Надежды на быстрое падение режима Каддафи в рядах западной антиливийской военной коалиции сменились опасениями затянувшейся тупиковой ситуации. Начинают сбываться самые мрачные прогнозы, с которыми, в частности, выступал глава правительства Турции Реджеп Тайип Эрдоган: о возможности афганизации или иракизации ливийского кризиса. На второй план стали отходить и изначально взятые Западом на вооружение лозунги о необходимости "демократизации" ливийского режима. По мере развития событий становится все более очевидным тот факт, что Каддафи и его противники - политические ягоды одного поля. Более того, на брифинге по итогам заседания Совета Россия-НАТО глава МИД Сергей Лавров сделал важное предупреждение. По его словам, ситуацией в Ливии может воспользоваться "Аль-Каида". "К сожалению, есть информация, что для "Аль-Каиды" и других террористов есть возможность воспользоваться нынешней ситуацией в Ливии, - отметил глава российского МИД. - Это еще один повод для того, чтобы максимально бдительно подходить к тому, кто и что делает, и максимально взвешенно относиться даже к словам, которые звучат".

А слова звучат самые парадоксальные и дела творятся невероятные. С одной стороны, лидеры ливийских повстанцев провели в Дохе встречи с западными, арабскими и африканскими политиками и предупредили, "что НАТО мало им помогает". С другой - Великобритания и Франция заявили о желании, чтобы больше стран и самолетов патрулировали воздушное пространство над Ливией, чтобы уничтожить тяжелое вооружение Каддафи. Однако Бельгия считает, что в этом нет необходимости. Лидеры США, Великобритании и Франции выступили с заявлением и о том, что военная операция в Ливии будет продолжаться до тех пор, пока полковник Каддафи не покинет свой пост. Вместе с тем месяц назад в планы Обамы, Саркози, Кэмерона и некоторых других лидеров стран, участвующих в бомбежке Ливии, не входило свержение режима полковника. Да и сейчас США, выступая с заявлениями и комментариями, все дальше дистанцируются от своей позиции лидера в международной коалиции. "Президент верит в то, что НАТО и коалиция, партнером в которой мы остаемся, способна осуществить миссию, заключающуюся в поддержании бесполетной зоны, обеспечении военного эмбарго и защите гражданского населения", - заявил в этой связи пресс-секретарь Белого дома Джей Карней. Но по оценке военных экспертов, решение администрации Барака Обамы использовать американские силы исключительно во вспомогательной роли в воздушной кампании гарантирует затяжную ситуацию в Ливии.

Более того, по поводу оценок событий в Ливии нет единодушия в самом НАТО. Об этом свидетельствует недавняя встреча в Берлине глав внешнеполитических ведомств государств, входящих в состав Североатлантического альянса. На саммите генсек НАТО настаивал в необходимости расширения масштабов военной операции в Ливии. По его словам, это надо якобы для защиты мирного населения Ливии, хотя европейские СМИ не скрывают, что в ходе бомбардировок Ливии гибнут мирные граждане. В ответ генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен высказал уверенность, что удары должны быть точнее, но для этого, как выясняется, "нужна более сложная военная техника, чтобы избежать жертв среди мирного населения". Но и это ещё не всё.

Члены НАТО - Турция и Германия - считают, что решение вопроса с помощью бомбардировок ни к чему не приведут и настаивают на мирном урегулировании проблемы. Италия без каких-либо громких демаршей отказалась участвовать в бомбардировках. Испания, напротив, продлила до лета срок военной поддержки операции. Штабу, осуществляющему руководство операцией, так и не удается наладить координацию между коалицией и ливийской оппозицией в Бенгази.

Таким образом, прямо на глазах выхолащивается не только смысл антиливийской военной операции, но и резко падает качество западной дипломатии. Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что Москва одобрила (воздержалась при голосовании, а не ветировала) резолюцию СБ ООН по Ливии, но в документе не сказано, что НАТО должно бомбить страну. Он призвал к строгому выполнению документа ООН. Эту позицию Сергей Лавров изложил натовским коллегам, хотя, как известно, Москва не участвует в ливийской военной операции.

Что дальше? По оценке сотрудницы Белого дома в администрации Джорджа Буша Кэти Макфарлэнд, "Каддафи грамотно ведет шахматную партию, поскольку уверен, что американцы, британцы, французы не решатся на ведение сухопутной операции - каждый в силу своих внутренних политических соображений". Поэтому для Каддафи безуспешность действий западной вооруженной коалиции - звездный час и он вряд ли проявит в такой ситуации готовность уйти с политической сцены. Наоборот, развитие событий в Ливии уже сказывается не только на бурных процессах в странах Ближнего Востока, но и может отразиться на политической судьбе президента Франции Николая Саркози, выступившего в роли "архитектора" ливийского кризиса, и недавно пришедшего к власти нового британского кабинета. Их так называемая "новаторская" стратегия действий в отношении Триполи вместо ожидаемой быстрой победы завела всех в тупик.

Неслучайно в европейских СМИ активно обсуждаются некоторые варианты дальнейшего развития событий. Есть так называемый оптимальный сценарий - предполагается падение режима в Триполи и бегство Каддафи. Однако в виду военной и политической "патовой ситуации", сложившейся между оппозицией и Каддафи, такой ход событий маловероятен по нескольким причинам. Одна из них: необходимо достаточно полно вооружить оппозицию, приставить к ней военных советников, что означает масштабное развертывание наземных боевых действий. Однако в ряды оппозиции инкорпорировались радикальные исламисты, о чем еще раз напомнил Сергей Лавров. Поэтому вместо фронта против Каддафи участники международной военной коалиции могут получить другую, "неожиданную войну" на южных рубежах Европы.

Второй - "европейский" сценарий - близок к первому: ООН обращается за помощью к ЕС. Европейские военные, под предлогом доставки гуманитарных грузов, втягиваются в войну с войсками Каддафи, после чего НАТО разворачивает наземную военную операцию. Однако, это тоже маловероятно, поскольку Турция или Германия и, возможно, даже Италия, могут блокировать этот сценарий. К тому же наземную операцию исключает действующая резолюция ООН. Неслучайно министр обороны Франции Жерар Лонге заявил, что для свержения Каддафи необходима новая резолюция Совета Безопасности ООН. Напомним, что резолюция №1973, на основании которой была начата нынешняя операция в Ливии, позволяет участникам международной коалиции предпринимать "любые меры для защиты ливийского мирного населения", кроме военной оккупации страны. К тому же в резолюции ничего не сказано о смене власти в Ливии. Да и новая редакция резолюции СБ ООН вряд ли на сей будет проходить так гладко, как было первоначально. Китай и Россия могут наложить вето. Наконец, сценарий перемирия. Но "дорожные карты", предложенные сначала Турцией и вслед за ней и Африканским союзом, были отвергнуты опирающимися, прежде всего, на Париж и Лондон оппозиционными силами. К тому же Турция, примкнув к вооруженной коалиции, бросила на алтарь союзнических интересов свой миротворческий потенциал и вряд ли в будущем окажется способной выполнить посредническую миссию. Поэтому на Западе начинают все больше поглядывать в сторону России и Китая. Во всяком случае, страны БРИКС на саммите в Китае осудили натовскую военную операцию в Ливии, заявив, что она выходит далеко за рамки выданного ООН мандата. Да и официальный Триполи также не раз заявлял, что участники коалиции не поддерживают над Ливией "бесполетную зону", а заняли сторону повстанцев и работают у противников режима в качестве сил воздушной поддержки. Но появится ли желание у Москвы и Пекина таскать для Запада каштаны из "ливийского огня" - вопрос, на который еще пока нет ответа.