На вопросы ИА REGNUM отвечает политолог, депутат Милли Меджлиса Азербайджанской Республики Расим Мусабеков:

ИА REGNUM: Как Вы оцениваете по ситуации на данный момент состояние и перспективы переговорного процесса по мирному урегулированию карабахской проблемы?

На первый взгляд, оснований для оптимизма в отношении скорого прорыва в мирном урегулировании - нет. Даже в отношении основополагающих аспектов урегулирования, которые отражены в известных "Мадридских принципах" до конца договориться не удается. Хотя державы-сопредседатели в прошлом году, сделав соответствующие заявления в Мускоко, а затем на саммите ОБСЕ в Астане (к нему присоединились президенты Азербайджана и Армении) как бы закрепили уже согласованные положения трехлетнего переговорного марафона, но переход к основному этапу - непосредственно к рамочному мирному договору, затягивается.

Новый 2011 год начался с энергичных действий стран-посредников. В январе прошла трехсторонняя встреча глав МИД России, Азербайджан и Армении в Москве. Затем в Сочи также в трехстороннем формате прошли переговоры Алиева, Саргсяна и Медведева. Сопредседатели Минской группы уже совершили два визита в регион. В заявлении, опубликованном по итогам последнего визита, прямо отмечается, что настало время сторонам принять Мадридские принципы и перейти непосредственно к работе над рамочным мирным соглашением. Такое заявление они сделали впервые. Также следует отметить, что после Сочинской встречи президентов впервые за последнее время стороны в комментариях были сдержанно позитивны.

Параллельно опубликован доклад полевой оценочной миссии ОБСЕ и ООН, которая ознакомилась с ситуацией на оккупированных территориях вокруг Нагорного Карабаха. Выводы доклада, даже дипломатично-сглаженные, ухудшают для армян международный фон. Также в ежегодном докладе о ситуации с правами человека в мире Госдепартамент США прямо отметил факт оккупации армянами азербайджанских территорий, причем имея в виду не только карабахских сепаратистов, но и непосредственно Республику Армению.

По существу 2011 год должен стать поворотным - к миру или новой вооруженной конфронтации. Ведь со следующего года в Армении начинается избирательный марафон (парламентские, затем президентские выборы). Затем аналогичный цикл стартует в Азербайджане. В год выборов политики не склонны принимать решения, которые могут стать предметом политических спекуляций со стороны оппозиционных групп.

Переговоры продолжаются, но военные приготовления ведутся с нарастающей интенсивностью. Многозначительно, что накануне приезда Минской группы в регион, сперва армяне провели военные учения на оккупированных территориях, а затем в момент, когда президент Ильхам Алиев принимал членов Минской группы, министр обороны Сафар Абиев руководил масштабными военными учениями, с использованием военных штурмовиков и ударных вертолетов непосредственно на линии временного прекращения огня карабахского фронта.

ИА REGNUM: Как Вы оцениваете влияние революционных событий в арабском мире на процессы на постсоветском пространстве и, в частности, в Азербайджане?

Понятно, что в Азербайджане, как и в других постсоветских странах, процессы в арабских странах привлекли повышенное внимание. О проекции этих событий на наши страны, тем более об "эффекте домино" говорить не приходится. Все же наша ментальность, традиции, состояние социума принципиально отличаются от арабских. Тем более, что прямого воздействия социальных сетей арабского сегмента интернета, а также трансляций популярных телеканалов Аль-Джазира и Ал-Арабия из-за незнания арабского языка не происходит.

Однако определенное воздействие и уроки арабских событий для наших стран неизбежны. Главное, что должно насторожить властвующие элиты, - внезапный характер этих процессов и скоротечный крах персоналистских арабских режимов. Ведь не секрет, что арабские режимы в Тунисе, Египте, Сирии, Иордании, которые обрели независимость на несколько десятилетий раньше, где экономический рост и определенная модернизация протекала без политической демократизации, представлялись для многих стран постсоветского пространства возможной цивилизационной альтернативой западной либерально-демократической модели. Теперь правителям и элитам постсоветских стран (в особенности мусульманских), нужно крепко призадуматься, куда направлять государственный корабль, к каким переменам заблаговременно готовиться и адаптироваться.

ИА REGNUM: Во всяком случае, чувствуется, что градус политической активности в Азербайджане стал на порядок выше. Активизировались не только оппозиция, настроенная на революционные изменения, но и властные структуры, актуализировавшие тему реформ. Как бы Вы оценили реформаторские начинания в Азербайджане и перспективы в этой области? Говорить о масштабных реформах в Азербайджане пока что было бы большим преувеличением. Очевидно, что события в арабских странах подтолкнули власти к проведению ряда мер, которые должны снизить социальную напряженность. Среди них такие, как списание задолженности за воду (около 300 миллионов долларов), программа развития поселков Апшерона (обрамляющих столицу - Баку), а также осуществление антикоррупционных мер. Власти в лице президента Ильхама Алиева интенсивно знакомятся с положением дел на местах. Объявлено о повышении заработной платы и пенсий. Разрабатывается специальная программа поддержки молодежи. Принимая во внимание высокий уровень цен на нефть и газ, приток средств в бюджет превышает прогнозные наметки, так что проблем с финансированием правительство не испытывает.

Я бы не стал связывать эти меры правительства со страхами перед оппозицией. Азербайджанская оппозиция настолько обессилена, что предпринимаемые ею действия по консолидации и попытки проведения митингов (слабые, если не сказать - жалкие) являются скорей реанимационными потугами, чем демонстрацией силы и претензии на власть. Однако власти помнят, что и в арабских странах инициаторами противостояния с властями стали не традиционные оппозиционные силы, а спонтанно организовавшиеся группы, причем процессы вспыхнули внезапно и неожиданно приобрели широкий размах. Поэтому наблюдаемая чрезмерная реакция властей на несанкционированные протестные акции имеет причиной именно это обстоятельство, а не страх к пытающейся активизироваться оппозиции.

Полагаю, что после того, как власти Азербайджана убедятся, что сохраняют полный контроль над ситуацией, а также после того, как арабские "революции" устаканятся, в повестку дня могут быть поставлены вопросы осторожного реформирования политической системы. С тем, чтобы укрепить механизмы обратной связи "власть-общество", чтобы заработали "социальные лифты" и прочие действия, которые квалифицируются понятием "демократизация".