил, собираются ли западные союзники наносить ракетные удары по всем "кривым режимам" в мире. И с особым презрением отозвался о мировых лидерах, одобривших проведение атак против полковника Каддафи". При этом, надо сказать, отечественная либеральная пресса занимает позицию куда прозападнее самих западных изданий. Вот "блестящая мысль" обозревателя "Новой газеты" (29.04.11) А. Пумпянского: "Беда не в гуманитарных интервенциях. Беда в том, что их мало. В том, что они не регламентированы... Каддафи - особо опасный преступник против собственного народа и человечества. И должен получить возмездие именно в этом качестве. Это станет очень эффективной мерой антидиктаторской профилактики".

А пока в СМИ идут споры и дискуссии, европейцы, как уже было сказано, готовят наземную операцию. Конфликт, без сомнения, получит второе дыхание не только в Ливии, но и в соседних странах. Дуга нестабильности станет еще взрывоопаснее. В этой связи, конечно, важен голос общественности. Так, 5 мая намечено проведение Академией геополитики, Институтами ЕврАзЭс и Российско-китайского стратегического взаимодействия заседания стратегической мастерской по теме "Остановят ли Россия и Китай наземное вторжение НАТО в Ливию?" Скорее всего, и сам вопрос, и выводы, к которым придут участники встречи, помогут заинтересованным политикам выработать по этой острой международной проблеме адекватные меры.