Минская группа ОБСЕ 14 апреля выступила с очередным заявлением по процессу урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Посредники заявили, что "настало время для завершения и утверждения базовых (Мадридских - ред.) принципов урегулирования и перехода к разработке мирного соглашения по нагорно-карабахскому конфликту". В документе сообщается, что в конце апреля сопредседатели МГ ОБСЕ посетят Вашингтон для проведения консультаций с высшими должностными лицами правительства США, а также для обсуждения "статуса прогресса в вопросе мирного урегулирования". Ранее азербайджанские СМИ сообщали, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ в Вашингтоне проведут встречу с госсекретарем США Хиллари Клинтон.

В ожидании отчета посредников, США активизировали свою риторику по "несвязанной" с карабахской проблемой теме - армяно-турецкому урегулированию. В частности, посол США в Турции Фрэнсис Рикардоне заявил, что Вашингтон поддерживает идею создания совместной комиссии историков и экспертов из Турции и Армении по изучению событий 1915 года. Кажется, американское внешнеполитическое ведомство готовится до 24 апреля, а именно в этот день армяне скорбят по жертвам геноцида в Османской империи, "выстрелить" по позициям Армении привычным дуплетом - во-первых, констатировать завершение процесса согласования Мадридских принципов по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, а заодно дать новое дыхание армяно-турецкому "примирению". Это освободит американские власти от неприятной необходимости оправдываться перед армянской общиной США за непризнание геноцида, а самое главное - способствует росту симпатий Турции. В последнее время Анкара откровенно торпедирует американские позиции в регионе, наращивая с одной стороны диалог с Ираном, с другой - давление на Израиль.

Несмотря на демонстративную активность России в процессе урегулирования карабахской проблемы, совершенно очевидно, что такие полномочия России лишь делегированы другими участниками переговорного процесса - США и Францией. Однако главным заказчиком в карабахской теме остается Турция, которая демонстративно торпедировала Цюрихские протоколы, подписанные с Арменией в октябре 2010 года при посредничестве США, мотивируя свои действия безрезультатностью карабахского переговорного процесса. Принятие Мадридских принципов и выход на выработку всеобъемлющего мирного договора между Ереваном и Баку может стимулировать возобновление армяно-турецкого процесса, а значит и спасет лицо Хиллари Клинтон и ее ведомства в данном вопросе.

Важнейшей характеристикой текущего процесса является тот факт, что он развивается на фоне публичного давления со стороны Баку и Анкары. Если давление с азербайджанской стороны носит демагогический и эмоциональный характер, то наступательная политика Турции очевидна и опасна. Она не оставляет ни единого шанса на получение не только политических или экономических, но даже и формальных дипломатических дивидендов для Армении. С точки зрения развития стратегической ситуации в Закавказье, разблокирование ситуации вокруг Карабаха в текущих политических условиях ущербно и для России. Как уже неоднократно говорилось, Россия, путь в регион для которой заблокирован Грузией, в случае открытия армяно-турецкой границы и гашения угроз безопасности вокруг Карабаха станет свидетелем динамичного развития коммуникационного коридора Восток-Запад, в том числе проекта NABUCCO, к которому уже присоединилась Туркмения.

Однако уже сегодня можно прогнозировать, что вялотекущий, несмотря на многочисленные встречи посредников, глав МИД и президентов, процесс урегулирования карабахского конфликта, с подписанием Мадридских принципов, получит мощнейший импульс и динамику. Любой армянский или азербайджанский политик, кто попробует вести его в нужном для себя ритме, будет сметен с политической арены. Близкие к переговорам источники заявляют, что после встреч президентов Армении и Азербайджана в Астрахани и Сочи, Мадридский документ был скорректирован, однако есть все основания полагать, что основные его параметры сохранились неизменными. А они предполагают:

1. Возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана;

2. Наделение Нагорного Карабаха промежуточным статусом, обеспечение гарантий безопасности и самоуправления; (которые и без того действуют)

3. Открытие коридора между Арменией и Нагорным Карабахом; (который и без того открыт)

4. Определение в будущем окончательного правового статуса Нагорного Карабаха на основе юридически обязательного волеизъявления;

5. Обеспечение права всех внутренне перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места их прежнего проживания; (о возвращении армянских беженцев в Баку речи не идет)

6. Международные гарантии безопасности, в том числе, операции по поддержанию мира.

Как видим, прикладными будут пункты об отводе армянских сил, вводе миротворцев и возвращении азербайджанцев в НКР. 4-ый, принципиальный пункт, касается определения окончательного статуса Нагорного Карабаха. Вот что заявил по этому поводу президент Азербайджана Ильхам Алиев буквально за два дня до вышеуказанного заявления сопредседателей МГ ОБСЕ: "... еще раз хочу сказать: предоставление сейчас или когда-либо независимости Нагорному Карабаху невозможно. Это не является и не будет темой переговоров". При этом, Алиев подчеркнул, что армянская сторона использует все возможности для затягивания переговоров. "Согласованные на определенном этапе вопросы вновь выдвигаются ими за столом переговоров, и они отступают от ранее согласованных вопросов. То есть хотят, чтобы этот процесс был бесконечным, постоянным, вечным, чтобы эти переговоры шли постоянно, и будто Армения ведет себя на переговорах конструктивно. Хотя мы неоднократно говорили, что Армения не искренна на переговорах. Их целью является не решение вопроса. Их цель заключается в том, чтобы как можно дольше удерживать под своим контролем оккупированные земли и в будущем превратить ситуацию де-факто в ситуацию де-юре...".

Таким образом, Ильхам Алиев фактически изначально предопределяет исход переговорного процесса по части стержневого вопроса, который, собственно, и является причиной конфликта. Подписание базовых принципов в указанном виде совершенно не гарантирует Армении и, самое главное, Нагорному Карабаху позитивного исхода переговорного процесса. Более того, недавний отчет Госдепа США по правам человека в Армении специально акцентирует внимание всех втянутых в конфликт сторон на том, что Вашингтон считает армян Нагорного Карабаха - "сепаратистами, держащими под оккупацией нагорно-карабахский регион Азербайджана". Последующее заявление посла США в Армении Мари Йованович о том, что госдеповский документ "никоим образом не предопределяет итоги переговорного процесса между Арменией и Азербайджаном в рамках Минской группы ОБСЕ" - чистой воды профанация. Какие могут быть переговоры с "сепаратистами" и "оккупантами"!?

Однако, как мы видим, раз за разом Ильхам Алиев садится за стол переговоров, подписывает какие-то пустые документы, которые затем представляются успехом посреднической миссии Дмитрия Медведева, а ситуация в зоне конфликта лишь ухудшается. Давление нарастает. Одновременно при американской поддержке держится в напряжении внутриполитическое поле и Армении, и Азербайджана.

15 апреля посол США в Ереване Йованович заявила о прекращении программы финансирования сельского хозяйства Армении правительственным фондом "Вызовы тысячелетия". В качестве причины она назвала "недостатки в системе управления страной", в число которых входят "проблемы со свободой СМИ, проведением выборов и организацией митингов". Незадолго до этого, в преддверии многотысячных митингов оппозиции, американский дипломат ежедневно транслировала призывы к активизации "гражданского общества", которое способно "сворачивать горы". Сомнений в таких способностях гражданского общества, подпиткой которого уже целое десятилетие занимаются США посредством различных неправительственных организаций и фондов, нет ни у кого. Нет и иллюзий относительного того, что все согласованные и подписанные под эгидой США документы могут затем быть неожиданно дезавуированы самими подписантами. Это однозначно продемонстрировал Цюрихский процесс и канувшие в Лету армяно-турецкие протоколы, впрочем, как и подписанные на высшем уровне заявления о создании мер доверия и планы по отводу снайперов из зоны карабахского конфликта.