Татьяна Малева: России нужна социальная модернизация

Москва, 21 Апреля 2011, 16:20 — REGNUM  Россия находится в том отрезке времени, когда приходится принимать серьезные решения. Об этом сказала в своем выступлении в Клубе региональной журналистики директор Независимого института социальной политики Татьяна Малева. "С тем, что модернизация нужна, согласно абсолютное большинство экспертов. Но какая модернизация нам нужна?", - спрашивает она. Ее выступление было посвящено именно этому вопросу. ИА REGNUM публикует выдержки из выступления эксперта.

"Я хочу остановиться на этом вопросе: возможна ли модернизация экономическая, технологическая, политическая и так далее, без модернизации социальной", - начала эксперт. Татьяна Малеева отметила, что российский рынок труда - это рынок труда с очень умеренной и, скорее, низкой безработицей. "У любого рынка труда есть количественные параметры и качественные. Количественные - это уровень занятости, качественный - цена труда, уровень заработной платы. По традиционным законам рынка обычно гибким параметром является занятость. При хорошем фиксированном уровне заработной платы, при снижении объема производства, снижении спроса реагирует занятость. Она снижается, выбрасывается излишняя рабочая сила, растет безработица - так себя ведут все рынки труда. А российский рынок труда всегда поддерживал относительно высокий уровень занятости и скромные масштабы высвобождения, при этом у нас сильно прогибалась заработная плата, и мы сформировали низкооплачиваемую экономику.

Наступил кризис 2008 года и многие испытывали надежду, что текущий экономический кризис принесет выздоровление. И это оздоровление должно было проявиться на рынке труда. И, как ни странно, должно оно было проявиться в бурном росте безработицы и медленном его сокращении. Но этого не произошло, мы вернулись к тому же состоянию, как три года назад, поскольку восстановление занятости произошло на прежних рабочих местах. Новых рабочих мест, соответствующих модернизационному, инновационному типу, не создано".

Эксперт отметила, что вплоть до 2008 года российская служба занятости на рынке труда занимались и не занятостью, и не регулированием рынка труда. "Она имела своей целью очень небольшой сегмент зарегистрированных безработных, менее 3% населения, и называлось это политикой занятости. Я называю это по-другому - политика противодействия безработице. А к занятости наша политика была глубоко равнодушна, она этим не занималась. И только в 2008 году, когда возник кризис массового высвобождения, были применены элементы политики занятости. Я имею в виду решение о поддержке крупных предприятий, одним из мотивов которого было поддержание занятости. Иначе это грозило массовыми высвобождениями - около 15% занятых...

Последствия этого процесса лежат в области оплаты труда. Мы видим, что происходило с оплатой труда на протяжении всех лет, которые мы обсуждаем: резкое падение доходов населения. А заработная плата просела даже ниже, чем динамика доходов, хотя больше всего потерь понесли реальные пенсии. Но самое неприятное было не только реальное падение зарплаты, но и ее высочайшая дифференциация...

Аналоги российскому рынку труда даже трудно найти. Это большинству международных экспертов в области трудового права даже не очень понятно, как люди могут десятилетиями не заключать трудовых договоров, что такое задолженность по заработной плате. Это аномалия в логике. Это пример в ситуации с Трудовым кодексом. Мы имеем жесткий Трудовой кодекс, который жестко регулирует условия найма, высвобождения, трудовых договоров, использования рабочего времени, который обременяет работодателя высокими социальными обязательствами. Но компенсацией за это является невыполнение этого законодательства.... Например, учащейся молодежи работодатель обязан оплатить дополнительный отпуск продолжительностью 50 дней в году. Как, вы думаете, поступает большинство работодателей? Правильно, меняет этого учащегося молодого человека на кого-то, кто не учится. А после этого мы опять в слезах будем биться, что у нас высокая молодежная безработица. Отчего бы ей не быть, если с таким набором социальных обязательств, молодежь просто элементарно не выгодна ни одному работодателю, если за него надо будет платить почти 30-процентную надбавку. И таких примеров очень много...

Следующая базовая социальная система, по поводу которой сейчас идет истерика во всем мире, это пенсионная система. Когда мы провели валоризацию пенсионных прав в 2009-2010 году, никто не задумывался, откуда мы это будем платить. За все это заплатил федеральный бюджет. Тем самым усугубилось его состояние. Сегодня уже невозможно найти одно или два оптимальных решения, для того чтобы нормализовать ситуацию в пенсионной сфере. Надо собирать все инструменты, которые могут на нее повлиять.

Третий кит, на котором держится любая социальная система - это социальная защита населения. В отличие от большинства стран мира, у нас в стране всего три пособия являются адресными - ежемесячное пособие на ребенка, жилищная субсидия и региональное пособие по бедности. Наш институт пришел к выводу, что лишь половина реально нуждающихся имеют доступ к этим пособиям, и лишь половина получателей этих пособий реально бедные. То есть, пока что мы идем мимо цели. Но мы только в самом начале пути. На этом фоне возникает вопрос: все-таки кто в нашей стране является самой социальноуязвимой группой, и что мы должны делать в рамках социальной защиты? Если серьезно и детально посмотреть этот вопрос, то самые бедные в нашей стране - это дети. Достаточно сказать, что нам удалось поднять пенсии до уровня прожиточного минимума, а ежемесячное пособие на ребенка в возрасте после полутора лет, составляет 6,7% от прожиточного минимума ребенка. Другими словами, абсолютное большинство российских регионов продолжают сохранять это пособие на уровне 70 рублей на ребенка. Этот показатель говорит сам за себя.

Одновременно в тот или иной период времени на арене действует поколение, которое состоит из трудоспособного населения и двух демографических полюсов: детей и пенсионеров. Между ними происходят монетарные трансферты, когда трудоспособное население платит налоги, а государство распределяет их в пользу двух этих групп населения. Но кроме этих общественных трансфертов, существуют такие вещи, которые не могут быть замещены деньгами: это реальные функции, которые выполняет одно поколение по отношению к другому. Кто-то должен ухаживать за детьми и пожилыми людьми. И вот сели мы и все это посчитаем вместе - и деньги, и услуги, соотнесем с разными возрастами, то мы получим вот такую картину: огромная нагрузка ложится на трудоспособное население. Оно должно платить налоги, быть высокопроизводительным, высокоэффективным и одновременно должно оказывать услуги высокого качества детям и пожилым. И вот такой системный вызов стоит перед всем миром, и говорит о том, что мы должны перестраивать всю систему социальных институтов.

Решение есть, и оно заключается в том, что именно в постиндустриальном обществе должно получить развитие такое направление, как развитие рынка социальных услуг. Этот рынок медленно формируется во всем мире. Это именно не просто социальное обслуживание - чего еще не удалось донести до государства. Государство до сих пор не понимает, что оно не единственный участник на этом рынке. Что в этой сфере его задача не только оказывать государственные услуги, а что туда нужно допустить и бизнес, который будет оказывать эти услуги, и НКО, которые лучше всех умеют это делать, потому что именно в этом миссия НКО. Так вот это огромный сектор, который не требует социальных расходов. К этим расходам надо относиться как к социальным инвестициям, которые освобождают экономическую энергию в обществе, и являются не бременем, а источником экономического роста. Вот этого мы еще не поняли.

Само понятие модернизация до сих пор даже в экспертном сообществе вызывает вопрос. Понятно, что это какое-то развитие. Если это ускоренное развитие, то должна сказать, что ускоренное развитие не поздно начинать никогда. Но если все-таки иметь в виду, что модернизация - это догоняющее развитие, что надо попытаться догнать страны-лидеры, которые действительно достигли баланса социальных, экономических и прочих ценностей, то здесь время старта на многое влияет, и может быть поздно. Я думаю, что мы теряем драгоценное время, и текущий экономический кризис это было как раз то время, которое было упущено. И нам гораздо труднее принимать решение в пользу модернизации на этапе эволюции, чем на этапе кризиса. Большинство социальных решений, которые носили характер непопулярных, невозможно принять на этапе экономической стабильности. Их можно было принять только на этапе экономического кризиса. Подозреваю, что мы упустили время для решительного вмешательства в трудовой кодекс. И я подозреваю, что господину Прохорову будет сделать легче Ё-мобиль, чем сдвинуть с точки дискуссию о трудовом кодексе".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
11.12.16
Минобороны Британии: Россия — стратегический конкурент
NB!
11.12.16
Вашингтон, Киев, Лондон, Минск... далее везде? Преследования российских СМИ
NB!
11.12.16
Социализм в Южной Европе — слова и дела: Франция
NB!
11.12.16
Минкомсвязи РФ вступилось за репрессированных журналистов в Белоруссии
NB!
11.12.16
Курилы: Остановить «обгрызание» границ России!
NB!
11.12.16
Белорусские власти приступили к созданию «пророссийской оппозиции»?
NB!
11.12.16
Взрыв прогремел в коптской церкви Каира
NB!
11.12.16
Макфол хочет, чтобы власти США признали RT и Sputnik иностранными агентами
NB!
11.12.16
Кого похоронил АртДокФест?
NB!
11.12.16
Telegraph: Тереза Мэй сталкивается с новыми преградами на пути к Brexit
NB!
11.12.16
Суд признал «отделы» МВД ПМР на избирательных участках незаконными
NB!
11.12.16
Устроит ли Трамп «охоту на ведьм» в министерстве энергетики США?
NB!
11.12.16
Польша осознала «ошибку» и обвинила РФ в нарушении международных прав
NB!
11.12.16
Азербайджан грозит Нагорному Карабаху новой войной
NB!
10.12.16
Новак: РФ не будет заключать с Украиной дополнительные соглашения по газу
NB!
10.12.16
Выборы в Приднестровье: давление исполнительной власти началось
NB!
10.12.16
СМИ: Пальмира находится под контролем сирийских войск
NB!
10.12.16
Почему Россия позволяет унижать и дискредитировать себя?
NB!
10.12.16
Запад снял с Порошенко иммунитет от «свободы слова»
NB!
10.12.16
Государство намекает Церкви на важность идти путем милосердия
NB!
10.12.16
Порты: Россия хочет повоевать с Прибалтикой за белорусский нефтетранзит
NB!
10.12.16
Репрессии в Минске: о чём на самом деле идёт речь