Эксперт: положение польских школ и языка не так катастрофично (Литва)

Вильнюс, 4 мая 2011, 18:16 — REGNUM  "За минувшие двадцать лет количество учащихся в литовских, русских и польских школах Литвы сократилось более чем на треть, но количество учащихся в польских школах увеличилось на одну пятую", - сказала сегодня, 4 мая, в беседе с корреспондентом ИА REGNUM старший специалист отдела начального и среднего образования Министерства образования и науки Она Чепуленене, По мнению эксперта, "на количестве учащихся сказывается падение рождаемости и эмиграция родителей вместе с семьями. В случае отъезда, запланированного даже на непродолжительное время, семья, как правило, остается за границей надолго или навсегда".

Специально для ИА REGNUM Она Чепуленене подготовила сравнительную статистическую таблицу, из которой следует, что динамика роста или уменьшения количества школ и учащихся по годам в Литве такова:

Количество школ

 1990/ 19912000/ 20012010/2011
Литовских180120311163
Русских856836
Польских447455
Белорусских-11
Литовско-русских312317
Литовско-польских71112
Русско-польских472610
Руссско-белорусских-1-
Литовско-русско-польских25104

Количество учащихся в начальных и средних школах

 1990/ 19912000/ 20012010/2011
Литовцев409 295522 569383672
Русских76 03841 16216294
Поляков11 40722 30313391

Комментируя слова польского политика Ярослава Качиньского о том, что "даже при советской власти положение учащихся польских кол на территории Литвы было предпочтительнее сегодняшнего", сотрудница министерства просвещения вновь сослалась на факты.

"После восстановления независимости первые десять лет росло и количество школ с польским языком обучения, и количество учащихся. Однако с ухудшением общей демографической ситуации и падением рождаемости в районах компактного проживания поляков пошел обратный процесс", - отметила она.

Чепуленене пояснила, что "процесс оптимизации системы образования также привел к некоторой коррекции статистических данных, но идея оптимизации как раз и направлена на обеспечение лучших условий для учебы, в том числе и в сельской местности".

Специалист обратила внимание на тот факт, что в Литве особенно "сжалась" сеть именно литовских школ, а "для школ национальных меньшинств использован более либеральный подход - им разрешено формировать классы с меньшей наполняемостью".

Когда речь зашла об использовании в школах польского языка, который, по устоявшемуся мнению, вытесняется литовским (что, к слову, является беспроигрышной картой, и о чем говорил и Ярослав Качиньски, и европарлементарий от Литвы Вальдемар Томашевский, и иные политики Польши и Литвы), Она Чепуленене вновь вооружилась статистикой. Оказывается, "количество уроков, проводимых по-польски, не изменилось с советских времен и составляет 64 урока в неделю, а во времена СССР равнялось 65 урокам". В последние годы "появилось два новых поколения учебников на польском языке. Оба предназначены для учащихся I-XII классов". Помимо этого, по ее словам, "в Литве постоянно организовываются Олимпиады по польскому языку и литературе, состоявшаяся нынче - 22-я по счету, посвящена 100-летию со дня рождения Чеслава Милоша, Нобелевского лауреата, сына двух матерей: Польши и Литвы".

Посол Литвы в Варшаве Лорета Закарявичене была вызвана в середине апреля в МИД Польши в связи с "нарастающей враждебной атмосферой в отношении польского меньшинства в Литве" и заявлениями литовских учителей о том, что польские детские сады "воспитывают гитлерюгендов", а школы являются "рассадниками антигосударственных элементов".

Согласно пресс-релизу, директор департамента сотрудничества с Полонией ( польской диаспорой) Мацей Шиманьски представил послу обеспокоенность в связи с нарастающей враждебной атмосферой в отношении литовских поляков, примером чего является встреча литовских парламентариев с учителями в районе Шальчининкай, в ходе которой "в адрес польских образовательных учреждений были озвучены и высказаны недопустимые и оскорбительные слова". Слова литовских учителей осудил глава канцелярии литовского правительства Дейвидас Матулёнис. Он заявил, что в Литве не будет толерантного отношения к шовинистским и радикально-националистическим настроениям.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.