Кинофестивали в России превратились в альтернативный прокат. Как передаёт корреспондент ИА REGNUM, такое мнение высказал в столице Чувашии программный директор Чебоксарского международного кинофестиваля, киновед Сергей Лаврентьев, который "успел сделать" свыше 30 различных кинофорумов. "Меня всегда поражает: когда составляешь программу, оказывается, что никто ничего не видел. Конкурсные российские фильмы, ряд из которых сделаны два года назад, в Чебоксарах не были не только в кинотеатрах, но даже на дисках нет. Получается, что вроде как бы есть кинематограф, а вроде бы его и нет", - констатирует киновед, предлагая зрителю самому понять, почему ту или иную картину прокатчики не берут даже в условиях отсутствия цензуры. "Одна из задач фестиваля - убедить, что народ всё-таки не так глуп. И он в состоянии идти на какие-то вещи, а не только на то, что пищит, жужжит, летает", - сказал, в частности, Сергей Лаврентьев, приведя в качестве примера фильм "Овсянки" Алексея Федорченко, повествующий об исчезающей народности - меря. Картина, по словам авторов ленты, в ряде городов мира собирала в прокате больше средств, чем некоторые блокбастеры.

Говоря о Чебоксарах как площадке для проведения фестиваля, киновед отметил, что здесь "нет злобы изначальной и безразличия ко всему на свете, кроме бабла, которое есть в Москве" и это - "попытка найти в провинции то, чего в Москве уже нет, к сожалению". "Все свои картины я снимаю в провинции. Мне кажется, что в Москве снимать невозможно. Это абсолютно такой съеденный, "замыленный" город, совершенно испоганенный сериальной жизнью. Поэтому всегда мне чрезвычайно интересна провинциальная жизнь, потому что в ней есть какая-то живая природа, в ней есть какие-то прелестные для меня нелепости, неожиданности", - продолжила тему председатель жюри чебоксарского кинофестиваля, режиссёр Светлана Проскурина, являющаяся призёром и лауреатом международных фестивалей в Локарно, Венеции, Канне. "Смысл этого фестиваля в том, что люди приходят смотреть кино. Вот Сергей Александрович (Лаврентьев - ИА REGNUM) обещает нам по 600 зрителей на просмотрах. Вы знаете, это звучит как фантастика, потому что в больших городах залы пустые. И уже не только на показах российских фильмов. Люди из кинотеатров ушли, они сели перед телевизорами, покупают диски и смотрят дома. Это действительно момент настоящего кризиса. И неизвестно, что надо сделать, чтобы заманить в залы... И это чудо, что люди берутся это делать в такой ненормальной ситуации", - заметила член жюри, критик, академик Российской академии кинематографических искусств "Ника" Ирина Рубанова.

Говоря о критериях отбора фильмов, Светлана Проскурина подчеркнула, что "первостатейным является киноязык", "эмоциональная подробность": "Эстетическая природа любой картины будет обсуждаться очень серьёзно. Самое главное - это живая энергия". "Когда затевается такое дело в стране небогатой и городе не огромном - мне кажется, уже в этом есть такое благородство и такая чистая бедность, если хотите. Поэтому мы обязательно должны быть отважными, парадоксальными, мы ничего не должны ни писать, ни говорить банально, бесстыдно, потому что мы тонем в этом. Мы не должны всё превратить в какое-то обсуждение визуального продукта".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 26 апреля стартовал VI Чебоксарский международный кинофестиваль, который продлится до 30 апреля.