Прошедший в минувшую субботу в Москве митинг под лозунгом "Зачем кормить Кавказ?" поставил этот вопрос в форме публичного коллективного протеста. Очевидно, что пропагандистское давление различного рода СМИ, как правило, либеральных, в этом вопросе продолжающееся уже второе десятилетие. Оно должно было, в конечном итоге, принести свои плоды. И хотя один из организаторов митинга четко оговорился, что сам митинг - вовсе не антикавказский, а антикремлевский по своей сути, этот нюанс в комментариях обозревателей остался в тени. Вероятно, у лидеров протестующих такие оговорки звучали не очень убедительно.

Тем не менее, мне бы не хотелось уходить в рассуждения о возможных попытках каких-либо политтехнологов оседлать медленно нарастающую в стране волну ксенофобии, а точнее, кавказофобии. Как и не хотелось бы рассуждать о территориальной целостности, о "сжатии России до пределов среднерусской равнины" и т.п. Вместо этого просто хотелось бы взглянуть на ряд деталей, связанных и с высокой дотационностью, и с государственной политикой в отношении северокавказских республик. Этих деталей не так много, но они способны поставить под сомнение всю либерал-шовинистическую пропагандистскую конструкцию про "кавказскую обузу".

Во-первых, при взгляде на сегодняшнее экономическое положение кавказских субъектов следует учесть тот факт, что по-настоящему серьезная экономическая и социальная модернизация всего края прошла только в 60-70-х годах XX века. То есть совсем недавно. А до этого, наверное, лишь грозненские нефтепромыслы были заметными промышленными предприятиями в этой части России. Именно в 60-70-е гг. в республиках Северного Кавказа было отстроена значительная часть заводов, позволивших значительно увеличить долю городского населения. Хотя многие предприятия строились тогда с сомнительной экономической перспективой и являлись либо средством социальной стабилизации, т.е. трудоустройства части населения, либо механизмом изменения демографического баланса, т.е. увеличения доли русского населения. Кстати именно предприятия, построенные с такими "социальными" целями, перестали существовать в период реформ 90-х.

При этом следует особо отметить, что и в период "развитого социализма" не удалось полностью решить проблему избыточности трудовых ресурсов в регионе. Значительная часть населения, особенно горных районов Северного Кавказа, вынуждена была выживать отходничеством. То есть, по сути, модернизационный процесс остался тогда незавершенным.

Также нужно учесть, что при общегосударственном планировании развития регионов Северному Кавказу, как одной из самых комфортных с природно-климатических соображений части страны, в советское время была отведена роль сельскохозяйственной и курортно-оздоровительной территории. А потому при планировании хозяйственного развития региона экологические аргументы играли не последнюю роль. Кремлевская элита тогда отдыхала не в Европе. А преобладание в структуре экономики региона сельскохозяйственной составляющей вовсе не способствует особому избытку финансовых ресурсов. И это тоже нужно принимать во внимание, выясняя причины сегодняшнего экономического положения Северного Кавказа.

Говоря о причинах дотационности Северного Кавказа, всегда необходимо разделять его западную и восточную части, так как между ними наблюдаются во многом весьма заметные различия, как впрочем, и естественные сходства.

Говоря о восточной части Северного Кавказа, думаю, излишне напоминать, что этот регион почти полтора десятилетия находился в состоянии полномасштабной войны. Уровень невосполнимых демографических потерь в двух войнах исчисляется даже по официальным данным далеко за сотню тысяч погибшими. Несколько сотен тысяч стали беженцами. Это не конфликт малой интенсивности. И при этом еще три северокавказских субъекта - Дагестан, Ингушетия и Северная Осетия были практически прифронтовыми территориями. Излишне также напоминать, что проблема терроризма как следствие двух войн никуда не исчезла.

В западной части же также свои сложности, в основном инфраструктурного характера. Возьмем для примера Карачаево-Черкесию. Эта в целом мирная и относительно стабильная республика с юга стиснута ледником и горами выше трех тысяч метров, находится в каменном мешке, и ближайшая крупная транспортная артерия - федеральная автодорога "Кавказ" проходит по территории соседнего Ставропольского края. В этом субъекте нет аэропорта, а железнодорожная ветка от крупного Невиномысского узла доходит только до административного центра Черкесска, расположенного в северной части республики. Собственно говоря, проблема недостаточной развитости транспортной инфраструктуры актуальна в большей или меньшей степени для большинства северокавказских республик.

И вот возникает вопрос: сколько в таких условиях на Северный Кавказ можно привлечь негосударственных инвестиций?!

Теперь о федеральных дотациях и распределении средств.

Мало кто обращает внимание на такой факт, что, например, в той же Карачаево-Черкесии ряд местных относительно крупных предприятий зарегистрированы как юридические лица за пределами региона - где-нибудь в Москве, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге. Соответственно, значительная часть налоговых отчислений проходит не через кавказские управления ФНС.

Вот и получается, что Кавказ, где социально-экономическая ситуация объективно сложнее по сравнению с другими регионами страны, нуждается в новой модернизации, или в завершении советской. И в этом смысле, какой бы спорной ни была "хлопонинская" стратегия развития Северо-Кавказского федерального округа, она и есть осмысленная попытка государства вытянуть регион из депрессивного состояния в уже постсоветской истории России.

Борис Урусов - корреспондент ИА REGNUM в Карачаево-Черкесии.