Азербайджанский теолог: "Ни один из арабских протестов не добавил ничего в актив Запада"

Баку, 20 апреля 2011, 22:18 — REGNUM  

Интервью ИА REGNUM с председателем азербайджанского Центра защиты свободы совести и вероисповедания (DEVAMM), теологом Ильгаром Ибрагимоглу.

ИА REGNUM: В чем вы видите причины возникновения "арабского синдрома"?

Массовые протестные явления в арабском мире - результат накопления многолетнего клубка проблем. С одной стороны - отсутствие прав и свобод, невозможность посредством свободных выборов формировать представительные органы власти, с другой - экономический спад, обнищание населения на фоне баснословного обогащения коррумпированной верхушки. Все это обусловило как характер, так и продолжительность акций протеста.

ИА REGNUM: Готовились ли заранее эти события извне?

На мой взгляд, ни один из результатов арабских протестов не добавил ровным счетом ничего в актив Запада. Точнее, той части западного истеблишмента, который придерживается т.н. Real Politics. Этот узаконенный за последние десятилетия циничный подход в международных делах, обуславливающий работу с любым диктатором, лишь бы были удовлетворены интересы конкретных кругов - Real Politics, и породил тот отвратительный феномен управления, который повсеместно укоренился, практически, во всех арабских странах. Более того, именно при поддержке Запада эти режимы смогли столь долго просуществовать. Так что говорить о том, что арабские протесты были спланированы где-то за пределами арабского мира, не приходится. Если кто-то настаивает на данной точке зрения, то его можно вопросить: а почему в наиболее одиозной монархии арабского мира - Саудовской Аравии, где и слыхом не слыхивали ни о каких правах и свободах, не происходит ничего подобного? Почему Запад ничего не расшатывает в этом режиме, а, наоборот, дает саудам карт-бланш на карательную операцию в Бахрейне? И почему, кстати, в Бахрейне Запад делает все, чтобы правящая клика смогла потопить в крови демократическое движение? Таким образом, можно однозначно заявить, что будь на то воля Запада, диктаторские режимы в арабских странах просуществовали бы еще лет 100 - по крайней мере, до тех пор, пока не представляли бы прямой и явной угрозы для интересов Запада.

Другой вопрос - имелись ли подобные прогнозы в наличии определенных кругов Запада? Конечно. Вокруг НАТО, ЦРУ, СНВ и других структур имеются десятки, а то и сотни исследовательских и аналитических групп, которые систематически выдают на-гора многочисленные, порой даже фантастические прогнозы и сценарии развития событий. Все это до поры до времени лежит под сукном, зато в нужный момент позволяет, как минимум, говорить: "Мы были готовы к такому развитию событий".

ИА REGNUM: В чем причина того, что известные события охватили несколько государств?

Здесь несколько причин: глобализирующийся мир изрядно стер границы между государствами, социальные сети и прочие коммуникационно-технологические феномены сблизили и обобщили миллионы пользователей как в регионе, так и во всем мире. Другая причина кроется в родственности проблем в арабском мире. А значит, и удавшиеся рецепты в одной стране автоматически вызывают соответствующий импульс в другой. После успеха демократических выступлений в Тунисе проявился эффект "домино". А падение диктатуры в Египте окончательно утвердило всех в неотвратимости перемен.

ИА REGNUM: К каким итогам эти события могут привести в будущем?

Арабский мир, да и весь Ближний Восток уже не будет прежним. Там произошел гигантский исторический скачок, и народы поверили в свои силы в участии в общественно-политических процессах. Остается еще целый ряд стран - потенциальных кандидатов на перемены. Здесь можно указать и Алжир, и Йемен, и Бахрейн, и ту же Саудию. Еще арабские протесты выявили одну любопытную деталь: население уже не удовлетворяется только хлебом и зрелищами. Они хотят свободы. Люди хотят достойной жизни. Так что, протесты возможны и в таких "сытых" странах, как Кувейт, Катар, ОАЭ. Не в таких формах и масштабах, но возможны.

ИА REGNUM: Чем вы объяснили бы активность молодежи в указанных процессах?

В первую очередь, доступом к информационным технологиям, коммуникационным средствам. Конечно же, играет свою роль и тот аспект, что у молодежи еще вся жизнь впереди, и не хочется прожить ее, денно и нощно восхваляя доморощенного "великого кормчего", который бесстыдно занимается разграблением национальных богатств. И, конечно же, молодежь сама по себе более пассионарна, более активна, более предрасположена к переменам, менее консервативна. Но, конечно же, основная причина активности арабской молодежи кроется в глубинном комплексе неполноценности, вызванном тем, что ее страна является сырьевым придатком Запада, неадекватным поведением властей страны против сионистской агрессии Палестины и т.п. Таким образом, можно сказать, что арабская молодежь захотела жить достойно, и это желание вызвало в конечном итоге такие общественно-тектонические явления.

ИА REGNUM: Какие религиозные мотивы могли спровоцировать ситуацию?

Скорее надо говорить не о религиозных, а о ментальных мотивах. Религия, как учение, привносящее понятие достоинства и необходимость защиты чести и достоинства, является одним из мощных аспектов, формирующих эту ментальность. Арабская молодежь выросла в атмосфере, в которой царила коррупция, вседозволенность, здесь были высокие показатели безработицы, и низкие показатели уровня жизни. Здесь царило беззаконие, правовой нигилизм, бесправие. И все это на фоне продолжающейся израильской агрессии, высокомерного отношения со стороны Запада. Все эти факторы в конечном итоге подвигли огромные людские массы на коренные общественно-политические.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.