Самое изменяющееся явление в России - это её история. Эксперименты над русской историей проводили всегда, но политики прошлого не старались замарать грязью и тотальным негативом всю историю своего Отечества. Первыми на это сподобились большевики, которые объявили, что до революции была не история огромного и великого государства, а сплошное угнетение. Непонятно, правда, как постоянно угнетаемый народ не вымер ещё в средние века. После крушения советского режима началась совершенная вакханалия. Если большевики делали однозначную историю, не допуская вариантов трактовки событий, то постсоветская эпоха дала примеры "гласности" и "плюрализма" в самых уродливых формах. Наконец постепенно все успокоились, и история России стала восприниматься так, как и положено - историей большого государства с огромным запасом традиций. Плюрализм постепенно переставал быть брутальным, хотя история России не всегда оказывалась во власти историков, часто историю писали политически активные интеллигенты, которые, начитавшись примитивных рассуждений своих предшественников и не представляя всей сложности работы историка, стали направо и налево развешивать ярлыки. А ярлыки эти оказались даже не изобретёнными в России - они перекочевали из западной политической журналистики, обслуживавшей западные элиты и распространявшей антирусские настроения в западном обществе.

В последнее время ситуация с историей в России опять скатилась к брутальности. И дело не в том, что в стране нет профессиональных историков. Они есть и их достаточно. Дело в том, что историки никак не могут понять, что их объективные исследования не укладываются в шаблоны снова либерализирующейся российской власти. Власти, которая считает, что Российскому государству всего двадцать лет, не нужна память о величии России в более ранние периоды.

Сейчас не повезло Сталину. Чем так раздразнил российских либералов давно и успешно покойный Иосиф Виссарионович? Тем, что масса российских граждан воспринимает его не как тирана, а как жёсткого, но нужного для страны политика, как человека на своём месте в своё время. Не так давно в России прошла акция "Имя России". И Сталин среди прочих деятелей Государства Российского занял далеко не последнюю позицию, более того, он достаточно успешно конкурировал с другими, не менее выдающимися личностями русской истории.

Несмотря на то, что российская интеллигенция - вроде бы прослойка интеллектуальная, но её интеллект ограничен набором идеалов, которые являются заезженными западными формулами, ставшими популярными для антирусской пропаганды ещё в годы холодной войны. Изобретены же эти формулы были ещё в тот период, когда Российская империя заявила о своём желании участвовать в мировой политике наравне со странами Запада. Эти антирусские формулы преподносились как объективные истины, хотя были всего лишь искусственно, но очень искусно созданными штампами, а российская интеллигенция, в массе своей занимавшаяся низкопоклонством перед Западом, восприняла их как откровение. Штампы эти действовали во все времена одинаково - самое главное, нужно лишить русских гордости за свою историю, навязать комплекс неполноценности, заставить каяться в том, чего никто не совершал или в том, что совершили другие. Российская интеллигенция, порождённая западным влиянием, искренне воспринимала и воспринимает западные фальшивки как истину в последней инстанции. Ведь если признать, что с Запада идёт не только свет, то интеллигент начнёт сомневаться в том, что он совесть нации и всякое такое.

И вот представители этой западнически настроенной российской интеллигенции в очередной раз пошли в атаку на российскую государственность. Сталин, который был выбран мишенью Федотова и его группы - довольно удачный персонаж для критики. С именем Сталина связаны довоенные репрессии, ошибки верховного советского командования во время войны. Влияние образа Сталина пытались ограничить ещё в Советском Союзе при Хрущёве, но это была не оголтелая травля покойного, а относительно осторожная критика. Советские руководители не старались подрывать основы государственности, критикуя одного из бывших руководителей советского государства. В перестройку грань инстинкта самосохранения у советской элиты была потеряна, судьба СССР оказалась печальна. Сейчас комиссия Федотова очень старается перейти эту грань. Возникает вопрос: для чего? Ответить на этот вопрос на первый взгляд сложно: или члены комиссии работают на кого-то из-за рубежа, или в России они не достигли того, к чему стремились, и теперь мстят всей стране, или просто у них мания величия в такое вылилось.

В общем, в России наступают суровые времена "федотовщины". "Федотовщина" в истории - это, примерно, то же самое, что "лысенковщина" в биологии. Это когда заниматься определёнными проблемами хотят люди с сознанием, ограниченным в силу интеллекта или исповедуемой идеологии. Про ограниченный интеллект федотовцев говорить, вроде, нельзя, поэтому здесь на работу интеллекта накладывает отпечаток исповедуемая идеология.

"Федотовщина", как и любая идеология, понимает, что она жизнеспособна только тогда, когда эффективно защищается. Но защищаться ей сложно, слишком много голословных утверждений, которые хорошо прошли бы в девяностые, но не сегодня. Поэтому "федотовщина" пытается ограничить доступ к альтернативному мнению. Федотовцы предлагают создать единый школьный учебник с политической оценкой событий. И почему-то им не кажется, что они возвращаются во времена горячо ненавидимого им Сталина, при котором были учебники с единственно верной политической оценкой событий. То есть, по всей логике федотовцев, им можно ограничивать информацию для всех, а всем этого делать нельзя. Также от Федотова уже поступили предложения о запрещении государственным служащим говорить о Сталине и его эпохе хоть что-то хорошее или даже нейтральное. То есть, если российский чиновник не ругает Сталина, он недостоин быть российским чиновником. Очень своевременное предложение Федотова. Видимо, "федотовщина" стремится составить власть только из своих приверженцев. Федотов, наверное, забыл, что Сталин был одним из лидеров проекта "Имя России", Сталин очень популярная в современной России фигура. С именем Сталина связаны не только репрессии, с именем Сталина связана Победа в Великой Отечественной войне. И для подавляющего большинства современных россиян именно это событие, а не репрессии, является самым важным в сталинский период. Федотов, как обычный российский интеллигент, не способен помыслить о том, к чему приведёт слепое следование антинациональным идеалам.

Что произойдёт, если вдруг Сталина признают тираном из тиранов? Придётся признавать, что всё, что делалось при Сталине, является злом для русских. Индустриализация, восстановление хозяйства, разрушенного Гражданской войной, обязательное начальное образование, бесплатная медицина. Самое главное, что русских лишат гордости за Победу в Великой Отечественной войне. Ведь она тоже была при Сталине. Сталина на Западе уже называют наряду с Гитлером зачинателем Второй мировой войны. Эта западная мысль очень хорошо ложится на почву российского либерализма. Почему Запад так пытается переиначить Сталина? Потому что вдруг Запад понял, кто виновен во Второй мировой войне. В ней виновны Гитлер, развязавший её, и так называемые цивилизованные страны, которые потакали Гитлеру. У Запада сформировался скрытый комплекс неполноценности, ведь именно его безрассудная политика в тридцатые годы привела к шестилетней трагедии 1939 - 1945 годов. Но Запад перед всем остальным миром должен выглядеть идеальным, безошибочно действующим. За этот психический комплекс Запада должен кто-то расплачиваться. Кто-то, но только не идеальный Запад. Немцы уже долгое время каялись, поэтому ещё раз напоминать им про чувство вины за то, что когда-то совершили их предки, было как-то неинтересно и неэффективно. Да и современная Германия - это часть Запада, то есть она тоже заинтересована, чтобы каялся кто-то другой. В общем, нужно было найти крайнего, и этот крайний был найден очень быстро. Россия, не только победившая в той войне, но и внёсшая самую огромную лепту в Победу, была объявлена средоточием всего зла двадцатого века. Так считает Запад, но так не считают русские. Поэтому для успокоения Запада нужно сделать так, чтобы русские сами отказались от своего наследия. Только назвать этот отказ нужно как-то красиво, чтобы ни у кого не было желание гордиться прошлым. В итоге федотовскую "десталинизацию" и "детоталитаризацию" назвали национальным примирением. Но как можно своё интеллигентское мнение, пришедшее с Запада, называть примирительным, если оно перечёркивает всю память о том подвиге, который совершили люди ради Победы?

Некоторые могут сказать, что Сталин и Победа совершенно разные вещи, поэтому десталинизация не является ударом по русской гордости, но ведь Сталин и репрессии тоже разные вещи, Сталин же не сам бегал по подвалам и расстреливал несчастных жертв. Если уж говорить про террор тридцатых годов, то надо говорить объективно и подходить к нему без предложенных Западом идеологических шаблонов. Похоже, что небольшая группка западников считает себя расчёсанной совестью нации. А если совесть зудит, то ей можно всё. Что можно посоветовать федотовцам в этом случае? Если идти дальше по аналогии с расчёсанный совестью, то нужно попытаться её помыть, глядишь и зудеть перестанет. Чистая совесть не зудит, ей нечего стесняться достижений своих предков, потому что эти достижения были значительнее шире и величественнее, чем ошибки.

"Федотовщина" является новой идеологией российского либерализма, который, осознавая то, что в России ему не закрепиться, пытается полностью создать новое, деформированное сознание российского общества, навязать ему антинациональные идеалы, разрушить и так хлипкое национальное единство. У современной России осталось не так много примеров для гордости в советское время. Один из них - Победа, выпавшая на время правления Сталина. Стараясь уничтожить память о том, что Сталин сделал хоть что-то хорошее, федотовцы оголтело уничтожают память и о том положительном, что было в годы сталинизма - подвиг советских людей по восстановлению хозяйства и Великую Победу в Великой Войне. Кому это выгодно? Думайте сами. Кем будут считать себя нынешние россияне, потомками победителей, достойными дедов, или кучкой страдальцев, томившихся под ярмом последствий сталинизма? Федотов и кампания очень хотят вычеркнуть русских из мировой истории и отбросить их на обочину. Рубить сук, на котором сидишь - любимая забава российской интеллигенции, только заканчивалась она всегда для интеллигенции плачевно. Народ отметал случайные идеалы и всё равно выходил на прямую дорогу истории, которая для России не заканчивается сталинизмом.

Андрей Островский, Белоруссия