Конфликт в Абхазской православной церкви: патриарх Кирилл не должен давать указания, а статус определят с участием реформатора из Греции

Москва, 20 апреля 2011, 13:49 — REGNUM  Внутренний конфликт духовенства, давно зревший за стенами Новоафонского монастыря в Абхазии, стал достоянием общественности, обрастая новыми подробностями, доводами сторон и заявлениями лидеров общественно-политических организаций. Великий Пост 2011 года запомнится мирянам и клирикам: никогда раньше миряне не видели в таком количестве на экранах людей в рясах, а клирики не были столь публичными. К тому же через несколько дней православная Пасха, а вопрос кому быть настоятелем Новоафонского монастыря до сих пор не решен, сообщают абхазские СМИ.

Многое с конфликтом в Абхазской православной церкви (АПЦ) прояснилось на пресс-конференции, проведенной 12 апреля в Ассоциации работников СМИ Абхазии (АРСМИРА) с участием отца Андрея (Ампар) и его единомышленников. Они обсудили вопрос, ставший поводом к эскалации конфликта, а именно назначение отца Ефрема (Виноградова) по просьбе главы Абхазкой церкви отца Виссариона настоятелем Новоафонского монастыря, и дали "адекватную оценку" происходящему, сообщает газета "Нужная".

Для начала отметим, что из опубликованного 8 апреля в ГИА "Апсныпресс", "Обращения духовенства Сухумско-Пидцундской епархии к пастве Абхазской церкви", многое в поступках отца Андрея (Ампар) было непонятным (до пресс-конференции в АРСМИРА). В частности, в обращении говорилось: "После долгих и сложных поисков кандидатуры (иеромонахи Василиск (Лейба) и Игнатий (Киут) категорически отказались возглавить монастырь) по единодушному мнению членов Церковного совета (в том числе и иеромонаха Андрея) на эту должность был рекомендован игумен Ефрем (Виноградов-Лакербая), имеющий богатый опыт управления монастырем. 16 марта с.г. отец Виссарион и отец Ефрем были приняты Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, который удовлетворил просьбу абхазского священства и благословил игумена Ефрема на служение в Абхазии. 31 марта игумен Ефрем прибыл в Абхазию и отцом Виссарионом был представлен эконому обители иеромонаху Андрею и братии монастыря. Во время этой встречи было принято решение созвать Церковный совет для утверждения игумена Ефрема в должности настоятеля Новоафонского монастыря. На следующий день, 1 апреля, на заседании Церковного совета управляющий Сухумо-Пицундской епархии иерей Виссарион (Аплиа) представил игумена Ефрема членам Церковного совета и попросил всех высказаться по поводу выдвинутой кандидатуры. Все присутствующие священнослужители, в том числе и о.Андрей, подтвердили свое первоначальное желание видеть игумена Ефрема в качестве настоятеля Новоафонского монастыря. При этом иеромонах Андрей предложил принять решение по этому вопросу на Церковном собрании, поскольку по уставу Сухумо-Пицундской епархии, лишь Церковное собрание правомочно принимать подобные решения. Церковное собрание было назначено на 4 апреля. Однако уже 2 апреля стало известно, что отец Андрей поменял свои намерения покинуть монастырь и принимает меры к созыву схода мирян с целью воспрепятствования принятию решения Церковным собранием.

Узнав о готовящемся собрании людей, с целью предотвращения конфликта президент Республики Абхазия Сергей Багапш пригласил иерея Виссариона и иеромонаха Андрея на беседу. Президент настоятельно рекомендовал иеромонаху Андрею не проводить несанкционированного митинга по вопросу, который может быть решен исключительно на уровне руководства епархии. При этом иеромонах Андрей заверил президента, что он не имеет отношения к предполагаемому мероприятию. Тем не менее, 4 апреля в монастыре собралось около 150 человек, в массе своей не имеющих никакого отношения к решаемому вопросу. К сожалению, несмотря на свои заверения, отец Андрей играл ведущую роль на этом мероприятии и дезинформировал собравшихся, утверждая, что отец Ефрем назначен настоятелем Новоафонского монастыря Святейшим Патриархом Кириллом. Разумеется, этого не было и не могло быть, т.к. Новоафонский монастырь не находится в каноническом ведении Московской патриархии.

Ново-Афонский монастырь в соответствии со статьей 1.2 Устава является каноническим подразделением и частью Абхазской православной церкви. Этим же Уставом определено, что и.о. Управляющего Пицундской и Сухумской Епархией осуществляет общее руководство приходами, монастырями и утверждает на местах служений настоятелей храмов и монастырей. Высший же орган управления Абхазской православной церкви - Церковное Собрание - принимает решения о жизни приходов и монастырей. Именно поэтому, как и было намечено, 4 апреля с.г. в г. Сухуме, в кафедральном соборе состоялось Церковное собрание, на котором, все собравшиеся единодушно выразили удовлетворение в связи с решением Церковного Совета о назначении игумена Ефрема настоятелем Ново-Афонского монастыря. Единственным священнослужителем, не явившимся, на Церковное Собрание, был отец Андрей, который в это же время фактически возглавлял несанкционированный митинг".

Из информации в газете "Нужная" следует, что отец Андрей (Ампар) на пресс-конференции в АРСМИРА рассказал, что был настоятелем Новоафонского монастыря с 1999 года, но три года назад по настоянию отца Виссариона оставил эту должность и нес послушание эконома монастыря. Он уточнил, что не был изначально против кандидатуры отца Ефрема, но ожидал, что тот приедет в монастырь, и, познакомившись с ним, братия примет самостоятельное решение о назначении или неназначении настоятеля. "Именно такое право было закреплено за братией в уставе монастыря изначально, когда он был основан в конце XIX века русскими монахами, приехавшими со святой горы Афон в Греции. При этом братии не понравилось то, что за их спинами отец Виссарион повез отца Ефрема в Москву представлять патриарху Кириллу, а тот, по их словам, стал давать ему указания, что должно быть, а что нет в монастыре. Не должно быть ничего византийского и греческого, упор надо делать на славянский стиль, в том числе и в одежде священников на богослужении", - сказал он. Он также отметил, что братии и мирянам, пришедшим на сход в Новом Афоне 4 апреля, не понравилось и то, что отец Ефрем будет вести богослужения не на абхазском языке, а на церковнославянском.

Отметим также, что 15 апреля Общественная палата Республики Абхазия провела слушания, посвященные сложившейся кризисной ситуации в АПЦ. На слушания были приглашены представители Епархиального совета АПЦ, однако никто из них, в том числе и глава АПЦ иерей Виссарион (Аплиа), являющийся членом Общественной палаты, не пришли, сообщает "Апсныпресс". По информации абхазских СМИ они мотивировали свое решение нежеланием участвовать в публичных дебатах во время Великого поста, но в эфире Абхазского телевидения выступили с критикой в адрес отца Андрея (Ампар).

Тем не менее, разговор состоялся, сообщает "Эхо Кавказа". В ходе его известный писатель Алексей Гогуа особо подчеркнул важность церковной службы на абхазском языке, учета абхазской национальной эстетики в церковном богослужении. "Понимая важную роль церкви в духовно-нравственном развитии общества и считая недопустимым дальнейшее усугубление кризиса, участники слушаний обратились к духовенству Абхазской православной церкви с предложениями: 1. Приостановить решения Церковного совета Пицундской и Сухумской епархии АПЦ от 4 апреля 2011 г. о назначении игумена Ефрема (Виноградова) настоятелем монастыря Святого Апостола Симона Кананита; Духовного собора монастыря Святого Апостола Симона Кананита от 4 апреля 2011г. об избрании настоятелем иеромонаха Андрея (Ампар); Общего собрания Абхазской православной церкви от 6 апреля 2011 г. об отстранении отца Андрея от всех занимаемых им должностей. 2. Возобновить диалог между всеми представителями духовенства Абхазской православной церкви. 3. Вместе с представителями широкой общественности Республики Абхазия начать подготовку к проведению Церковно-народного собрания, посвященного будущему Абхазской православной церкви".

На днях с заявлением в адрес АПЦ выступил также председатель Партии экономического развития Абхазии Беслан Бутба. "Для меня абсолютно очевидно, что ни в коем случае не следует предпринимать никаких поспешных и необдуманных действий, которые могли бы подорвать отношения нашей церкви с Московским Патриархатом. Поскольку без пастырской поддержки и братской помощи Русской православной церкви было бы очень трудно наладить нормальную церковную жизнь в Абхазии. Кроме того, на мой взгляд, было бы несправедливо не признать большие заслуги в становлении и развитии Абхазской православной церкви ее главы - иерея Виссариона Аплиа. В самое тяжелое время он всегда был рядом со своим народом. В сложных послевоенных условиях он сумел, по сути, заново выстроить церковную структуру, в несколько раз увеличить число действующих приходов и наладить тесное сотрудничество с РПЦ. Неслучайно о. Виссарион пользуется поддержкой подавляющего большинства православных мирян и клириков Абхазии ", - цитирует его слова официальный сайт партии "ЭРА".

Газета "Нужная" также сообщает, что 15 мая в Новом Афоне всенародно будет определен статус абхазской церкви, оспорить который не сможет никто, даже с самыми широкими полномочиями. К этому времени из Греции приедет и отец Дорофей (Дбар), вынужденно покинувший Абхазию и с именем которого связываются реформы в абхазской церкви.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.