Жители поселка Аскат в Чемальском районе Республики Алтай выступили против установки православной часовни на горе Луковка, которая является одной из местных достопримечательностей. Местные жители в большинстве своем выступают против строительства не из религиозных, а экологических соображений, однако их протест активно поддержали некоторые активисты алтайского национального движения, которые связывают стремление православной церкви устанавливать памятные знаки с религиозной экспансией и посягательством на традиционную культуру алтайского этноса.

Часовню на Луковке планируют построить владельцы расположенного недалеко от села Аскат туристической базы "Турсиб". Однако местные жители опасаются, что строительство часовни и ее функционирование приведет к усилению антропогенной нагрузки на окрестности и нарушению экологического равновесия.

И хотя формально религиозных мотивов в протестах не усматривается, нельзя не упомянуть о том, что Аскат уже давно стал местом паломничества буддистов. Здесь расположен основанный в 1996 году Ретритный центр, принадлежащий Российской Ассоциации буддистов Школы Карма Кагью. В селе регулярно проходят буддийские мероприятия, в которых принимают участие приезжие буддисты из близлежащих сибирских городов - Новосибирска, Барнаула, Омска и т.д. На днях - 29 апреля - здесь начнется очередной трехдневный ретрит с участием Петра Калачина из Польши.

Протест жителей Аската пришелся по душе некоторым активистам алтайского национального движения. Так, руководитель организации "Эне Тил" Владимир Кыдыев обнародовал письмо к Епископу Барнаульскому и Алтайскому Максиму, в котором, в частности, говорится: "установка крестов, как символов христианской веры, в Республике Алтай стала терять изначальную религиозную предназначенность, и начинает принимать какие-то формы, которые не присущи истинным догмам православной веры". У алтайского народа назревают протестные настроения по поводу "бесконтрольной и бесцеремонной политики установки крестов и часовен". "Не совсем понятны мотивы водружения крестов при въезде в республику, в конечной точке автомагистрали М52, у границ Монголии, на плато Укок, где Россия граничит с Китаем и Казахстаном. Ведь христианство не государственная религия РФ", - пишет Кыдыев.

"Территория Алтайского государственного заповедника, берега Телецкого озера после прихода нового директора этого учреждения стала позиционироваться как изначальная земля Алтайской духовной Миссии. Но это не так. Известно, что миссия в конце ХIХ века для строительства монастыря, вторгшись в Чулышманскую долину, предложила алтайцам "срочно очистить долину от стойбищ", потом разрешила остаться, дав алтайцам их родную землю им в аренду, - пишет далее Владимир Кыдыев. - Мы вынуждены рассматривать намерения по сооружению православной часовни на вершине Согонду-туу (алтайское название горы Луковка в окрестностях Аската - прим. ИА REGNUM), как недружественный акт по отношению ко всему коренному народу Алтая".

Кроме того, в своем письме лидер "Эне Тил" высказал надежду, что визит в Горный Алтай патриарха Всея Руси Кирилла (планируется на осень) не приведет к воссозданию Алтайской Духовной Миссии. В противном случае это может осложнить религиозную ситуацию в среде алтайского народа, считает Кыдыев.

Отметим, что буквально месяц назад на Алтае разгорелся скандал, вызванный обращением группы алтайской интеллигенции к спикеру Госсобрания Республики Алтай Ивану Белекову с требованием законодательно запретить установку крестов в "сакральных местах" региона. В обращении подчеркивается, что представители алтайской интеллигенции считают, что повсеместная установка крестов означает неуважение верования коренного населения - алтайцев.

"Меня как коренного жителя республики раздражают установленные на священных местах символы распятия Христа, - заявила один из авторов обращения, доктор филологических наук Нина Киндикова. - Душа болит, когда я вижу кресты на берегах Катуни или на слиянии рек Майма и Улала. Не могу относиться равнодушно к крестам, которые расположены не только на островке у села Ая, но и на месте археологических раскопок в высокогорном плоскогорье Укок".

Заявления Киндиковой вызвали большой резонанс: часть населения горячо ее поддержала, часть - в основном, православные, осудили ее высказывания.

"Православная традиция утверждает, что нечистый, коварный дух, дух-губитель боится креста, - сказал благочинный Республики Алтай отец Георгий (Балакин). - Православные святыни вряд ли могут быть препятствием для других культов, для какого-то другого восприятия. Если кто-то это воспринимает так болезненно, то нужно, наверное, в себе причину искать". Он также отметил, что установка крестов всегда согласовывалась с органами власти.

В то же время известный местный общественный деятель Владимир Сабин считает обращение Киндиковой "безобидным и взвешенным, своевременным". "Крест - это символ веры великого русского народа. Эта вера с XVI века стала религией всех северных алтайцев, теленгитов Улагана, - пишет Сабин на одном из местных сайтов. - И нельзя с ним обращаться так, как сейчас. Не рано ли на границах республики ставить кресты? Не лучше ли на границе с другими государствами поставить герб России, чем, например, жалкий деревянный крестик на фоне величественной природы Укока? Не есть ли это святотатство? Не будет ли со временем переименован Чуйский тракт в погост длиною в 500 км с крестами, памятниками, цепями, венками на деревьях и камнях вдоль дороги?".

В связи с протестами жителей Аската по поводу строительства часовни Эл башчы (духовный лидер алтайского народа - прим. ИА REGNUM) Эжер Татин распространил заявление, в котором отметил: "На Алтае нет войн по религиозным причинам, наши предки сумели удержать и не раскачать колыбель Алтая, разыгрывая религиозную или национальную карту. Сегодня перед нами стоит та же задача".

"Я приветствую строительство любых культовых сооружений, если это не вызывает противодействия в сердцах людей. Но если вопрос строительства вызывает столько негативных откликов у населения, то считаю необходимым отказаться от такого строительства независимо от религиозной принадлежности культового сооружения", - отметил Татин.