Директор петербургского филиала Высшей школы экономики, доктор экономических наук Александр Ходачек выступил 26 апреля в Санкт-Петербурге с докладом о координации "Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года" и "Стратегии развития арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года". Доклад состоялся на совместном заседании Координационного совета по приграничному и межрегиональному сотрудничеству при полпреде президента РФ по Северо-Западу и Комитета по приграничному и межрегиональному сотрудничеству Ассоциации "Северо-Запад".

ИА REGNUM публикует доклад с некоторыми сокращениями.

... Более конкретно о месте Арктической проблематики в "Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до о 2020 года" (далее - Стратегия развития СЗФО) можно сказать следующее. Учтен целый ряд крупных приоритетных инвестиционных проектов, инициируемых в Арктической зоне (добывающая промышленность, транспорт, инфраструктура и др.). Если посмотреть на территорию Арктического побережья РФ, то перспективные кластеры и зоны опережающего развития в Арктической зоне РФ в основном представлены только на территории Северо-Запада. К ним относятся: в Архангельской области - Мезенская приливная станция (650 млн руб.), месторождения алмазов: им.Гриба (25 млрд руб.) и им.Ломоносова (15 млрд руб.); в Мурманской области - освоение Штокмановского месторождения (1 трлн 890 млрд руб.), комплексное развитие Мурманского транспортного узла (218 млрд руб.) и Кольской "АЭС-2" (194 млрд руб.), создание рыбного кластера; в Ненецком автономном круге - проект "Печора - СПГ" (77,2 млрд руб.), железная дорога "Сосногорск - Индига" и портовый терминал в Индиге (102 млрд руб.), железная дорога Воркута - Усть-Кара (побережье Карского моря, 19,5 млрд руб.).

СЗФО рассматривается как база освоения Арктического сектора, в субъектах РФ создаются соответствующие системы обеспечения освоения Арктики на основе экологических требований и стандартов для промышленности. Направления развития добывающей и обрабатывающей промышленности (в т.ч. судостроения, особенно ледокольного, связанного с проектированием и строительством к 2015-2020 гг. ледоколов для обеспечения навигации по СМП) предлагаются с учетом целей перспективного освоения Арктической зоны. Развитие научного и образовательного потенциала традиционно предполагается исходя из перспективных потребностей освоения Арктического сектора.

С учетом того, что территория Северо-Запада примыкает к Арктическому сектору, рассматривались направления социально-экономического, демографического развития Мурманской и Архангельской областей, Ненецкого автономного округа, отдельные направления развития экономики республик Коми и Карелия и, безусловно, Санкт-Петербурга. То есть учет Арктической проблематики был достаточно серьезный. Какие видятся задачи по реализации Стратегии развития СЗФО с учетом "Стратегии развития арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года" (далее - Стратегии развития Арктической зоны)?

Необходим механизм координации межрегионального взаимодействия субъектов РФ по освоению минерального сырьевого потенциала Арктики (логистика, подготовка кадров, экология).

Оба документа следует учесть и положить в основу при разработке программ социально-экономического развития субъектов на среднесрочную перспективу и стратегических планов крупнейших предприятий Северо-Запада.

Возможно, будет целесообразной и полезной разработка Схемы территориального планирования для Арктического сектора Северо-Запада и Схемы территориального планирования СЗФО.

Наконец, на основе специфики СЗФО и Арктической зоны надо сформировать соответствующие предложения по налогово-бюджетной политике в данном макрорегионе с учетом климатических зон, территорий активного хозяйственного освоения и зон опережающего роста (льготы для инвесторов программы оргнабора трудовых ресурсов) на основе кластерных соглашений с отменой НДС и ряда региональных и муниципальных налогов при реализации стратегий СЗФО и Арктики.

Приоритетные направления:

• Формирование и подготовка трудовых ресурсов для Северных территорий и зоны Арктики во всех субъектах СЗФО.

• Рамочные кластерные соглашения между регионами СЗФО и бизнесом, ведомствами о развитии межотраслевых производств с учетом межрегионального сотрудничества (НДС, льготы) с обсчетом объемов и позиций ведомств (Газпром, Минтранс).

• Участие всех 11 субъектов в подготовке и реализации стратегии СЗФО и Арктики.

Напомним, что петербургский филиал Высшей школы экономики выиграл тендер Минрегионразвития РФ на разработку "Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года". Документ разработан с учетом предложений регионов, крупных бизнес-структур, научного сообщества, перспективных прогнозных показателей развития территорий Северо-Запада России. В настоящее время "Стратегия..." проходит стадию обсуждения на разных уровнях.