Интервью вице-премьера КЧР, и.о. министра финансов Исмала Катчиева опубликовано сегодня в газете "День республики".

Исмал Катчиев работает в должности заместителя председателя правительства КЧР почти два года - был назначен в ноябре 2001. До этого в течение двух лет возглавлял администрацию Карачаевского района.

Исмаил Султанович, в интервью, которое Вы давали "ДР" в апреле текущего года, уже звучал вопрос об итогах работы в КЧР Счетной палаты. Однако к тому времени, как Вы отметили, эти итоги еще не были обсуждены на заседании Счетной палаты, и не было возможности их прокомментировать. Многие средства массовой информации за этот период дали свои комментарии и свои выводы. Между тем вопросы остались. Вам, как заместителю председателя правительства по финансам и экономике, и отвечать на них...

Исмал Катчиев: Действительно, появилось немало публикаций, основных на данных доклада специалистов Счетной палаты. И не только публикаций. Сегодня эти данные активно используются и в качестве агитации на выборах президента КЧР. Причем, везде сопровождаются выводами типа средства "расхищены", "пропиты", "проедены", "прокручивались" и так далее.

Хочу сразу заявить, что нигде в отчете нет даже слова "воровство" или "хищение", или других подобного рода. Указано на недостатки в исполнении бюджета, которые, к сожалению, есть и которые уже устранены.

И, тем не менее, вернемся к документу. На одном из заседаний правительства, после завершения работы Счетной палаты, прозвучало, что дотационность КЧР составляет не 95,2%, как указано в отчете, а 43%, и что Счетной палатой сделан неэффективный подсчет. Что это значит? Какой методикой подсчета пользуется Счетная палата, и почему, на ваш взгляд, она некорректна?

Работа Счетной палаты РФ в КЧР - закономерное явление в деятельности этой авторитетной структуры России. Мы воспринимаем итоги работы Счетной палаты РФ прежде всего как знак пристального внимания и заботы Центра о субъектах РФ, в т. ч. и о нашей республике.

Хочу особо подчеркнуть, что акт проверки Счетной палаты по итогам ее работы в КЧР подписан с некоторыми разногласиями со стороны Правительства КЧР. Однако, это вовсе не означает, что использованный метод подсчета высокопрофессиональными специалистами Счетной палаты является неэффективным, а тем более, как вы смели заметить, некорректным.

Правительство КЧР, действительно, не согласилось с рядом выводов Счетной палаты РФ, в связи с чем по каждому пункту оспариваемых положений приведены достаточно обоснованные доводы и аргументы, которые были приняты во внимание коллегией Счетной палаты, состоявшееся по итогам проверки.

После подведения итогов работы Счетной палаты РФ Правительство КЧР разработало план конкретных мероприятий по устранению отмеченных недостатков.

Что касается дотационности, то по отчету об исполнении бюджета КЧР за 2002 год, представленному в Минфин РФ в установленные сроки, уровень дотационности равен 43%, в то время как в предыдущие годы дотационность республики составляла 52%. Полагаю, что каждый здравомыслящий житель республики понимает, что при удельном весе финансовой поддержки из федерального бюджета в размере 95,2% республика давно была бы банкротом. В отношении же использованной в ходе проверки методики подсчета скажу лишь, что это прерогатива непосредственно самой Счетной палаты РФ.

Почему дотация составляет все-таки 43%? Что из финансирования, поступающего из федерального центра, не должно, на ваш взгляд, учитываться при определении процента дотационности?

Уровень дотационности республики посчитан аудиторами Счетной палаты Российской Федерации как отношение всех средств, поступивших в республику из федерального бюджета, к всего доходам республиканского бюджета. Согласно же методике Министерства финансов Российской Федерации, дотационность субъекта определяется как отношение объема средств Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации к доходам консолидированного бюджета.

Удельный вес трансферта в общей сумме доходов консолидированного бюджета с 1996 по 1998 год составлял от 32 до 36 процентов. С 1999 года произошло его увеличение, и на протяжении 3 лет уровень дотационности, как я уже сказал, составлял 52%. На увеличение уровня дотационности повлияли как макроэкономические факторы (обвал финансовых рынков 1998 года, девальвация рубля, инфляция), так и повышение социальных выплат (например, минимального размера оплаты труда работников бюджетной сферы). Снижение до 43% в 2002 году связано с тем, что в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года, увеличились безвозмездные перечисления из федерального бюджета.

Уровень трансферта зависит от собственных доходов. Снижение поступлений собственных доходов влечет за собой повышение трансферта. Однако, не нужно забывать, что налоговая система России постоянно претерпевает изменения. Так, объем собираемых налогов год за годом растет (в 1998 году на территории республики было собрано 457,7 млн. руб., в 1999 - 752,6 млн. руб., в 2000 - 893 млн. руб., в 2001 г. - 1651,8 млн. руб.), но в связи с изменением налоговой системы увеличилась доля федеральных налогов, собираемых на территории республики и подлежащих зачислению в федеральный бюджет. Соответственно, в 1998 году - 107,8 млн. руб., в 1999 г. - 308,2 млн. руб., в 2000 г. - 314,7 млн. руб., в 2002 г. - 803,8 млн. руб. Удельный вес налогов, собранных на территории КЧР и переданных в бюджет РФ в 2002 году составил 42%, в то время как в 1998 году он составлял 24%, то есть увеличился в два раза.

Каков, по подсчетам Минфина КЧР, объем поступлений из федерального бюджета в бюджет республики на текущий год?

Если в 2002 году сумма финансовой помощи из федерального бюджета составила 2787,1 млн. рублей, то в нынешнем году запланировано поступление средств в виде дотаций, субвенций, субсидий, средств по федеральным целевым программам (которых, кстати, реализуется на территории КЧР 14, да еще 18 подпрограмм с лимитом капвложений на текущий год на сумму 417 млн. рублей), а также других безвозмездных перечислений в сумме 2300979 тысяч рублей. Из них 1297,1 млн. рублей поступило в I полугодии.

Исмаил Султанович, как вы можете прокомментировать вывод Счетной палаты о том, что в республике, в частности, в Зеленчукском районе, имеет место задержка по выплате зарплаты бюджетникам (2622600 рублей) и нецелевое использование бюджетных средств, выделенных на зарплату бюджетной сферы (15208 рублей)? Приняты ли меры по этим фактам?

Сразу хочу однозначно заявить: задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы по республике полностью с 2000 года ликвидирована. Выявленная в Зеленчукском районе задолженность по заработной плате бюджетникам за период 2000-2001 гг. являлась, подчеркиваю, текущей, а не просроченной и в настоящее время погашена.

Нецелевого использования бюджетных средств Счетной палатой не выявлено. Речь идет о средствах, потраченных на оплату труда работающих в бюджетных организациях по договорам, а также дополнительно введенных единиц в соответствии с постановлениями районной администрации.

Для устранения этих недостатков, отмеченных, кстати, КРУ МФ по КЧР, штат работников районных администраций приведен в соответствие с нормативными документами Правительства КЧР.

В докладе Счетной палаты указано на нарушение законодательства в области оплаты труда госслужащих (56,8 должностных окладов в год, тогда как норматив составляет 38 должностных окладов; ежегодная компенсация на лечение в размере двух должностных окладов; надбавка за выслугу лет в размере 40%, тогда как федеральным госслужащим - 30%). Насколько объективно это замечание Счетной палаты и требование к руководству республики внести изменения в закон КЧР, предусматривающий условия оплаты труда госслужащих?

В соответствии с действующим российским законодательством определение условий и размера оплаты труда государственных служащих субъекта Российской Федерации отнесено к ведению самого субъекта. В связи с этим Народным Собранием республики был разработан законопроект и принят республиканский закон "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности и государственные должности государственной службы Карачаево-Черкесской Республики", по которому действительно условия оплаты труда республиканских госслужащих выше федеральных. Для приведения условий оплаты труда госслужащих КЧР в соответствие с условиями оплаты, аналогичными для федеральных госслужащих, Народным Собранием КЧР подготовлены изменения в этот закон. Законопроект об этом принят на сессии 30 апреля в первом чтении.

О том, чем обернулась для населения КЧР прошлогоднее наводнение, известно - до сегодняшнего дня не прекращается поток писем в различные структуры с жалобами, что кого-то обошли, кому-то не додали, где-то не ведутся восстановительные работы до сих пор. Между тем, как показала проверка, не везде в районах деньги распределены до конца. По Черкесску - остаток 1147500 рублей или 5,3% от суммы средств, выделенных на ликвидацию последствий стихии, по Усть-Джегутинскому району - 2125000 руб. (19,1%), Урупскому району - 766700 руб. (9,7%). Что вы можете сказать по этому поводу, осуществлялся ли контроль за расходованием этих средств?

Должен отчасти согласиться с приведенными фактами. В Правительство КЧР до сих пор поступают письма с жалобами от пострадавших в результате стихии летом 2002 года. Каждое заявление, жалоба, обращение рассматривается в конкретном случае и не остается без внимания.

Именно с этой целью 3 марта 2003 года распоряжением Правительства КЧР № 35-р была создана комиссия по контролю за ходом восстановительных работ на объектах, пострадавших в результате стихии 2002 года, руководителем которой назначен Николай Полуянов, министр по архитектуре и строительству.

Действительно, не все средства, выделенные на аварийно-восстановительные работы по ликвидации стихии в республике, освоены. Их остаток составляет около 9 млн. рублей. Причина в том, что своевременно не были заключены договоры на выполнение работ и не оформлены акты приема восстановительных объемов.

В серии публикаций различных СМИ на основе отчета Счетной палаты дается комментарий к реализации в КЧР федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" (субсидия из федерального бюджета на эти нужды составила 36694000 рублей). Речь идет о том, что в нарушение этого закона перечислялись средства - 10% от стоимости кресло-колясок - за их приемку, выгрузку, хранение и реализацию; по завышенным ценам проплачивались автомобили "Ока" для инвалидов - по 74500 рублей вместо 69500 на 1 января 2002 года и 72500 на 1 июля 2002 года с учетом транспортных расходов и т. д. Незаконные расходы, как указывается, составили более 645 тысяч рублей. Каким образом можно это объяснить?

Нравится кому-то это или нет, но будем объективны: именно со сменой руководства республики в 1999 году коренным образом изменилась ситуация по реализации закона "О социальной защите инвалидов в РФ" в части их обеспечения автомобилями и инвалидными колясками. Ведь не секрет, что наши ветераны десятилетиями униженно обивали пороги государственных учреждений в надежде получить полагающийся им по закону транспорт. Больно сознавать, что многие из них так и не дождались заветного автомобиля по вине власти предержащих тех лет.

И вот сегодня, когда действующая власть одним из приоритетных направлений своей деятельности определяет не формальную, а реальную заботу о старшем поколении, выигравшем войну, находится немало злопыхателей, спекулирующих на очевидном успехе в этом направлении. Только за последнее время, начиная с января 2002 года и по сегодняшний день, автомобили "Ока" получили 332 инвалида и ветерана Великой Отечественной войны.

А теперь конкретно о цифрах, которые фигурируют в отчете Счетной палаты и которые почему-то несколько превратно истолковываются некоторыми СМИ. Хотя, казалось бы, все просто и понятно. В 2002 году Министерством труда и социального развития КЧР были произведены дополнительные расходы в сумме 624,8 тыс. рублей в целях оказания помощи социально-незащищенным слоям населения - инвалидам, получающим машины и коляски, чтобы оградить их от дополнительных расходов. Согласно федеральному закону "О социальной защите инвалидов в РФ" в республике производилась выдача автомашин "Ока" инвалидам по общему заболеванию с зачетом 60% стоимости автомобиля. В их числе 16 граждан, являющихся реабилитированными лицами. В соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" автомашины "Ока" были выданы им бесплатно, а не с зачетом 60% стоимости. Соответственно 40% от стоимости 16 автомашин "Ока" и составили 476,6 тыс. рублей. Комиссия же Счетной палаты РФ сочла эту сумму нецелевым использованием средств.

В связи с тем, что в Карачаево-Черкесской Республике нет своего автозавода, цена автомашины "Ока", приобретаемой для инвалида, формируется с учетом заводской стоимости автомобиля, доставки к месту назначения, а также расходов на хранение (стоянку), предпродажную подготовку, выдачу и гарантийный ремонт. На 2002 год Министерством труда и социального развития КЧР на конкурсной основе был заключен договор на приобретение автомашин "Ока" по цене 74479 рублей, в эту сумму входит: 67800 рублей - средняя заводская цена автомашины "Ока", 4170 рублей - доставка до г. Черкесска, 2500 рублей - услуги по хранению, предпродажной подготовке, выдаче и гарантийному ремонту. Расходы по хранению, предпродажной подготовке, выдаче и гарантийному ремонту в сумме 95 тыс. рублей комиссия Счетной палаты РФ также сочла нецелевым использованием средств.

Так как Министерство труда и социального развития КЧР не имеет собственной базы для приема, складирования, хранения, предпродажной подготовки, а также сборке и выдаче инвалидам кресел-колясок, республиканскому техно-торговому центру "Москвич" в 2002 год была произведена оплата указанных услуг в размере 10% от стоимости кресел-колясок на сумму 50,2 тыс. рублей.

Таким образом, в 2002 году были направлены на все эти цели дополнительные расходы 624,8 тыс. рублей, отмеченные в акте Счетной палаты.

Исмаил Султанович, в отчете Счетной палаты зафиксировано как нарушение выдача в качестве кредитов 4,8 млн. рублей предпринимателям...

Действительно, аудиторы Счетной палаты указали на несоблюдение Фондом поддержки малого предпринимательства Бюджетного кодекса при оказании финансовой помощи субъектам малого предпринимательства в виде предоставления льготных кредитов предпринимателям, осуществляющим деятельность без образования юридического лица. Однако нарушений никаких не было. Потому что, согласно Закону РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", под субъектами малого предпринимательства понимаются "также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица". Финансированию предшествовала проверка хозяйственной деятельности, финансового состояния предпринимателей, конкурс бизнес-проектов. Таким образом, Фонд правомерно использовал бюджетные средства, выделяемые ему для реализации программы господдержки малого предпринимательства.

Серьезные замечания высказаны по поводу финансирования капитальных вложений как за счет средств республиканского бюджета, так и федерального (по программе "Юг России"). Их, наверное, должен прокомментировать Мухамед Нашев (вице-премьер КЧР - прим. ИА REGNUM), курирующий этот блок вопросов. Но Вам, Исмаил Султанович, в связи с этими замечаниями вопрос: кто утверждает нормативы на содержание службы заказчика (ГУ УКС КЧР), и почему они превышают нормативы Госстроя России?

Норматив затрат на содержание службы заказчика-застройщика установлен в сумме 3,5% от объемов лимитов капитальных вложений, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, распоряжением Совета Министров КЧР от 29.12.83 г. № 704-р. Для расчета затрат на содержание службы заказчика из федеральных средств капвложений используется норматив, установленный Госстроем России от 21.03.01 г. № 33 "О нормативах затрат на службы заказчика при строительстве объектов для государственных нужд за счет средств федерального бюджета".

Действительно ли в результате работы Счетной палаты Минфин России отказал Министерству финансов КЧР в принятии годового отчета?

Это не так. Годовой отчет об исполнении консолидированного бюджета республики за 2002 год был сдан в срок и в полном объеме, но считается не принятым. И дело здесь не в Счетной палате, а в том, что в своем отчете мы не отразили долговые обязательства, числящиеся в Минфине России за нашей республикой. Возник этот долг "благодаря" действиям Правительства КЧР в 1997 году, когда оно подписало договор-поручительство АООТ "Эркен-Шахарский сахарный завод". Признание этой задолженности вовлекло бы республику в долговое бремя, размеры которого превышают 1,5 млрд. рублей.

Правительство республики проделало огромную работу, чтобы признать договор-поручительство недействительным, и в результате в апреле текущего года Минфином России создана комиссия по урегулированию задолженности субъектов во главе с первым заместителем министра финансов Сергеем Вязаловым.

Исмаил Султанович, уменьшена ли финансовая помощь КЧР на 2003 год на 17754,000 рублей, как предложила Минфину России комиссия Счетной палаты?

Нет, не уменьшена. Более того, согласно ответу Министерства финансов Российской Федерации, у комиссии Счетной палаты нет оснований предлагать уменьшить финансовую помощь республике. По крайней мере, по состоянию на сегодняшний день из Министерства финансов РФ не поступало никаких решений на этот счет.