Политика: "Приход ЛДПМ к власти означал не начало модернизации и демократизации Молдавии, а смену одного авторитарного режима на другой". Винный экспорт: "Владимир Филат чуть было не спровоцировал межгосударственный скандал с Белоруссией". Молдавско-приднестровское урегулирование: Отказ Молдавии от Приднестровья невозможен "пока Приднестровье не признают соседние государства и определенное число других государств". Молдавия - Приднестровье: "Русские дипломаты показывают незнание основных тонкостей, скрывающихся в понятии "приднестровская проблема".

Политика: "Приход ЛДПМ к власти означал не начало модернизации и демократизации Молдавии, а смену одного авторитарного режима на другой"

Либерально-демократическая партия провозгласила новые партийные задачи, пишут "Молдавские ведомости". Самая главная из них - модернизация всех уровней государственной власти. Но прежде ЛДПМ намерена получить большинство на местных выборах 5 июня. А затем - года через два - либеральные демократы собираются определить для Молдавии место в новой геополитической архитектуре мира. Такой сценарий для ЛДПМ обозначил ее председатель Владимир Филат на очередном съезде партии.

Как торжественно объявил Владимир Филат, ЛДПМ выполнила основную задачу, поставленную перед партией предыдущим съездом - стала главной в стране политической силой демократической направленности, продолжают "Молдавские ведомости". Главный либерал-демократ напомнил, как в 2007-м никто не верил в перспективы ЛДПМ, затем привел - в цифрах - подтверждения роста доверия к партии, ну а потом поручил соратникам судьбу Молдавии. В речи Филата внутрипартийные задачи переплелись с внутригосударственными приоритетами прочно и естественно. Лейтмотив - реформы: в госуправлении, правоохранительной сфере, образовании, здравоохранении, приднестровском урегулировании... Весь перечень областей, требующих реформирования, совпал с направлениями, которые курируют в правительстве министры от ЛДПМ. Реформы ускорят модернизацию всех ветвей власти, увлекал перспективами Филат. Однако председатель партии и правительства предостерег товарищей от иллюзии легкости предстоящего пути. Чтобы все удалось, нужно проводить привлекательную партийную политику, прежде всего в регионах, где живут представители немолдавских национальностей, наставлял Владимир Филат. И даже подал пример: сказал несколько слов на гагаузском языке. Ну а когда все будет реформировано и модернизировано, Молдавия сможет претендовать на место в международной семье полноценных демократических государств. Правда, до этого далековато. Наверняка за это время ЛДПМ еще успеет провести один-два съезда. Поэтому особо на этой теме председатель не останавливался, решил приберечь лозунги на будущее.

Ближайшая задача ЛДПМ - победа на местных выборах, пишут "Молдавские ведомости". Владимир Филат ждет от соратников лидерства во всех районах страны. Помочь либеральным демократам в достижении этой цели взялся и Альянс "Наша Молдова". В субботу, 9 апреля, IX съезд АНМ окончательно утвердил слияние этой партии с ЛДПМ. А уже 10-го Филат заявил, что "Альянса "Наша Молдова" больше не существует, есть новые члены ЛДПМ". Как полагают аналитики, после двух волн кризиса внутри АНМ бывший лидер партии Серафим Урекян готов довольствоваться даже более-менее проходным местом в будущем избирательном списке ЛДПМ на парламентских выборах. Урекян уже кое-где поговаривает, что ждать их следует ближайшей осенью.

А между тем либеральные демократы понесли после очередного слияния серьезную потерю, продолжают "Молдавские ведомости". ЛДПМ покинул один из ее основателей - первый вице-председатель Александр Тэнасе. Как он сообщил участникам съезда, политическая деятельность недопустима на том посту, на который он уходит с должности министра юстиции. Александр Тэнасе надумал перейти в Конституционный суд меньше месяца назад - по странному совпадению как раз тогда, когда Владимир Филат затеял походы по министерствам с целью проверки их деятельности по осуществлению реформ. Наблюдатели тут же вынесли вердикт: Тэнасе, заявив самую масштабную реформу - судебной и правоохранительной системы, просто с ней не справляется. Мол, вместо того, чтобы подготовить тактический пошаговый план реформирования одной из самых кастовых и коррумпированных систем, он взялся размахивать шашкой в расчете на быстрый результат. "Тэнасе собирался резать по живому, не сформировал поддержки своих планов внутри судейского корпуса и, как следствие, настроил против себя большинство тех, с кем должен был бы реформы проводить", - говорит директор ассоциации ADEPT Игорь Боцан. "Тэнасе не желал идти на компромиссы, подобно тому, как это делает Филат, - называет еще одну причину решения экс-министра юстиции и бывшего первого вице-председателя ЛДПМ глава организации ProMoldova Роман Михаеш. - Он был против того, что партия втягивает в себя не лучших представителей бывшей номенклатуры, он не представлял себя рядом, например, с Урекяном". "Тэнасе так и не вырос из юриста в политика, он остался романтиком, преданным идеалам того периода ЛДПМ, когда она зарождалась как партия идеалистов-преобразователей. Он не смог смириться с тем, что она превращается в бюрократическую партийную корпорацию", - полагает политический аналитик Виктор Гурэу.

Сам Александр Тэнасе все эти версии так или иначе подтверждает, пишут "Молдавские ведомости". В одном из интервью он признал, что при идейном сходстве он расходился в последнее время с другими руководителями ЛДПМ по многим вопросам. В частности, касающимся внутрипартийной политики, баланса личных и партийных интересов и даже событий 7 апреля. Заметив, что компромиссам он предпочитает временное отступление на шаг назад, Тэнасе фактически обозначил главный пункт противоречий с лидером партии Филатом. Первый вице-председатель был против вторичного союза с либералами и демократами. "В последнее время отношения между Филатом и Тэнасе стали невыносимыми, и Тэнасе предпочел уйти", - заметили источники, знающие состояние дел в ЛДПМ изнутри. Вместе с уходом Тэнасе Либерально-демократическая партия потеряла огромную долю пассионарности. Обаянием Тэнасе-трибуна в ЛДПМ мало кто обладает. Его место рядом с председателем партии занял Юрий Лянкэ, министр иностранных дел и евроинтеграции. Нашелся и более надежный, чем Тэнасе, кандидат от ЛДПМ в мэры столицы.

Озвученное в пятницу на заседании правительства неожиданное решение о назначении министра юстиции и первого заместителя председателя Либерально-демократической партии Александра Тэнасе на должность судьи Конституционного суда и прямо вытекающий из этого уход господина Тэнасе из политики продолжает вызывать множество толкований в молдавской политической и экспертной среде, пишет "Коммерсантъ-Молдова". В кулуарах циркулируют различные версии. По одной из них, после ухода из ЛДПМ Александр Тэнасе становится подходящей компромиссной кандидатурой на роль "непартийного президента", на чем настаивают коммунисты. По другой - главную роль отводят первому вице-спикеру и одному из лидеров Демпартии Владимиру Плахотнюку, якобы сделавшему господину Тэнасе некое "предложение, от которого тот не смог отказаться".

Еще несколько недель назад Александр Тэнасе, стоявший у истоков создания ЛДПМ в 2007 году, рассматривался как наиболее вероятный кандидат от либерал-демократов на пост мэра Кишинева, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Вместе с тем на протяжении последних месяцев не прекращались и слухи о все более обостряющихся противоречиях между "вторым человеком" в ЛДПМ и лидером партии Владимиром Филатом. Оппозиционные коммунисты связывали это с ревностью, которую якобы испытывает господин Филат к своему набирающему популярность первому заместителю. В самой ЛДПМ сор предпочитали из избы не выносить, но неофициально признавали существование некоторых "стилистических расхождений" между двумя лидерами. Однако настаивали, что на то и демократия в партии, чтобы подобные вопросы решались демократично и цивилизованно.

Развязка конфликта действительно выглядела как вполне "цивилизованный развод", пишет "Коммерсантъ-Молдова". Сначала Александр Тэнасе взял самоотвод, отказавшись претендовать на кресло кишиневского градоначальника. Затем последовало назначение в Конституционный суд, подразумевающее уход господина Тэнасе и из партии, и из политики. Точка была поставлена на состоявшемся в воскресенье съезде ЛДПМ. Выступая с трибуны, Александр Тэнасе был очень эмоционален и поблагодарил уже бывших коллег по партии за совместную борьбу и работу. Данное решение, по его словам, далось ему нелегко, но в итоге в новый этап своей биографии он вступает "с легким сердцем". Делегаты съезда проводили бывшего первого зампредседателя аплодисментами.

Уже покинув партию, Александр Тэнасе позволил себе быть более откровенным относительно причин, заставивших его уйти из правительства и политики, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Господин Тэнасе, в частности, отметил, что они с премьером не сошлись во взглядах на реформы в сфере юстиции. "Я сторонник шоковой терапии, ведь мы и так опоздали на 20 лет с проведением реформ", - признался Александр Тэнасе, по словам которого заниматься написанием бесконечных стратегий и внедрением косметических мер больше нет времени. Однако этот его подход не получил поддержки. "Я мог по-прежнему ездить на служебном автомобиле и играть роль министра. Но ведь бессмысленно разрабатывать законопроекты, которые не будут утверждены", - подчеркивает бывший министр юстиции. По словам Александра Тэнасе, он поделился своим недовольством с премьер-министром, однако к единому мнению прийти не удалось. Тем не менее, на Владимира Филата, с которым он "учился на одном факультете и жил в одном общежитии", Тэнасе зла не держит. "Мы прошли вместе многие сложные моменты, поэтому я не буду его критиковать, несмотря на различные взгляды, и надеюсь на сохранение хороших отношений и впредь", - отметил господин Тэнасе. А своим преемником на посту министра он видит человека, который "никому не создаст дискомфорта слишком большим количеством политических заявлений".

Свои последние выступления Александр Тэнасе в целом выдержал в примирительном русле, пишет "Коммерсантъ-Молдова". По случаю ухода из политики, а также Великого Поста, он выразил готовность не только простить не понявших его коллег по партии, но и оценить по заслугам политических оппонентов. Добрые слова достались и нынешнему мэру Кишинева Дорину Киртоакэ - "на его долю выпало управление мэрией в чрезвычайно сложное время, на фоне бойкота и оскорблений со стороны коммунистической власти. Не пожелал бы я себе такого мандата". Похвалы удостоился и главный оппонент господина Киртоакэ в нынешней кампании - кандидат от Партии коммунистов Игорь Додон: "У коммунистов впервые появился реальный кандидат, а не перчатка или кукла, которой кто-то управляет". Говоря о собственных планах, Александр Тэнасе отметил, что уже на следующей неделе он принесет присягу перед депутатами парламента и приступит к обязанностям судьи Конституционного суда, намереваясь "активизировать работу КС". "В суде я сумею сделать много полезного, поскольку там буду более независимым, чем в правительстве", - уверен господин Тэнасе.

По мнению наблюдателей, уход Александра Тэнасе в любом случае ослабит и правительство, и Либерально-демократическую партию, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Тем более что ранее, при таких же не до конца понятных обстоятельствах, партию покинул еще один видный юрист - Виталий Нагачевски. Экс-депутат парламента, член политбюро Христианско-демократической народной партии Юрий Рошка считает это тревожным признаком для ЛДПМ: "Не все так благополучно в этой партии, которая хочет показать себя как самую демократическую в стране". Господин Рошка отмечает, что еще недавно "фасад" Либерально-демократической партии выглядел так: "Филат в центре, Тэнасе с Нагачевским по бокам". "Теперь ни Нагачевского, ни Тэнасе в партии нет. Остался последний солдат - Михай Годя, партийный сын Филата. Посмотрим, как долго он продержится на своем посту", - подвел итог политик.

Уход министра юстиции Александру Тэнасе из большой политики представляется событием рубежным для нынешней власти, пишет интернет-издание eNews. Вскоре все будут говорить о АЕИ-2 до и после ухода Тэнасе. До ухода - это АЕИ-2, в способность которого изменить ситуацию в стране еще кто-то верит, после - это Альянс, в который уже верить нельзя. Попытаемся домыслить и договорить то, что утаил или недосказал Александр Тэнасе в своих последних интервью.

Совершенно очевидно, что Тэнасе ушел из ЛДПМ и из политики вообще из-за "непримиримых" разногласий, как заявил он в одном из интервью, с лидером ЛДПМ Владимиром Филатом по целому ряду принципиальных вопросов, среди которых, прежде всего, отношение к реформам в стране и понимание демократии, включая внутрипартийную, продолжает eNews. Тэнасе больше не верит в то, что правительство АЕИ-2 способно провести проевропейские трансформации в Молдавии. Не желая более ассоциироваться с провалом реформ в молдавском правосудии и обществе в целом, Тэнасе уходит туда, где он в состоянии что-то изменить. В Конституционный суд. Из сказанного самим Тэнасе явствует, что в ЛДПМ нет внутрипартийной демократии. Решения принимаются лидером, а формы коллективного механизма принятия решений (фракция, различные советы, комитеты, съезды и пр.) чистая имитация демократического процесса. В этом отношении ЛДПМ не является партией нового демократического типа. Она воспроизвела традиционную (уже) молдавскую партийную структуру с жестким иерархическим подчинением всей организации одному человеку - председателю партии. ЛДПМ, не будучи сама демократической партией, не может по определению проводить демократические реформы в стране. Авторитаризм партийный рождает авторитаризм в стиле управления страной. В этом смысле приход ЛДПМ к власти означал не начало модернизации и демократизации Молдавии, а смену одного авторитарного режима на другой. Смену одного авторитарного лидера (Воронина) на другого (Филата).

Согласно Тэнасе, премьер Филат не спешил проводить реформы, в том числе в сфере правосудия, пишет eNews. Намерения Филата использовать нереформированные структуры и людей, унаследованных от предыдущей власти, в своих узкопартийных, политических целях, говорит о том, что Филат не понимает необходимости безотложных демократических трансформаций или не желает их проводить, в связи с чем возникает вопрос о его адекватности занимаемому посту и той социальной роли, истинного демократического лидера Молдавии, на которую он претендует. Уход Александра Тэнасе, человека, явственнее кого-либо другого представлявшего реформистское, демократическое крыло ЛДПМ, не просто радикальное проявление несогласия с позицией лидера партии. Это почти полная демократическая, реформаторская делегитимизация ЛДПМ и ее лидера Владимира Филата, его политики, которую с сегодняшнего дня можно смело называть "Политикой имитации реформ".

В этом смысле очень показательно то, что вместо Александра Тэнасе пост вице-председателя партии и символическое место реформатора ЛДПМ занял Юрий Лянкэ, министр иностранных дел РМ, продолжает eNews. Нормализация отношений с соседями, прорыв в сотрудничестве Молдавии и Евросоюза, серьезная финансовая поддержка Молдавии со стороны международных финансовых институтов и в первую очередь Международного валютного фонда являются единственными достижениями почти двухгодичного правления премьера Владимира Филата. Проблема в том, что и это достижения не правительства Филата, а его международных партнеров, которые авансировали свою поддержку правительству, заявившему о своем намерении интегрировать Молдавию в Европу, не дожидаясь (и не дождавшись) в ответ на свою поддержку обещанных реформ. Реформатора Тэнасе заменил автор единственных "достижений" правительства Юрий Лянкэ. Проблема в том, что эти т.н. достижения, не подкрепленные реформами в самой Молдавии (а именно об этих реформах говорил Тэнасе), вскоре превратятся в ничто. Имитация трансформаций Филата приведет к разочарованию не только внутри страны (это мы уже наблюдаем), но и за ее пределами. Помощь "заграницы" закончится или резко сократится как только станет ясно, что в Молдавии обещанные реформы не проводятся. Тактика плачущего младенца (тактика попрошайничанья зарубежных займов, кредитов, другого рода помощи и поддержки: младенец плачет - ему дают кушать), являющаяся альфой и омегой нынешней внешней и внутренней политики Молдавии, о которой недавно говорил новоиспеченный вице-председатель ЛДПМ Юрий Лянкэ, в отсутствии хоть каких-то внутренних реформ, непродуктивна даже в среднесрочной перспективе. К сожалению, у Лянкэ нет другой концепции внешней политики Молдавии, а требовать реформ от Филата так, как это делал Тэнасе, Лянкэ не сможет.

Уход Тэнасе не только проливает свет на многие процессы, происходящие внутри молдавского политического класса, в частности внутри ЛДПМ, но и поднимает ряд вопросов, пишет eNews. Первый: "Если между ним и Владимиром Филатом есть непримиримые разногласия, при этом Тэнасе выступает за внутрипартийную демократию, за реформу судебной системы, в частности Высшей судебной палаты, за трансформации в прокуратуре, за продуманные, осознанные, адаптированные к молдавской "почве" (а не бездумно заимствованные извне) реформы во всех сферах жизни молдавского общества, то за что на самом деле выступает г-н Филат?" "Если г-н Филат создал и руководит партией, в которой нет внутренней демократии, и г-н Филат не понимает, что механизм коллективного, демократического принятия решений - это неотъемлемое условие нормального функционирования любой партии в свободном обществе, то, что такая партия может дать стране, которая нуждается именно в демократических реформах?" - это вопрос второй. Вопрос третий: "Если у руководителя правительства непримиримые разногласия с главным реформатором в составе кабинета министров, разногласия, приведшие к отставке последнего, надо ли понимать, что во главе кабинета Альянса за европейскую интеграцию стоит антиреформатор, антиевропеец, не имеющий ничего общего с демократическими процедурами управления страной и европейскими реформами?" Вопрос четвертый: "Каково качество Альянса за европейскую интеграцию, если его лидер, г-н Филат, человек, который должен быть локомотивом реформ и демократических трансформаций в стране, имеет непримиримые разногласия с тем, кто самым последовательным образом выступал за реформы и демократию в Молдавии?" И вопрос пятый: "После ухода главного реформатора правительства, министра юстиции Александра Тэнасе, остается ли у правительства Филата хоть какая-то демократическая и проевропейская легитимность?"

Назначение министра юстиции Александру Тэнасе членом Конституционного суда (КС) - главная политическая новость прошедшей недели, пишет Infotag. Само по себе, это не столь важное событие, стало абсолютной неожиданностью для всех и может иметь далеко идущие последствия в политической жизни РМ. О разногласиях между председателем ЛДПМ Владом Филатом и одним из его первых заместителей Александру Тэнасе (другим первым заместителем является лидер парламентской фракции ЛДПМ Михай Годя) говорили давно, но никто не предполагал, что два лидера партии не смогут их преодолеть в целях сохранения единства партийных рядов.

Политологи теряются в догадках о причинах такой развязки, продолжает Infotag. Все видят разные причины, но большинство склоняется к тому, что "руководство ЛДПМ, по взаимному согласию, избрало менее скандальный вариант цивилизованного развода, чтобы никто не пострадал". Политолог Виктор Гурэу убежден, что "амбициозный Филат, который претендует на единоличное лидерство в стране и в партии, не мог более терпеть рядом Тэнасе - приобретающего все большую популярность". "Тэнасе рассматривался как самый подходящий кандидат ЛДПМ на пост мэра Кишинева. Его поддерживала кишиневская организация партии, лидером которой он являлся. Он мог выиграть выборы, но это не находило поддержки у Филата, который настоял на выдвижении от ЛДПМ генерального секретаря правительства Виктора Бодю. Его кандидатура - провальная, но у Филата на данный момент другой нет", - считает Гурэу.

Политолог Игорь Боцан считает, что "Тэнасе недолго задержится в КС, так как эта работа - не для него". "В КС сидят, в основном, седовласые, умудренные опытом судьи предпенсионного возраста. Это - не столько специалисты в области конституционного права, сколько философы права. Это времяпрепровождение для них является пиком карьеры, они дают трактовки Конституции и дожидаются заслуженной пенсии", - говорит Боцан. Он убежден, что "такая работа не для Тэнасе, которого, к тому же, не очень хорошо воспримут в КС, так как он неоднократно критиковал это учреждение в его нынешнем составе". Для политолога очевидно, что "это назначение - лишь временная ступень для Тэнасе". "Возможно, он хотел бы вернуться на прежнее место - продолжить заниматься адвокатской деятельностью. Однако, он знает, что его адвокатское бюро не будет успешным. Тэнасе сейчас знает как никто другой, насколько судейский корпус сплочен - это отдельная каста. В качестве министра юстиции он пытался реформировать систему, боролся с коррупцией, задел кровные интересы многих судей. Встречаться с ними в суде в качестве адвоката ему не хотелось бы. Поэтому, пока он согласился на такой "мягкий вариант" ухода из политики. Но, он может вернуться в политику в другом качестве и в другой партии. Ничего нельзя исключить", - считает Боцан.

Сам Тэнасе делает вид, что доволен переходом на новую работу, пишет Infotag. "Это очень важная миссия. Многие годы КС не уделялось должного внимания, так как туда назначали людей, которые не предпринимали активных действий. Настало время вмешаться", - сказал Тэнасе. Он опроверг утверждения о том, что с его помощью КС должен рассмотреть запрос депутатов АЕИ о трактовке статьи 78 Конституции. Некоторые эксперты считают, что, теоретически, КС может вынести решение, что при повторных выборах президент может быть избран простым большинством голосов. Однако, в узком кругу, Тэнасе сказал, что он не поддерживает такую точку зрения, на которой настаивает председатель Либеральной партии Гимпу. Кроме того, этот запрос уже поступил в КС и будет рассмотрен в ближайшие две-три недели - до того, как Тэнасе принесет присягу и приступит к выполнению обязанностей судьи КС. В то же время, Тэнасе дал понять, что у него есть разногласия с Филатом и его авторитарными методами управления в ЛДПМ. "К сожалению, с внутрипартийной демократией во всех партиях дела обстоят плохо. Как говорил бывший премьер-министр России, какую партию ни строй, все равно получается КПСС. Это актуально и для нас", - сказал Тэнасе. По его словам, он не собирался баллотироваться мэром Кишинева, но из его заявлений вытекало, что он не исключал для себя такую возможность, "если бы ЛДПМ так решила".

Источники в ЛДПМ сказали, "что такой вариант существовал, но этого нельзя было допустить", продолжает Infotag. "Всем известно о связях Тэнасе с Плахотнюком, который пришел в политику, чтобы продолжать заниматься бизнесом. Плахотнюк расставил людей не только в министерстве экономики и важнейших предприятиях, которые подлежат приватизации, но и партиях. Через этих людей в партиях он стремится получить контроль над мэрией Кишинева, где есть много объектов и земельных участков, которыми стремится завладеть Плахотнюк. Мы не считаем, что ЛДПМ должна ему помогать в этом", - отметил представитель партии. Собеседник агентства подчеркнул, что и действующий мэр Киртоакэ, и кандидат от Партии коммунистов Игорь Додон "полностью зависят от Плахотнюка". "Мы не хотели, чтобы кандидатом от ЛДПМ стал Тэнасе, который также будет зависеть от Плахотнюка. Ситуация с Тэнасе - такая же как с юристом Виталием Нагачевским, который ушел из ЛДПМ и работает в структурах Плахотнюка. Теперь ЛДПМ является единственной партией, на которую Плахотнюк не имеет влияния. А Виктор Бодю стал единственным кандидатом на пост мэра Кишинева, который не зависит от него и будет мешать переходу Кишинева под контроль олигархов", - сказал представитель ЛДПМ, просивший не называть своего имени в прессе. Он подчеркнул, что "в данной ситуации ЛДПМ выбрала наименее болезненный и скандальный вариант перегруппировки сил". Тем более, что и момент выдался подходящий - проведение съезда, выдвижение кандидатуры на пост мэра Кишинева, завершение процесса слияния АНМ с ЛДПМ. А был ли уход Тэнасе "цивилизованным разводом" или "началом спада оборотов ЛДПМ" - покажет время, подводит итог агентство.

Многие наблюдатели, в том числе и самые рьяные сторонники альянса, отмечают его удивительную неспособность к "командной" игре, пишет "Пульс". Каждый тянет "одеяло" на себя, не обращая внимания на то, что это вредит их общим интересам. Альянс за европейскую интеграцию находится на грани распада. Экономические, финансовые, да и просто личностные интересы внутри коалиции достигли крайнего предела. Иногда кажется, что до её краха остались считанные дни и даже часы. Тем не менее альянс существует и, несмотря на все внутренние проблемы и противоречия, способен протянуть ещё довольно долго. АЕИ-2 давно бы уже посыпался, если бы не два фактора: страх перед Партией коммунистов и внешнее давление.

После смены власти в августе 2009 года либералы, демократы и их сторонники ждали распада Партии коммунистов, продолжает "Пульс". Вспомним, сколько было на эту тему прогнозов, предсказаний, "аналитических", а на самом деле довольно туповатых статей. Всё невпопад. ПКРМ преодолела сложный период, реформировалась на ходу и по-прежнему пугает АЕИ своей монолитностью, авторитетом и влиянием в обществе. В ближайшее время, вероятно, на Партию коммунистов усилятся нападки в средствах массовой информации. Ложью, клеветой, вымыслами АЕИ будет пытаться компенсировать свою неспособность выиграть в честном и открытом состязании.

Страх перед Партией коммунистов и внешнее давление - без этих подпорок наш чахоточный альянс распался бы ещё в прошлом году, пишет "Пульс". Сейчас он пока живёт. Как долго протянет? Политический и социально-экономический кризис в Молдавии затянулся сверх всякой меры. В экономической жизни бывали времена и похуже, например, в 90-е годы, но никогда ранее страна так долго не находилась без полноценного главы государства. Альянс не теряет надежды обойти Конституцию и с помощью органических законов или нового референдума всё-таки избрать президента. При этом АЕИ-2 проявляет удивительное непонимание ситуации. Все слои общества постепенно осознают чудовищные перспективы деградации, которые ждут их в том случае, если так называемые реформы по указанию МВФ в области экономики, образования, здравоохранения, правоохранительных органов и в других сферах не будут остановлены любой ценой.

Альянс истратил уже все возможные ресурсы на обман людей, продолжает "Пульс". Лимит исчерпан. Скоро наступит время платить по счетам. Все попытки АЕИ неконституционным способом закрепить своё пребывание у власти будут сорваны, потому что они неизбежно вызовут взрыв народного негодования. Когда десятки тысяч доведённых до отчаяния людей выйдут к парламенту и потребуют отставки альянса, никто не сможет их остановить. И тогда поздно будет обещать повышения зарплат и возвращения льгот полицейским. Развязка близка. Часы, отсчитывающие время АЕИ-2, уже запущены, подводит итог издание.

Винный экспорт: "Владимир Филат чуть было не спровоцировал межгосударственный скандал с Белоруссией"

Владимир Филат чуть было не спровоцировал межгосударственный скандал с одним из важнейших торговых партнеров Республики Молдова, пишет "Экономическое обозрение". Сейчас, пытаясь сгладить неприятную ситуацию, в правительстве говорят, что в данном недоразумении отчасти виноваты дипломаты из посольства Белоруссии в РМ. Но факт остается фактом: премьер-министра ввели в заблуждение, а он, не разобравшись, в запале ввел в заблуждение всю страну, да еще пригрозил дружеской Белоруссии асимметричными мерами.

В среду, 6 апреля, на заседании правительства Владимир Филат сообщил подчиненным пренеприятное известие: Белоруссия запретила ввозить на свою территорию молдавские и грузинские вина и коньяки, продолжает "Экономическое обозрение". Вернее, как следовало из полученного им во вторник вечером факса, главный санитарный врач Республики Беларусь Олег Арнаутов 4 апреля подписал документ, временно (до особого распоряжения) запрещающий выдавать регистрационные документы на вина, первичное винодельческое сырье и дивины, произведенные в РМ и Грузии. Министру иностранных дел Юрию Лянкэ и министру сельского хозяйства Василию Бумакову было поручено разобраться, и лично сообщить премьер-министру, каковы причины столь недружественного поведения белорусских властей. Владимир Филат даже был готов на ответные меры, если бы обнаружилось, что в этом деле есть какой-то политический подтекст. Например, отказаться от белорусских троллейбусов. "Я понимаю - хорошие отношения хорошими отношениями, но мы должны заботиться о наших производителях, а не о хозяйствующих субъектах Республики Беларусь. Есть хорошие производители и в других странах, включая производителей троллейбусов", - с негодованием заявил премьер.

Юрий Лянкэ, похоже, тоже ничего не знал о регистрационных ограничениях белорусов, иначе тут же бы объяснил премьер-министру, что к чему (это к вопросу об оперативности дипслужбы), пишет "Экономическое обозрение". Впрочем, разбирательства по линии МИДа и Минсельхоза не понадобились: растиражированные местными СМИ гневные слова премьер-министра тут же подхватили российские, украинские и белорусские информагентства. И тут же последовала ответная реакция главного санитарного врача Белоруссии. "Никаких запретов нами не вводилось. Никто ничего не запрещал!", - объявил Олег Арнаутов.

На самом деле официальный Минск лишь ввел некоторые изменения в процедуру сертификации импорта винодельческой продукции - по настоянию российской стороны, продолжает "Экономическое обозрение". Россияне не раз (в том числе в период действия винного эмбарго 2006 г.) критиковали Белоруссию за реэкспорт на свою территорию запрещенного молдавского алкоголя. Не допускать возможности реэкспорта Москва потребовала от своих коллег по единому Таможенному пространству и на этот раз. Как раз накануне гневной отповеди Владимира Филата у Олега Арнаутова в Москве была продолжительная беседа со своим российским коллегой Геннадием Онищенко. Поводом для срочной встречи стало заявление главы Роспотребнадзора о том, что Белоруссия не соблюдает взятые на себя санитарные обязательства в рамках Таможенного союза и, в частности, по поводу запрета на ввоз и реализацию на территории РФ "ряда видов продуктов из других стран". Геннадий Онищенко тоже пригрозил Белоруссии асимметричными мерами, "принуждающими к исполнению условий Таможенного союза". В понедельник, 4 апреля, Олег Арнаутов действительно подписал распоряжение, временно запрещающее выдачу регистрационных документов на вина, виноматериалы и дивины, произведенные в РМ и Грузии. Но уже в среду, 6 апреля, этот документ был аннулирован, а вместо него появилось распоряжение, согласно которому белорусским хозяйствующим субъектам (в т.ч. сотрудничающим с молдавскими производителями) был дан срок до 15 апреля на приведение своих документов о государственной регистрации в соответствие с новыми нормами. О чем Владимиру Филату то ли забыли, то ли не успели сообщить. Произошедший инцидент обе стороны решили назвать "недоразумением", которое никоим образом не повлияет на поступательное развитие молдавско-белорусских торгово-экономических отношений. И особенно на импорт молдавской алкогольной продукции, который в 2010 г. составил 23,5% от всего объема поставок, подводит итог издание.

Молдавско-приднестровское урегулирование: Отказ Молдавии от Приднестровья невозможен "пока Приднестровье не признают соседние государства и определенное число других государств"

4-5 апреля в Вене состоялась очередная неформальная встреча по приднестровскому урегулированию в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM). По главной теме повестки дня - перспективе возобновления прерванного в 2006 году процесса официальных переговоров - согласия достигнуть не удалось, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Хотя в миссии ОБСЕ в Кишиневе с оптимизмом сообщили, что участники консультаций "вплотную подошли к решению о необходимости возобновления при содействии международного сообщества работы "Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию", окончательной целью которого является мирное, справедливое, всеобъемлющее урегулирование конфликта во всех аспектах".

В действительности же на безусловном переходе переговоров в официальное русло настаивают Молдавия, ОБСЕ, ЕС и США, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Более сбалансированную позицию заняла Россия, по мнению которой, официальные переговоры необходимы, но они должны проходить в условиях равноправия сторон за столом переговоров. Приднестровская же сторона в качестве условия для начала официальных переговоров настаивает на снятии введенной в том же 2006 году экономической блокады региона (Результатом введенных 3 марта 2006 года Молдавией и Украиной при поддержке Евросоюза и действующих до сих пор правил прохождения грузов через молдавско-украинскую границу стала экономическая и железнодорожная блокада Приднестровья. По итогам состоявшихся 24 августа и 1 октября 2010 года на тираспольском стадионе "Шериф" неформальных встреч премьер-министра Молдавии Владимира Филата и президента ПМР Игоря Смирнова стороны достигли ряда договоренностей, в частности, по частичному снятию введенной в период нахождения у власти в Молдавии коммунистов железнодорожной блокады Приднестровья и восстановлению прерванной так же в период правления Владимира Воронина телефонной связи между берегами Днестра. Однако молдавская сторона так и не выполнила взятые на себя обязательства, и, кроме возобновления движения пассажирского дизель-поезда Кишинев-Одесса через территорию ПМР, заявленные меры до сих пор так и не вступили в силу - прим. ИА REGNUM). По словам Владимира Ястребчака, "необходимо создание предпосылок для возобновления работы в данном формате с тем, чтобы первая официальная встреча не стала последней". В то же время молдавская сторона заявила, что для перевода переговоров в официальное русло созданы все внутренние и внешние условия.

"Изюминкой" же встречи стало переданное Тирасполем Кишиневу приглашение от имени главы Приднестровья Игоря Смирнова премьеру Молдавии Владимиру Филату посетить Тирасполь с официальным визитом, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Такого в молдавско-приднестровской практике еще не было. До сих пор молдавским руководителям либо запрещался въезд на территорию Приднестровья, как это неоднократно случалось с бывшим президентом Владимиром Ворониным и тем же Владимиром Филатом, либо встречи глав Молдавии и Приднестровья согласовывались на уровне политических представителей сторон без "официального" выноса данной процедуры на публику. В Кишиневе такого шага Тирасполя явно не ожидали. Как заявил премьер-министр Владимир Филат, он планирует встретиться с приднестровским руководителем. Но не ранее чем начнется процесс официальных переговоров и будет определена четкая повестка дня. Формулировка "официальный визит" господину Филату не понравилась. По его словам, в "приднестровский регион" он ездит не с официальным визитом, а "как к себе домой". "Я не могу ездить домой с официальным визитом", - добавил молдавский премьер. В предыдущий раз, в 2009 году, после того как Владимир Филат выступил с подобными заявлениями - мол, Тирасполь находится на территории Молдавии, и он в качестве премьера может посетить "восточные районы РМ" в любое время, - приднестровские власти промолчали. Но затем дважды демонстративно не пустили молдавского премьера на левый берег Днестра, остановив у шлагбаума на границе. Лишь более полугода спустя, уже в 2010 году, молдавскому премьеру удалось дважды побывать в Тирасполе и встретиться с Игорем Смирновым. Однако эти встречи уже согласовывались на официальном уровне. Реакции Тирасполя на последние заявления Владимира Филата пока не последовало, подводит итог издание.

Прибывший в Молдавию с чтением лекций для кишиневского и тираспольского экспертного сообществ сотрудник центрального офиса ОБСЕ Готфрид Ханне считает, что серия публикаций о готовности официального Кишиневе на отказ от Приднестровья, как об одном из вариантов разрешения конфликта на Днестре (Очевидно, имеются в виду публикации в румынских СМИ, которые в конце марта со ссылкой на данные сайта Wikileaks сообщили, что в 2007 году Кишинев был готов пойти на отказ от Приднестровья в пользу Украины в обмен на вхождение в ЕС путем создания с Румынией единой надгосударственной структуры под рабочим названием RomaNova. Румынские издания также сообщили, что украинские дипломаты подозрительно отнеслись к данной идее Кишинева, опасаясь дальнейшей экспансии Румынии в регионе - прим. ИА REGNUM), едва ли получит фактическое подтверждение, но зато является хорошим поводом для размышлений о путях урегулирования, в том числе и самых экзотических или заведомо неприемлемых, пишет "НИКА-пресс". Он сказал, что тезис о том, что в первую очередь стороны конфликта должны сами и в процессе диалога определить одно общее направление, в котором они намерены продвигаться с целью достижения консенсуса по основным позициям, продолжает оставаться актуальным. В то же время, и Кишинев, и Тирасполь должны осознавать меру ответственности перед европейским сообществом за выбранный вариант урегулирования и его жизнеспособность, считает Ханне и напоминает об элементарном понимании того, что на Кишинев приходится основная нагрузка за обстановку в регионе после достигнутых договоренностей с Тирасполем.

Именно поэтому, убежден собеседник агентства, вариант, согласно которому Молдавия отказывается от Приднестровья или, отказавшись от него, даже признает ПМР как независимое государство, представляется не только фантастическим, но и безграмотным с точки зрения современной геополитики: до тех пор, пока Приднестровье не признают соседние государства и определенное число других государств, оно будет считаться территорией ответственности Молдавии, иными словами, будет создана лишь видимость решения проблемы.

Ссылки на будто бы достигнутые в 2007 году договоренности Кишинева с некоторыми зарубежными партнерами о границе между Приднестровьем и Молдавией, которая, согласно упомянутым источникам, могла бы пройти по Днестру, тоже не выдерживают никакой критики, убежден Ханне. В таком случает, считает он, возникают два серьезнейших вопроса: кто, какими силами и какими средствами возьмет на себя груз решения судьбы города Бендеры, расположенного на правом берегу Днестра, и его жителей, равно как и возьмется определять будущее населенных пунктов Левобережья, находящихся под юрисдикцией Молдавии. Кроме того, сказал он, в этом наборе проблем существенное место занимает морально-этический аспект, решение которого потребует немало времени и энергии особого свойства, с чем в состоянии справиться и только вместе Кишинев и Тирасполь. В таком случае, задается вопросом эксперт, зачем сторонам создавать себе дополнительные проблемы в то время, когда сегодня даже при давно не работающем формате ясно всем участникам переговоров: без взаимных компромиссов полноценного урегулирования достичь не удастся ("НИКА-пресс").

Молдавия - Приднестровье: "Русские дипломаты показывают незнание основных тонкостей, скрывающихся в понятии "приднестровская проблема"

Председатель Гуманистической партии Молдавии Валерий Пасат объявил о переименовании возглавляемой им организации в Народно-демократическую и о планах открыть на левом берегу первичные формирования НДП, пишет "НИКА-пресс". В свою очередь, источники "НИКА-пресс" в тираспольской администрации выразили решительное сомнение, что печально известному в Приднестровье неудачливому молдавскому политику и бывшему директору Службы информации и безопасности РМ удастся развернуть здесь "кишиневскую партийную стройку". "Во-первых, - отметили здесь, - местное законодательство запрещает деятельность различных политических структур, чьи руководящие органы находятся на территориях других государств, во-вторых, приднестровцы, давно оторванные от кишиневских политических процессов и наслушавшиеся за двадцать лет существования ПМР от правобережных партийцев много разных слов и пустых обещаний, даже если им и разрешить участие в зарубежных проектах, едва ли заинтересуются судьбой еще одной молдавской партии". В подтверждение к сказанному был приведен свежий пример, когда попытки объединить русские этнические общественные организации, функционирующие на обоих берегах Днестра, были встречены тираспольскими общественниками в штыки, и даже авторитет российского посольства, которое стояло за планами объединения, не сумел преодолеть бюрократические и идеологические барьеры.

Приднестровье давно и тщательно оберегает себя от партийных напастей со стороны - государство, пусть хоть и сто раз непризнанное, не может себе позволить, чтобы какая-то чужая партия шуршала своими идеологиями и лозунгами, пишет в своем комментарии "НИКА-пресс". А вдруг она приведет к власти своих людей, что будет с республикой? Одного партийного лазутчика в официальных структурах ПМР может хватить, чтобы устроить бузу вплоть до переворота. Такой вот, примерно, подход.

Редкая молдавская партия не грешила мечтами о своих филиалах в Приднестровье, продолжает "НИКА-пресс". В определенной степени некоторые из них добивались организационного успеха. Однако все без исключения молдавские партячейки находились в подполье или же числились лишь в бумагах кишиневских штаб-квартир. Был период, когда и Либеральная партия могла похвастаться "своими людьми" на левом берегу. Но только негромко и с оглядкой. Мало-мальски практическая их работа была чревата судебными разбирательствами или же в лучшем случае непростыми профилактическими беседами до утра.

Предлагались кишиневскими фантазерами и другие варианты вовлечения Приднестровья в политические процессы Молдавии, пишет "НИКА-пресс". Какая-нибудь, как правило, малоперспективная кишиневская организация принимала в свои ряды одного-двух приднестровцев с тем, чтобы включить их в партийные списки на парламентских выборах, а потом, если будет все удачно, объявить: в высшем законодательном органе РМ работают и представители Левобережья. Для чего - понятно. Дескать, процесс сближения двух берегов начался и проходит на самом высоком, парламентском уровне. Серьезные партии этим не баловались - им и без приднестровцев хватало споров за места в парламенте. Серьезные приднестровцы предпочитали держаться подальше от заманчивых кишиневских перспектив: прослыть врагом приднестровского народа? Нет. Представим себе директора дубоссарского или бендерского процветающего предприятия членом ХДНП или АДПМ. Не будет ни предприятия, ни члена.

Обычно зуд кишиневского партийного строительства в Приднестровье отмечался накануне предвыборных кампаний на правом берегу, продолжает "НИКА-пресс". С 1992 года и по сей день молдавские партийные дураки носятся с мыслью (иногда под нее они получают внушительные суммы) о привлечении приднестровцев к голосованию по формированию высшей власти в РМ. Наиболее суетливым по этой части оказался лидер ПКРМ Воронин. Перед парламентскими выборами в апреле 2009 года он умудрился развить целую теорию, согласно которой именно участвующие в кампании приднестровцы, проголосовав за ПКРМ, обеспечат на ближайшее будущее устойчивый военный нейтралитет Республики Молдова.

Накануне этой же кампании суетился в Приднестровье господин Тарлев, пишет "НИКА-пресс". После неудачных переговоров с "Единой Молдавией" о вступлении в ее ряды с последующим избранием его на пост руководителя "единых молдаван", Тарлев спешно создал организацию "Друзья России в Молдавии" и появился с ней в Тирасполе. Идея та же - привлечь тамошних избирателей на свою строну, пройти при их поддержке в парламент, а там... И вот нюанс. "Друга Тарлева" активно подбадривали чиновники из посольства РФ в РМ. В Тирасполе же над ними всеми посмеялись - и что ж с того, что ты друг России? Немалые суммы, обещанные за "приднестровский тарлевизм", собрали кучку местных бездельников, которым что-то агитационное удалось, но Тарлев, прогнозируемо получив чуть больше нуля процентов, навсегда исчез с политического поля Молдавии. Другими словами, никому еще не удавалось даже на уровне фундамента начать совместную молдавско-приднестровскую партийную стройку, подводит итог агентство.

Руководство Союза русских общин Приднестровья приняло верное решение не объединяться с аналогичными структурами Молдавии, показав тем самым свой характер, а также отношение к тем, кто с такой идеей пришел в Тирасполь. Об этом агентству "НИКА-пресс" заявил председатель Конгресса русских общим РМ Валерий Клименко. Несомненно, этот поступок несет в себе много политики, считает он, и наверняка будет иметь определенные последствия для российско-приднестровских отношений, и в то же время он показывает единство заметной группы приднестровской общественности с официальными властями республики по части подходов к урегулированию конфликта - сначала решение застарелой проблемы о статусе ПМР, а затем все остальное, и даже такое мелкое, как объединение раздробленных общественных структур.

Клименко оценил внешние инициативы по объединению, как непродуманные. Он сказал, что если действительно это позиция посла России в РМ Кузьмина или его коллег по дипломатической миссии, то она показывает незнание русских дипломатов основных тонкостей, скрывающихся в понятии "приднестровская проблема". В то же время он усмотрел в заявлениях лидера Союза русских общин Приднестровья Виктора Арестова существенные неточности, способные обидеть тех в Молдавии, кто искренне переживает за судьбы приднестровских соотечественников. Клименко заявил, что обвинения Арестова в том, что ни одна из русских организаций РМ не поддержала республику, когда против нее была организована длительная экономическая блокада, на Конгресс русских общин Молдавии распространяться не может. КРО РМ все эти годы активно взаимодействовало с Приднестровьем и оказывало проживающим там русским различную гуманитарную, интеллектуальную и техническую помощь.

Наблюдатели агентства отмечают, что в истории с неудавшимся объединением русских организаций обоих берегов Днестра есть одна странность, пишет "НИКА-пресс". Не так давно лично посол РФ в Молдавии Кузьмин призывал все общественные организации русских к объединению, но получил недвусмысленный ответ - такое объединение, когда большинство этих организаций находится под влиянием или даже на содержании политических организаций страны, невозможно. Почему, не решив проблему создания единой организации "молдавских русских", Кузьмин решил предложить приднестровцам объединиться с необъединяемыми - непонятно, подводит итог агентство.

Справка ИА REGNUM: Посольство России в Молдавии, в рамках "работы по объединению всех русских общин в одну ассоциацию", настаивает на регистрации русских общин Приднестровья в Министерстве юстиции Молдавии. 30 марта на состоявшейся в Тирасполе встрече с президентом ПМР Игорем Смирновым председатель Союза русских общин Приднестровья Виктор Арестов сообщил, что в Приднестровье была организована встреча с руководителями общин, которые входят в Союз русских общин ПМР, и на ней единогласно было принято решение не объединяться с общинами Молдавии. Виктор Арестов отметил, что представители русских общин Приднестровья мотивировали это тем, что во время многочисленных блокад со стороны Молдавии по отношению к Приднестровью русские общины соседнего государства никак на это не реагировали, и даже не выступили с заявлениями, в которых, по мнению Виктора Арестова, могли потребовать прекратить давление на Приднестровье. "Нас тащат на объединение, но мы воздержимся от него, потому что там, в Молдавии, объединяться пока не с кем. Молдавские русские общины сами друг с другом не могут найти общего языка", - заявил Арестов.