Дьёндьёшпата. 18 апреля 2011 г. венгерский парламент проголосовал за принятие новой конституции страны. "Отстаивающая христианские ценности" правящая партия Фидес специально приурочила это событие к страстной неделе с тем, чтобы президент страны утвердил принятие новой конституции в светлый понедельник на Пасху. Но не принятие новой конституции стало знаковым событием предпасхальной недели в Венгрии. Череда конфликтов в социальной сфере, в межэтнических отношениях сошлась на прошлой неделе в пятницу в единую точку, имя которой - Дьёндьёшпата.

«Бегство» цыган из Дьёндьёшпаты. 22 апреля 2011. Источник: Kuruc-info.hu

В субботу 16 апреля Будапешт сотрясали митинги и демонстрации протеста. Профсоюзы пожарных, военных и охранников общественного порядка протестовали против планов правительства отменить досрочное пенсионное обеспечение этим категориям государственных служащих. А левоцентристская публика в тот же день по соседству громко протестовала против автократических методов принятия правящим режимом новой конституции.

На следующий день в воскресенье 17 апреля в Будапеште состоялось массовое шествие в память венгерских жертв Холокоста. Местное еврейство символическим образом непрямо выразило озабоченность отдельными шагами правительства, имеющими, с его точки зрения, юдофобский подтекст. В частности, речь идет о т. н. "деле философов". В этот же день в городке Хайдухадхаз на востоке Венгрии прошла организованная радикальными националистами тысячная демонстрация протеста против неспособности властей обеспечить безопасность собственным гражданам от уголовной преступности, имеющей в этом районе страны этнический окрас.

По последнему направлению и продолжалось обострение ситуации на прошлой неделе, приведшее к событию, которое сильно ударило по международному престижу страны. К этому времени на востоке Венгрии обозначились три ярких точки конфликта между этническим большинством - венграми и этническим меньшинством - цыганами. Это уже упоминавшийся городок Хайдухадхаз, села Хейёсалон и Дьёндьёшпата. Поводом для роста напряженности в означенных населенных пунктах стали: смерть 11 апреля 81-летней старушки, скончавшейся от травм, полученных ею 16 января во время разбойного нападения на нее и ее сына в их доме (Хайдуходхаз); убийство и ограбление в собственном доме 23 марта одинокой пятидесятилетней женщины - "бедной Тери" (Хейёсалон), самоубийство одного крестьянина в начале марта (Дьёндьёшпата). Каждое происшествие подобного рода для жителей небольшой венгерской деревушки или местечка - это, как последнее землетрясение для Японии. Во всех случаях, по мнению местных жителей, причиной происшествий стали преступники-цыгане. Список населенных пунктов в восточной Венгрии, в которых из-за роста преступности обострились межэтнические противоречия, может быть продолжен до трех десятков названий. Причем убийства являются лишь крайней формой ее проявления. В большинстве случаев конфликты между венграми и цыганским меньшинством затрагивают сферы повседневного быта.

Обозначилась проблема антиобщественного поведения цыганских подростков в местных школах. Хулиганы отбирают деньги у своих сверстников, бьют их. Например, стало известно, что в Дьёндьёшпате группа хулиганов брала со своих сверстников в школе деньги за посещение умывальника, за проход по мосту через речку, разделяющую деревню на две части. Особенно местных жителей шокирует ставшей повседневной в селах и местечках мелкая уличная преступность цыганских детей и подростков. Последние бросают камни в прохожих, плюются. Цыгане подростки выхватывают продукты питания из сумок пенсионеров, идущих домой из магазинов. В итоге, как пишут, в Дьёндьёшпате старики даже боятся выходить на улицу и посещать по выходным дням храмы. Обычными стали мелкие кражи созревающего урожая из садов и огородов. Фруктовые деревья при этом беспощадно ломаются. Сады поэтому пустеют и забрасываются. Жители Дьёндьёшпаты утверждают, что запустевшие по причине мелкого воровства поля и сады, могут приносить ежегодно доход жителям села, равный сумме в 30 млн. Ft. По ночам из дворов крадутся дрова и все, что только можно унести. Жители Дьёндьёшпаты жалуются, что совершенно невозможно стало держать хозяйственные постройки на полях. Они буквально растаскиваются по доскам и кирпичам. Рабочие инструменты крадутся. Проволока с оград снимается и сдается цыганами в утиль. Самым тяжелым последствием всего этого для местного населения становится психическая травма, когда в итоге одного нелепого мелкого проступка кажется, что рушится весь привычный мир венгерского крестьянина с его идеалами честной жизни, труда и открытости миру. Местная полиция бессильна справиться с валом мелких правонарушений. Когда стали разбираться, то оказалось, что в той же Дьёндьёшпате за весь 2010 г. было зарегистрировано всего 49 правонарушений, а в этом году за первые два месяца только пять.

Причин происходящего несколько. Главные из них - распад традиционной общины у цыган и распространение настроения фрустрации, душевного дискомфорта, в современном мире постмодерна, конкретно порождающее агрессию у цыганской молодежи. Немаловажное значение имеет изменение демографических показателей соотношения населения в пользу цыган. Например, по переписи населения 2001 г. в Дьёндьёшпате 88% составляли венгры и только 12% цыгане. Ретроспективные оценки на сегодняшний момент состояния народонаселения в этом селе позволяют утверждать, что количество цыган достигло уже четверти от общего числа ее жителей. После определенного порога численности небольшая группа внутри цыганского сообщества начинает навязывать ему и проявлять по отношению к окружающим венграм антисоциальное поведение. Положение, по оценкам жителей, Дьёндьёшпаты начало ухудшаться 15-20 лет. До этого цыганское меньшинство веками жило в Дьёндьёшпате без каких-либо проблем. Сейчас цыгане в Дьёндьёшпате живут компактно своими улицами по окраинам села. Фактически, это живущее своим особым бытом гетто. Но постепенно цыгане точечно начинают расселяться среди венгров в центральной части села, вызывая их недовольство.

Как уже говорилось, в ставшей известной всему миру на прошлой неделе деревне Дьёндьёшпата поводом к обострению отношений между венграми и цыганами стало самоубийство одного местного крестьянина. Будто бы он был так обеспокоен перспективой, что в соседний с ним дом венгерский Красный крест решил заселить цыган, что решил свести счеты со своей жизнью. Впрочем, сами местные цыгане отвергают эту версию. Тем не менее, 6 марта йоббики провели в селе первый митинг протеста против цыганской преступности. С начала апреля рост этнической напряженности в Дьёндьёшпате ознаменовался вмешательством в конфликт полувоенной организации "Общество гражданской милиции за лучшее будущее" (Szebb Jövőért Polgárőr Egyesület). Фактически, "Общество" связано с партией йоббиков и является одним из клонов запрещенной венгерским судом и парламентом организации "Венгерская гвардия". "Гражданская милиция" стала в отдельные дни патрулировать улицы Дьёндьёшпаты. На практике это выглядело так, что одетые в черную форму группы людей по 6-8 человек демонстративно обходили улицы деревни, в том числе и те, что сплошь заселены цыганами. При этом не следует думать, что добровольные охранники порядка прибывают в село исключительно извне. Этих с готовностью принимают и размещают в своих домах местные жители. Создание направленной против цыган "гражданской милиции" приветствуется ими. Поэтому не случайно, что отдельные люди из Дьёндьёшпаты сами стали вступать в "Общество гражданской милиции за лучшее будущее". Ими пополнился в последние дни и состав местной партийной организации йоббиков. Благодаря СМИ стал известен нелепый случай якобы происшедший в Дьёндьёшпате. Воспитательница местного детского сада приняла участие в одной воскресной акции партии йоббиков. Узнав об этом, родители-цыгане не привели на следующий день своих детей в ее группу.

Акции "гражданской милиции" в Дьёндьёшпате встретили естественное противодействие официальных органов власти. Министерство внутренних дел стало отстаивать исключительное право государства на организованное насилие. Участников патрулей "гражданской милиции" в Дьёндьёшпате стали задерживать, но из-за отсутствия в их действиях какого-либо преступления тут же после установления личности отпускать. Венгры, жители Дьёндьёшпаты, выступили за присутствие в их деревне "гражданской милиции", поскольку будто бы почувствовали, что давивший их груз мелкой преступности в последние дни пал. Они составили петицию властям с требованием продолжения патрулирования. Под ней за пару дней подписалось более 1000 местных жителей из всего 2800 человек населения Дьёндьёшпаты, т. е. практически все взрослые венгры.

На прошлой неделе конфликт в Дьёндьёшпате обострился. В понедельник 18 апреля стало известно, что добровольческая организации "Военизированная мощь" (Véderő) на купленном специально у местного жителя гектаре земли собирается в конце недели развернуть в Дьёндьёшпате трехдневный учебный лагерь. Любой желающий за небольшую плату может приехать и пройти в нем обучение обращению с оружием. Среди заявленных целей общественной организации - укрепление оборонной мощи страны в условиях отмены в Венгрии всеобщей воинской повинности. В среду представитель партии йоббиков официально отверг какую-либо связь своей партии с "Véderő". По мнению йоббиков, эта военизированная организация связана с правящей партией Фидес.

Во вторник 19 апреля независимый бургомистр Дьёндьёшпаты Ласло Таби заявил о том, что он уходит со своего поста в отставку. На предстоящих в ближайшее время выборах, скорее всего, победит кандидат от партии йоббиков.

В среду 20 апреля цыганство Дьёндьёшпаты создало что-то вроде местной "самообороны". В СМИ стали нагнетать истерию и писать о состоянии близком к гражданской войне в Дьёндьёшпате. Еще во вторник левая "Непсава" озаглавила свой материал о "противостоянии" в селе многозначительно: "Кто ударит первым?"

В пятницу 22 апреля рано утром подошедшие автобусы вывезли из Дьёндьёшпаты цыган - 276 взрослых (преимущественно женщин) и детей. Большая часть уехавших разместилась в бывшем пионерском лагере на окраине Будапешта, другие - в городе Сольноке. "Беженцы" специальными посланиями попросили политического убежища в США и Канаде. Пресс секретарь венгерского премьер министра Петер Сийярто некстати назвал случившееся "поездкой на отдых". Операция по вывозу цыган была проведена организацией венгерского Красного Креста на средства, по-видимому, полученные от американского бизнесмена живущего с 1990 г. в Венгрии Ричарда Филда. Одним из направлений деятельности Р.Филда является выполнение в Венгрии проектов American Home Relief Foundation. На прошедших выборах 2010 г. он, по сведениям венгерской прессы, дал средства в избирательный фонд новоорганизованной партии "зеленых" - LMP.

В пятницу власти нагнали в Дьёндьёшпату полицию. 400 полицейских оцепило деревню и патрулировало ее улицы. Руководитель "Véderő" Томаш Эсеш был задержан полицией. Организация полувоенного лагеря была сорвана. "Гражданская милиция" в пятницу не появлялась в Дьёндьёшпате. Село в этот день оказалась в центре внимания мировых СМИ. Сюда приехало множество журналистов и сотрудников дипломатического корпуса разных стран, известных венгерских политиков, депутатов парламента, активистов правозащитных движений. Естественно, что в тот день ничего в Дьёндьёшпате не случилось. Суббота и воскресенье также прошли спокойно. Цыганская "самооборона" по ночам будто бы охраняла свои дворы и патрулировала свои улицы. Во второй половине дня в воскресенье цыганские женщины и дети вернулись домой из лагерей Будапешта и Сольнока. Заключительным аккордом происшедшего за неделю в Дьёндьёшпате стало известие о том, что вечером в воскресенья местная цыганка по неизвестной причине побила в кровь проходившую мимо пожилую венгерку так, что ту вынуждены были увезти на скорой помощи в травматологию.

Из происходящего сейчас в восточной Венгрии можно сделать несколько выводов.

1. Лидеры избранного цыганского самоуправления не проявили достаточной ответственности, чтобы набраться мужества и выступить публично перед своими соплеменниками в Дьёндьёшпате о недопустимости асоциального поведения. Примечательно, что руководитель и лидер цыганского движения Лунгодром депутат парламента Флориан Фаркаш 20 апреля сего года ни словом не обмолвился о событиях в Дьёндьёшпате в своем интервью, данном партийному сайту fidesz.hu.

2. Сам премьер-министр Виктор Орбан явно оказался в растерянности перед чередой событий межэтнической розни в восточной Венгрии. Пока что он отмалчивается. Логика, обсуждаемой с высоких трибун ЕС "Рома-стратегии", оказалась в данном случае неприменима к происходящему в реальности. Более того, одно высказывание В. Орбана по цыганскому вопросу в свете текущих событий в восточной Венгрии выглядит весьма двусмысленно: "Нужна стратегия для решения цыганской проблемы, которая бы предотвратила возвращение цыган к кочевой жизни". Но разве "бегство" в пятницу цыган из Дьёндьёшпаты - их переход "к кочевой жизни" беженцев не является заветной мечтой значительных слоев венгерского населения восточной Венгрии?

3. Проявило явную растерянность и министерство внутренних дел Венгрии. В минувший понедельник с запозданием был уволен в отставку начальник полиции в Хайдухадхазе. Всех задержанных за участие в акциях "патрулирования" до сих пор приходилось освобождать. Ведь они и митингующие никак не нарушали законов. Поэтому на прошлой неделе министр внутренних дел объявил об установлении нового административного правонарушения, караемого штрафом. Под него собираются подводить участников самочинных "патрулирований". Однако заметим, штраф будет возможной мерой наказания для нескольких человек, но, что случится, если на акцию "патрулирования" одновременно выйдет команда "гражданской милиции" в 20-30, а то и 40 человек? Штраф в этом случае пропагандистским эффектом будет играть на руку штрафуемым по принципу "на миру и смерть красна".

4. Весеннее прямое действие партии йоббиков пока подтверждает правильность выбора новой тактики ее лидером Габором Вона. До этого замкнутые только в стены парламента йоббики явно проигрывали. В итоге теперь в ходе акций "патрулирования" была найдена и форма легализации сотрудничающих с йоббиками военизированных организаций - формирование при муниципалитетах под партийным руководством групп "добровольческой жандармерии". 20 апреля контролируемый йоббиками муниципалитет восточновенгерского городка Тисавашвар основал подчиняющуюся ему "добровольческую жандармерию". 10 новоявленных "жандармов", наполовину получающих жалованье из местного муниципалитета, уже приступили к своим обязанностям. Запретить жандармерию при муниципалитетах правительству будет трудно. Процесс создания военизированных организаций снизу на местах из народных масс пошел. Теперь любой принятый против них запретительный закон будет только укреплять позиции радикальных националистов в деревнях и местечках восточной Венгрии. Поэтому не случайно, что происшедшее здесь на прошлой неделе в оппозиционной прессе окрестили "тремя подзатыльниками министру внутренних дел Шандору Пинтеру". Сейчас восточные области Венгрии представляют йоббикам широкое поле деятельности для новых инициатив акций прямого действия. Так, сообщалось, что 21 апреля "гражданская милиция" вошла в деревню Мадьярбанхедьеш для патрулирования.

4. Происходящее зачастую выглядит как намеренное провоцирование конфликта на этнической почве. Сейчас идет искусственное нагнетание истерии и подготовка "общественного мнения" Запада. О роли в последних событиях "Американского дома" мы уже сообщили. Не будем забывать еще и о том, что военизированные организации в Венгрии получают прямую финансовую поддержку для своей деятельности из США якобы от тамошних эмигрантских организаций. С этой точки зрения, вступившая в игру в Дьёндьёшпате на прошлой неделе организация "Véderő" является особенно "темной лошадкой". События в направлении провокации выявили малую устойчивость перед ней и низкую сознательность местного цыганства, что продемонстрировало проплаченное "бегство" из Дьёндьёшпаты в минувшую пятницу.

Обратим внимание еще и на то обстоятельство, что процесс против банды убийц цыган братьев Кишш на прошлой неделе полностью зашел в тупик. Как мы уже сообщали ранее, 25 марта 2011 г. в столичном Пештском областном суде начался показательный процесс против четырех венгров, жителей восточной области Хайду-Бихар, создавших банду, занятием которой стал систематический террор против местного цыганского населения. Преступное сообщество обвиняют в том, что в 2008-2009 гг. оно совершило 9 заранее спланированных разбойных нападений, в ходе которых погибло 6 человек. Две недели назад на суде стал известен факт, что в составе банды действовал провокатор - агент военной контрразведки. Теперь 19 апреля главный свидетель обвинения Ева Ньалка Фехерне отказалась от данных на предварительном следствии показаний. Она заявила, что тогда ее запугали. Она, боясь за своего ребенка, за свое дело, не думая, подписывала все, что ей давали следователи. Судья неоднократно предупредил свидетеля об ответственности за дачу ложных показаний. Но и после этого Ева Фехерне заявила, что теперь она не верит, что убийства совершали подсудимые. Еще она говорила, что у них есть алиби, что оружие в качестве вещественного доказательства подбросили, и есть возможность это проверить. Ева Фехерне заявила, что она боится, поскольку истинные убийцы сейчас ходят на свободе.

На прошлой неделе стало известно об очередном зверском ночном убийстве в восточной Венгрии. 19 апреля в ночь со вторника на среду в местечке Сиксо в своем доме была убита семейная пара: 81-летний старик и его супруга 79 лет. Что ж получается? Неизвестные бандиты в восточной Венгрии по ночам убивают беззащитных беспомощных людей - венгров и цыган, тем самым, провоцируя этническую напряженность в стране?

"Звезды и солдаты". Судебное решение по делу о повреждении памятника советским воинам в Будапеште. В среду 20 апреля столичный суд второй инстанции города Будапешта приговорил Дьёрдя Будахази и двух других подсудимых к денежному штрафу в размере 200 тыс. Ft (760 €) за ущерб, причиненный ими памятнику советским воинам на площади Свободы во время уличных беспорядков в венгерской столице в ночь на 19 сентября 2006 г. Напомним, что главной целью разбушевавшейся тогда толпы стало находившееся по соседству с памятником здание венгерского государственного телевидения. Что касается Д.Будахази, двух других подсудимых и иных неустановленных личностей, то они сбили с памятника герб Советского Союза и надпись "Слава советским воинам-освободителям", разрисовали барельефы. Бронзовый герб СССР весом в несколько десятков килограммов Д.Будахази якобы выбросил в Дунай.

Российская общественность сразу же заподозрила за действиями вандалов, осквернивших памятник, антисоветские и русофобские мотивы. Однако чрезвычайный и полномочный посол Венгрии в Российской Федерации Арпад Секей на следующий день в своем интервью программе "Эхо Москвы" категорически опроверг это. Разумеется, он намеренно лгал в тот день.

Первый процесс по делу об ущербе памятнику советским воинам закончился в Пештском окружном суде первой инстанции 2 февраля 2010 г., т. е. спустя три с половиной года после случившегося. Прокурор и в суде первой инстанции, и в суде второй инстанции, исходя из политической тяжести содеянного подсудимыми, требовал для них тюремного заключения сроком от года до пяти лет. На первом процессе утверждалось, что ликвидация материального ущерба памятнику обошлась Венгерскому государству в 7 млн. Ft. Однако суд первой инстанции приговорил Д.Будахази и двух других подсудимых каждого к денежному штрафу в размере 500 тыс. Ft. Д.Будахази не удовлетворился этим решением суда и подал апелляцию. Суд второй инстанции пересмотрел предыдущий приговор в сторону его смягчения. Как видим, в обоих случаях по делу об ущербе памятнику советским воинам судьи ограничились наложением штрафа, причем в случае на прошлой неделе он был уменьшен до суммы равной среднему месячному заработку в современной Венгрии. Почему?

Сам судья на прошлой неделе объяснил свое решение тем, что, хотя между Венгерской республикой и Российской Федерацией есть заключенное в 1996 г. соглашение об охране памятников и воинских могил, тем не менее, публичное использование красной звезды в качестве эмблемы является в Венгрии уголовно наказуемым преступлением, а украшающая стелу звезда, помимо этого, вместе с надписью на обелиске "Слава советским воинам-освободителям", еще и оскорбляют национальные чувства венгров. Об этом известно, по словам судьи, из любого учебника по истории для начальной школы. Однако венгеро-российское соглашение требует ухода за памятниками и воинскими захоронениями и его нужно выполнять, исходя из требований международного права, - сказал судья. Соглашение предусматривает перенос памятников, их модификации, изменение надписей только на основании разрешения российской стороной после консультаций в каждом конкретном случае. Судья указал и на то обстоятельство, что действия подсудимых имели опасные общественные последствия, поскольку в случае несоблюдения венграми соглашений, российская сторона также могла бы перестать заботиться о венгерских воинских захоронениях II Мировой войны на территории Российской Федерации.

Один из подсудимых в своем последнем слове указал, что их судят за те же действия, которые совершили именно с этим памятником венгерские повстанцы в 1956 г. Только последние почему-то считаются в Венгрии героями, а они, повторившие "революционный подвиг" спустя 50 лет, оказались на скамье подсудимых.

Адвокат на процессе Томаш Гауди-Надь, он же по совместительству депутат венгерского парламента от партии йоббиков, указал, что в содеянном его подзащитными нет ни состава преступления, ни общественного вреда. И поскольку, по мнению адвоката, материальный ущерб исчисляется небольшой суммой, то совершенное Д.Будахази и его подельниками имеет чисто символическое значение. Это своего рода "послание" обществу.

Д.Будахази в своем последнем слове указал на абсурдный, с его точки зрения, характер настоящего дела. По его мнению, на скамье подсудимых должны очутиться те, кто установил и теперь содержит на таком месте и в такой виде "памятник, прославляющий победу угнетателей". Эту проблему, по мнению подсудимого, следует решать не судебными, а политическими средствами. Судья фактически согласился с этим, когда в приговоре по делу об ущербе памятнику советским воинам указал на прецедент решения вопроса о советских памятниках парламента Эстонии в 2006 г.

Обелиск советским воинам-освободителям был установлен в Будапеште на площади Свободы в 1945 г. на месте разобранного обелиска против Трианонского мира, расчленившего в 1920 г. историческую Венгрию. Во время работ в 2002 г. под памятником были обнаружены захоронения неизвестных советских солдат. Найденные останки тогда были перенесены на городское кладбище. Начиная с 1989 г. многочисленные общественные организации и отдельные граждане Венгрии требуют демонтажа и переноса в другое место памятника. Совсем недавно новый мэр Будапешта Иштван Тарлош публично заявил, что он займется этим уже в ближайшее время. Однако памятник советским воинам-освободителям в последнее время стал и местом проведения антифашистских манифестаций, которые организует Венгерский союз антифашистов и участников сопротивления.

Перенос советских памятников и воинских захоронений в Венгрии, изменения их вида в подавляющем большинстве случаев имеют целью унизить Россию. Вот три характерных примера. В селе Сентеш (область Чонград) бойцы Красной Армии похоронили павшего в бою в ноябре 1944 г. командира своего батальона при дороге. После смены режима в 1991 г. по решению местного муниципалитета останки советского офицера были перезахоронены на местное кладбище, но за общую кладбищенскую ограду, туда, где по местным обычаям полагается хоронить самоубийц. При этом обелиск над перенесенной могилой, разумеется без звезды, был аккуратно воссоздан венграми.

Другой случай. Город Сомбатхей (область Ваш). Советские воинские захоронения были перенесены из одного городского парка на местное городское кладбище. Обелиск, с которого перед этим давно была сбита звезда, разобран и по кирпичикам сложен на новом месте. Теперь он стоит на этом самом кладбище. С одной его стороны упокоились солдаты Красной Армии, а с другой павшие в боях с ними у озера Балатон эсэсовцы, похороненные здесь весной 1945 г. Обелиск, таким образом, по замыслу венгерских устроителей этого действа, стал символическим "памятником примирения", но ведь одновременно, скажем мы, и памятником этим эсэсовцам из 6-ой танковой армии Дитриха. Тем более что с обелиска была сбита красная звезда. Показательно, что на торжественной церемонии открытия перенесенного обелиска присутствовал военный атташе Российской Федерации. Надо понимать, что российские дипломаты согласились с подобной предложенной им режиссурой?

Третий случай. Село Табайд (область Фейер). В начале марта этого года здесь обновили обелиск над могилой советских воинов. Сейчас венгры подают этот случай, как пример образцового отношения к советским памятникам. К моменту реставрационных работ звезда с обелиска в Табайде была давно уже сбита. Местные власти не нашли ничего лучшего и решили заменить ее маленьким православным крестиком. От этого памятник приобрел внешне непривычный вид. В данном случае очевидно, нужно или оставлять традиционные пирамидки со звездами, или убирать их и ставить большие православные кресты. На церемонии открытия обновленного памятника присутствовал первый секретарь посольства Российской Федерации в Венгрии.

Обращает внимание на себя настойчивое стремление венгров сбивать звезды с могильных памятников советским воинам. И дело здесь не только в принятом в Венгрии законе об их запрете и антикоммунистической идеологии и практике. Дело в том, что по европейским правилам войны, сложившимся в ХVIII в., снятие военнослужащими кокард и гербовых знаков означает их отказ от дальнейшей вооруженной борьбы и признание своего поражения. Именно поэтому солдаты вермахта в 1941 г., вобравшего в себя традиции классической европейской прусской армии, так настойчиво заставляли плененных красноармейцев снимать с пилоток звезды и ремни со знаками звездной кокарды на бляхе. Как видим, в Венгрии после 1991 г. стали снимать звезды с павших солдат Великой Отечественной.