Десять дней назад Департамент полиции безопасности Эстонии (КаПо - KaPo) обнародовал свой традиционный ежегодник: особое место отведено российским средствам массовой информации, которые-де занимаются не журналистикой, а пропагандой - формированием имиджа России. Трижды упоминается в отчете таллинский предприниматель, директор лицензированного в Эстонии телеканала TVN, известный журналист-оператор Олег Беседин. Он "виноват" в том, что помогал российским телеканалам - создавал видеосюжеты о жизни Эстонии...

Дальше - хуже. В KaPo считают: "Поскольку использовать Бронзового солдата в качестве источника конфликта больше нельзя, Россия старается найти новый раздражитель, которым можно питать миф о Советском Союзе как освободителе, а о сопротивлении оккупации ("советской оккупации" - ИА REGNUM), как проявлении нацизма".

После такой цитаты есть все основания признать авторов ежегодника не вполне адекватными. Врагами Эстонии признаются чуть ли не все российские СМИ и социальные сети.

В ежегоднике представлены логотипы ИА REGNUM, ВГТРК, ИТАР-ТАСС, Одноклассники.ru, Первого канала, НТВ, телеканала 5, телеканала TVCI, телеканала "Звезда", RT, RUVR (The Voice of Russia), "В контакте", РИА Новости, газеты "Комсомольская правда" и даже созданного редакцией "Комсомолки" популярного в Эстонии Международного медиа-клуба Impressum.

Как не вспомнить Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. К ней присоединилась и Эстонская республика. Вот статья 10 (Свобода выражения мнения). Пункт 1: "Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ".

Да, пункт 2 разъясняет, что "осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе...". Но никаких доказательств того, что деятельность российских СМИ или журналиста Олега Беседина угрожает, той же, национальной безопасности или общественному порядку Департамент полиции безопасности Эстонии не приводит. Фактов таких нет.

Охота на "ведьм", но только на русских

Вот мы и имеем дело с провинциально-хуторским маккартизмом, вполне реальным проявлением параноидальной антироссийскости и русофобии?! Но это не все. Установка государства на противостояние и поиск врагов приводит и к вполне конкретной дискриминации и репрессиям журналистов, ограничению свободы слова. Не зря даже американские экспертные фирмы, всегда высоко оценивавшие свободу слова в Эстонии, стали снижать рейтинги. К слову, сознательно путая свободу слова со свободой СМИ. Вот уж в чем-чем, а в безответственном шельмовании, клевете эстонская пресса преуспела.

Главный редактор ЭТВ 2 Марье Юрченко сразу после опубликования Ежегодника Полиции безопасности отправила журналисту Олегу Беседину по электронной почте уведомление, в котором подтверждается месячной давности желание расторгнуть договор сотрудничества с его фирмой OÜ Kivron, имеющей лицензию на вещание по каналу TVN. При этом руководитель ЭТВ 2 не постеснялась открыто сослаться и на такую причину расторжения договора, как упоминание Беседина в ежегоднике KaPo.

Марье Юрченко ссылается и на статью, опубликованную в интернет-портале ежедневной газеты Eesti Päevaleht, в которой Олег Беседин представлен "местным пособником очерняющих Эстонию российских телеканалов". А еще "пособника" обвинили в том, что он лживо представляется сотрудником Эстонского телевидения, принадлежащего общественно-правовому национальному телерадиовещанию ERR. Но все наоборот - ложь как раз и то, и другое! Олег Беседин производит съемку событий и отправляет их различным зарубежным телеканалам и не только российским. Никто еще не упрекнул его за лживость "картинки" того или иного события. Что касается того, что Беседин представляется от имени ETV2, то это естественно, поскольку его фирма имела договор о сотрудничестве с русскоязычным телеканалом TVN. Но, как правило, он представляется сотрудником своего канала.

"Вибрировать" стала Марье Юрченко, когда коллега - журналист популярного русскоязычного интернет-портала rus.Delfi просила подтвердить связь между расторжением договора и опубликованием ежегодника KaPo. Руководитель, только что ссылавшаяся в письме Беседину на отчет KaPo, стала отнекиваться. Вместо того, чтобы разобраться и проявить профессиональную солидарность, эстонские коллеги, как спущенные с цепи псы, бросились безоглядно осуждать журналиста русскоязычного телеканала! А в передаче Reporter страдающего желтизной и русофобией телеканала Kanal 2 прозвучал призыв к государственным органам: "не иметь больше дела с этим человеком!"

Творить зло можно, оглашать - нет

Но в самой Эстонии давно уже поражают не сами факты и явление русофобии (к ним привыкли), а отсутствие осуждения со стороны общественности на эти очевидные злодеяния властей и СМИ, которое на бумаге карается даже эстонским законом. Промолчал даже популярный среди русского и русскоговорящего населения Первый Балтийский канал (ПБК), тесно связанный с российским Первым каналом.

Удивляться не приходится. Русофобия приняла в Эстонии самые уродливые формы и проявляется опосредованно даже в среде русскоязычной журналистики. Так, один из таллинских руководителей ПБК Александр Цукерман не посчитал нужным, не только осудить, но и осветить этот скандал, в который эстонская контрразведка сознательно, необоснованно и в отместку за правду "включила" Олега Беседина.

Мало того. Живущие в Германии очевидцы были свидетелями того, как в 2008 году на международном конкурсе документальных лент в Дюссельдорфе, где повышенное внимание вызвал снятый Олегом Бесединым документальный фильм "Бронзовый апрель глазами русских", тот же любимец эстонских властей журналист Цукерман подверг критике эту ленту, поскольку она неправдоподобна. Короче, нет веры "русским глазам".

Напомним, речь идет о потрясшем Европу массовых волнениях русскоязычного и русского населения в связи с осквернением останков советских воинов и переносом памятника Солдату-Освободителю 26-27 апреля 2007 года в центре Таллина.

Так вот, только что прибалтийское агентство новостей BNS сообщило об обнародовании рапорта Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП).

В нем (четыре года спустя!) подвергнуты критике действия властей Эстонии в связи событиями в апреле 2007 года. А именно, в ходе задержания участников массовых волнений русскоговорящего населения были допущены нарушения при задержании людей и правила их содержания, мало уделялось внимания показаниям задержанных, им зачастую не разрешали совершать звонки родственникам или адвокатам, были нарушения с предоставлением медицинской помощи, документы о задержании были трудно читаемы и понимаемы. Нарушены статьи 3 и 5 Европейской конвенции по правам человека.

Об этом и видеосюжеты, снятые Олегом Бесединым. Но он - "враг народа", а Александр Цукерман (в порядке бонуса?) получает возможность снять сюжеты, к примеру, на кораблях НАТО о доблести эстонских моряков, нейтрализующих сомалийских пиратов.

Кстати, и в России, относящейся нынче к Европе с придыханием, правильный русскоязычный журналист удостаивается призов за освещение той самой пресловутой интеграции русских Эстонии в "западный рай", от которой интегрируемые изнывают. Так может и не стоит удивляться тому, что в связи с травлей русского журналиста Олега Беседина молчит руководство российского Первого канала, брендом которого пользуется ПБК, русскоязычные СМИ Эстонии, организации соотечественников СОРСЭ и КСРСЭ?

Возмущают Союз журналистов Эстонии, Союз газет Эстонии, Общественная палата при ERR, а также гуру в вопросах нарушения Кодекса журналистской этики - советник по этике ERR Тарму Таммерк (Tarmu Tammerk). До сих пор никто из них так и не дал оценки шельмования Олега Беседина и призывов о "запрете на профессию".