Эльхан Шахиноглу: "Сбалансированная политика Баку - это баланс в пользу Кремля"

Москва, 3 мая 2011, 21:52 — REGNUM  

Интервью ИА REGNUM с азербайджанским экспертом, руководителем Центра аналитических исследований Эльханом Шахиноглу.

ИА REGNUM: Как вы считаете, доволен ли Баку посреднической миссией Кремля в разрешении нагорно-карабахской проблемы?

Начнем с того что, если раньше официальный Баку отношения с Россией предпочитал называть стратегическим партнерством, - в данный момент иногда используют даже термин "стратегический союзник". Хотя в чем заключается этот стратегический союз, мне непонятно. Президент России Дмитрий Медведев в августе прошлого года в Ереване подписал соглашение о продлении срока дислокации военной базы, согласно которому российская военная база отвечает и за безопасность Армении. Медведев полтора года ведет активную посредническую миссию между Азербайджаном и Арменией по урегулированию карабахской проблемы, но результата нет. Азербайджанские официальные лица питали надежду на то, что Медведев сможет убедить армянского коллегу Сержа Саргсяна принять Расширенный Мадридский план. Эти ожидания тоже не оправдались, Медведев не только не готов нажать на Саргсяна, он ко всему прочему вообще безразличен к последнему плану, подготовленному Минской Группой. Для Медведева важнее, чтобы в регионе был сохранен статус-кво, было тихо и спокойно, и в этом он хочет заручиться поддержкой и Саргсяна, и Алиева. Может, поэтому после последней Сочинской встречи официальные лица Азербайджана все реже говорят о военном пути решения нагорно-карабахской проблемы. Посредническая миссия Медведева больше отвечает интересам Армении, нежели Азербайджана. Сохранение статус-кво означает продолжение оккупации.

ИА REGNUM: Почему же тогда, как вы упомянули, Баку именует Москву стратегическим союзником?

Во-первых, видимо, Баку не хочет портить отношения с Москвой и признает лидерство России в регионе. Во-вторых, внешняя политика Кремля по духу близка Баку. Ведь Россия, в отличие от США и ЕС, не требует демократических преобразований и соблюдения прав человека от Баку, всегда признает результаты выборов, которые Запад сильно критикует. В нынешнее неспокойное время поддержка режима в Азербайджане более востребована для Баку. Вот и приходится называть Кремль "стратегическим союзником" и ждать: когда же Москва уговорит Ереван на какие-то уступки.

ИА REGNUM: Но кроме России, Азербайджан имеет еще одного стратегического союзника - Турцию...

К сожалению, в азербайджано-турецких отношениях вопросов не поубавилось. За последние полтора месяца государственный министр Турции Зафер Чаглаян дважды поднимал один и тот же вопрос: почему Азербайджан не отменяет визы для граждан Турции? Министр прямо говорил, что нерешенность визового вопроса мешает союзническим отношениям. Министр прав. Сколько ни говори "один народ, два государства" - во рту слаще не становится. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган еще в декабре прошлого года должен был приехать в Баку. Прошло несколько месяцев, визит так и не состоялся. И вряд ли состоится, если Баку не решит визовый вопрос. Эрдоган на одном из последних предвыборных митингов прямо заявил: "между братьями не должно быть визовых преград". В Баку же никакой реакции. Хотя всем понятно, что именно Турция главный политический и военный союзник Азербайджана, и начнись завтра война, первым на помощь Баку придет Анкара. Не зря Эрдоган на том же митинге недвусмысленно произнес еще одну фразу: "Безопасность Азербайджана, включая Нахичевань и Карабах, - это наша безопасность". Эту фразу общественные круги и простые люди Азербайджана восприняли с большим воодушевлением.

ИА REGNUM: Перейдем к западному вектору. Как член программы "Восточное партнерство", готов ли Азербайджан к более углубленным отношениям с ЕС?

В отличие от Грузии, Молдавии или Украины. руководство Азербайджана не ставит целью стать членом ЕС или приблизиться к стандартам Брюсселя. Как член ГУАМ, Азербайджан и на этом поприще уступает трем другим странам. В январе этого года глава Еврокомиссии Жозе Мануель Баррозу приезжал в Баку, где были подписаны "Меморандум о взаимопонимании между Азербайджанской Республикой и Еврокомиссией о Национальной индикативной программе на 2011-2013 годы" и "Меморандум о взаимопонимании между Азербайджанской Республикой и Еврокомиссией по рамочному документу всесторонней институциональной созидательной программы". Эти меморандумы ставят целью развитие углубленных партнерских отношений между Азербайджаном и Европейским Союзом. Но подготовка главного документа - соглашения между Азербайджаном и ЕС об ассоциативных отношениях - идет слишком медленно. Может, всему причина в том, что в этом соглашении вопросы демократии и прав человека поставлены не в последнем ряду. Ведь ЕС - это не только нефть, газ и NABUCCO, это и прозрачные выборы, независимая пресса и телевидение. Примеры Туниса, Египта и Ливии показали, что в экстренных случаях ЕС ради демократии готов временно жертвовать нефтегазовыми интересами.

ИА REGNUM: Так какой же вектор во внешней политике для Баку главнее: Россия, ЕС или Турция?

Получается, что, как мы указали выше, Россия - главный партнер, ЕС - это далекая и непонятная перспектива, а Турция, которая должна почему-то все время терпеть претензии и капризы официального Баку, некий страховочный вариант. Эту внешнюю политику власть все время предпочитает называть "сбалансированной". В реальности же это баланс в пользу России.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.