С 1 по 14 апреля Владивостокской таможней было выявлено 49 радиационно-опасных объектов, прибывших из Японии, с повышенным уровнем ионизирующих излучений относительно естественного радиационного фона, в том числе: 47 автомобилей (легковых и грузовых), 1 погрузчик, 1 кузов микроавтобуса. Об этом 14 апреля сообщил начальник отдела таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Владивостокской таможни Александр Помыканов, который отметил, что превышение над уровнем естественного радиационного фона по гамма-излучению составляет от 2-3 до 6 раз, а у некоторых автотранспортных средств и больше. Также обнаружено поверхностное загрязнение бета-активными радионуклидами - от 20-50 частиц/кв. см х мин., а на некоторых до 100 и более.

Автомобили с повышенным радиационным фоном, задержанные в порту Владивосток, и ожидающие затягивающегося решения территориального Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, стоят на открытой площадке. Как прокомментировали специалисты таможни, авто загрязнены бета-активными радионуклидами, а эти частицы легко смываются водой и при первых осадках могут попасть в почву.

Как пояснили специалисты, бета излучение - это частицы с большой проникающей способностью, более того, это излучение снимаемое, то есть оно принесено из внешней среды, и человек может легко его вдохнуть, нанести на кожу, проглотить с пищей. В этом случае возникнет прямая угроза здоровью организма.

"Решение по этим машинам должны принимать Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю, потому как они являются компетентным органом в сфере санитарно-эпидимиологического благополучия населения в Приморье, - говорит начальник отдела таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Дальневосточного таможенного управления Роман Фанин. - О фактах выявления радиационно-опасных объектов управление таможни их проинформировало. Специалисты Роспотребнадзора выезжали на место, сами проводили измерения, но ни о каких конкретных решениях по этому поводу нам не сообщали".

"Любой здравомыслящий человек понимает, что лучше всего вернуть эти машины обратно, поскольку смывать и очищать их опасно: вода превратиться в радиоактивные отходы, которые подлежат захоронению в специально отведенных для этого местах. Даже если пойдет дождь, то все это смоется, и будет присутствовать почве, разноситься пылью, а люди будут здесь ходить и работать. Разумеется, это нарушение норм радиационной безопасности. Кроме того, дезактивация машин - процедура достаточно дорогая, да и технология не отработана", - подытожил Александр Помыканов.

Как отметили представители таможни, вариантов дальнейшего развития событий два: либо Роспотребнадзор даст разрешение на оформление машин установленным порядком и их "выпустят" в город, либо вынесет предписание на вывоз авто из России обратно в Японию.