От Ирана до Батуми: армянский участок коридора "Север-Юг" будет стоить $500 млн

Москва, 26 апреля 2011, 10:25 — REGNUM  Разговоры о транспортном коридоре "Север-Юг" идут давно. Еще в 1993 году на сессии ЕС в Хельсинки была выдвинута идея создания так называемого "Коридора-9", призванного обеспечить транзитную связь стран Северной Европы, Скандинавии и России, со странами бассейна Персидского залива, Индийского океана и Юго-Восточной Азии через Иран. В те годы, сразу после распада Советского Союза, геополитическая картина мира сильно отличалась от нынешней. Предсказать, по какому пути пойдут новые независимые государства, какие испытания ожидают их, было невозможно. Столь же сложно было представить, как станут развиваться события на Ближнем Востоке и в Иране. Не станем напоминать о событиях недавнего прошлого - они общеизвестны.

Важно отметить, что нынешняя ситуация, начавшаяся дестабилизация огромного региона Ближнего Востока и Передней Азии, еще более актуализировали необходимость формирования коридоров, альтернативных традиционным транспортным путям, либо дублирующих их, поиска более дешевых и более надежных вариантов массовой переброски товаров и сырья. В этом контексте коридор "Север-Юг" стал выглядеть не просто все более привлекательным с той точки зрения, что он вдвое сокращает время переброски грузов в сравнении, например, с маршрутом через Суэцкий канал. Стало ясно, что коридор должен иметь параллельные ответвления, сочетающие морские, железнодорожные и автомобильные варианты. Чем больше ответвлений, тем менее уязвим маршрут, тем больше возможностей выбора дорог у поставщиков и покупателей.

12 сентября 2000 года в Санкт-Петербурге было подписано межправительственное соглашение о международном транспортном коридоре "Север-Юг" между Россией, Ираном и Индией в ходе второй Евроазиатской конференции по транспорту. В мае 2002 г. в северной столице России министры транспорта стран-участниц подписали протокол об официальном открытии коридора. При этом, несмотря даже на нерешенность нагорно-карабахского конфликта, вариант сквозного автомобильного движения через Армению от иранской (погранпереход Мегри) до грузинской (Бавра) границы и далее - до черноморских портов Грузии, а стало быть, и Европы, начал все более интересовать инвесторов, в частности, Азиатский банк развития. В конце сентября 2009 года Совет директоров АБР принял решение о предоставлении Армении кредита в размере $500 млн. для модернизации транспортного коридора "Север-Юг". Ответственность за выполнение программы, рассчитанной до конца 2016 года, была возложена на министерство транспорта Армении.

23 апреля секретарь Совета безопасности Армении Артур Багдасарян официально сообщил, что, по итогам заседания Совбеза, которое накануне провел президент страны Серж Саргсян, принято решение начать строительные работы первого этапа коридора "Север-Юг". По его словам, "это - беспрецедентная инфраструктурная программа, которая... имеет региональное значение". Расстояние от границы Ирана до грузинского порта Батуми сократится почти на 200 км, это уменьшит время пребывания грузов в пути, как минимум, на 4 часа. При этом выиграют не только "купцы". По словам Багдасаряна, дорога будет строиться в соответствии с требованиями международных стандартов, асфальт уложат на армированное бетонное основание. Это означает рост производства на армянских цементных заводах и предприятиях железобетонных конструкций, создание новых рабочих мест, развитие местных инфраструктур, "льнущих" к новой дороге. Кстати, по плану основание шоссе должно прослужить не менее 25 лет, а асфальт - до 15 лет.

Как известно, львиная доля регионального транзита осуществляется сегодня, в основном, по территории Азербайджана и Грузии. Армения пребывает в своеобразном транспортном тупике, обусловленном блокадой ее границ со стороны Турции и Азербайджана. Значительное (более чем вдвое на начальном этапе) расширение транспортных перевозок по территории Армении автоматически выравнивает существующие в этом отношении перекосы. Включение республики в систему международной переброски грузов от иранских (а возможно, и не только иранских) портов Персидского залива до Черного моря в качестве равноправного "транзитного партнера" способно усилить роль страны, ее значение на региональной и международной арене. Кстати, грузинская сторона также уже начинает осуществлять строительные работы на своей территории. "Ирано-армяно-грузинское ответвление" коридора "Север-Юг" уже в будущем году приобретет зримые очертания.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.