Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) не сможет в будущем монопольно использовать "исламскую карту". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом на торжествах в честь 38-й годовщины образования ПИВТ заявил эксперт в области религиозных проблем Абдулло Рахнамо. По его словам, ПИВТ не удастся в долгосрочной перспективе монопольно использовать "исламскую карту".

"Будут созданы новые партии исламского толка или же существующие партии начнут использовать исламские ценности. И нам придется делать выбор не между исламской и другими партиями, а между лучшими партиями. В стране, где 99% населения исповедуют ислам, это нормальное явление, соответствующее новейшим политическим технологиям. И те партии, которые раньше уделяли мало внимания исламским ценностям, постепенно станут использовать их в своих программных документах", - считает Рахнамо.

Напомним, что ПИВТ является единственной политической партией исламского толка не только в Таджикистане, но и во всей Центральной Азии. Образовавшись в подполье еще во времена СССР, она была легализована в начале 90-х годов. Но после начала гражданской войны в Таджикистане, когда ПИВТ составила ядро Объединенной таджикской оппозиции, деятельность партии была приостановлена. Одним из условий подписания межтаджикского мирного соглашения в 1997 году в Москве, был пункт о возобновлении деятельности ПИВТ в Таджикистане.

Покойный лидер и основатель ПИВТ Сайид Абдулло Нури считал, что "в одной стране достаточно одного халифа", подразумевая наличие политических партий исламского толка. Мухиддин Кабири, нынешний лидер ПИВТ, считает, что нельзя расценивать это высказывание, как карт-бланш на долгие годы. "Эти заявления учителя были сделаны исходя из угроз, которые представляли деятельность таких религиозных групп, как "Хизб-ут-Тахрир", - отметил политик. Он считает, что общество развивается и не исключено, что в перспективе в стране могут появиться новые партии, основанные на исламских ценностях. В качестве примера, он напомнил Турцию, где 20 лет назад была только одна исламская партия, но сейчас их три, и основные политические баталии происходят между этими партиями. "Тем не менее, вопрос о многопартийности в исламе все еще актуален. Но здесь необходимо различать два момента - многопартийность в исламском обществе и множество исламских партий в обществе. Это разные понятия", - считает Кабири.

Парвиз Муллоджанов, таджикский политолог, не верит, что в Таджикистане в ближайшей перспективе могут появиться новые партии, основанные на исламских ценностях. "Возобновление деятельности ПИВТ в Таджикистане было одним из условий межтаджикского мирного соглашения, которое дало возможность установить в стране спокойствие. И власти привержены этим обязательствам. Но считаю маловероятным создание в Таджикистане новых партий исламского характера. Скорее всего, существующие партии начнут больше использовать исламские лозунги", - считает Муллоджанов.

С ним не согласен директор Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана Сухроб Шарипов. "Не могу представить, чтобы в стране появились такие партии, как "исламская народно-демократическая партия" или "исламская коммунистическая партия" Таджикистана. Вообще считаю, что возрождение ислама в Таджикистане - процесс уже установившийся и, потому, можно считать, что ПИВТ выполнила свою миссию. Также, не думаю, что другие партии могут использовать исламские призывы в своей деятельности. Мы все мусульмане и уже нет необходимости подчеркивать это обстоятельство. Кроме того, после нашего атеистического прошлого в составе СССР, власти современного Таджикистана добились больших успехов в установлении и пропаганде исламских ценностей в обществе. Достаточно напомнить, что именно по инициативе властей в Таджикистане отмечали юбилей Великого Имама, основоположника ханафитского толка в исламе, кому поклоняются большинство жителей страны. Кроме того, Таджикистан сейчас уже нуждается не столько в исламском возрождении, сколько в национальном единстве. Это сможет сохранить нашу государственность. В прежние века таджики оставались мусульманами, но при этом ислам не смог предоставить нам нашу государственность. Кроме того, если анализировать последние события в странах Ближнего Востока, становится очевидным, что исламские силы в Египте, Тунисе или Ливии оказались не у дел. Народные восстания свергли прежние правительства, но и не допустили исламистов к власти, они остались незамеченными", - считает Шарипов.

Тем временем, Бахтиёр Худоёров, министр юстиции Таджикистана, 21 апреля на пресс-конференции заявил, что в соответствии с законодательством Таджикистана, в стране запрещена регистрация религиозных партий. На вопрос журналистов о том, является ли ПИВТ религиозной партией, министр юстиции ответил категорично, что ПИВТ таковой не является и "даже не имеет религиозного характера". Хотя эксперт Абдулло Рахнамо утверждает, что согласно статье 28 Основного закона страны, в Таджикистане разрешена создание и деятельность политических партий исламского характера.