Интервью ИА REGNUM с руководителем исследовательского центра "Восток-Запад" (Баку) Арастуном Оруджлу.

ИА REGNUM: По сути, все эксперты и аналитики, независимо от характера оценок и выводов, сходятся в том, что общественно-политическая ситуация в Азербайджане сегодня претерпевает определенные трансформации и заметно отличается от той, что была несколько месяцев назад. Как бы Вы охарактеризовали особенности нынешней ситуации в стране?

Растущая активность оппозиции, институтов гражданского общества и просто граждан в первую очередь продиктована недовольством населения Азербайджана проводимой политикой властей. Кроме социально-экономической составляющей, общественно-политическая и правовая политика властей страны тоже вызывает серьезные недовольства. Причем уже трудно сказать, что эти недовольства охватывают только узкие слои населения. Скорее наоборот. Все эти проблемы копились годами и отсутствие общественной реакции вызывало уверенность у властей, что все идет своим чередом и они даже не думали о необходимости реформ в стране. При этом, толерантное отношение ко всему происходящему в Азербайджане со стороны международных структур и институтов прибавляло еще больше уверенности у правящих кругов. Когда же начались известные процессы в арабском мире, власти Азербайджана не придали всему этому должного значения, хотя многие эксперты открыто заявляли, что речь не идет даже о революциях, а о чем-то более серьезном - об изменении в концепции глобальной политики. Вся реальность нынешней общественно-политической ситуации в Азербайджане базируется именно на этом непонимании и недооценке данных глобальных изменений. Власть не хочет считаться с тем, что происходит вокруг, потому каждый день является потерянной возможностью для проведения кардинальных изменений. Складывается та реальность, когда политическое мышление и сознание в стране быстро меняются, а власть безнадежно отстает от этого развития. Возникает такая угроза, что через некоторое время власть может вообще оказаться за пределами уже новых общественно-политических отношений в стране. Думаю, именно это является характерной особенностью сегодняшней ситуации.

ИА REGNUM: Чем в основном обусловлено внезапное изменение и даже обострение ситуации в Азербайджане - новыми тенденциями в мировой политике и, в частности, революционными процессами в арабском мире или какими-то внутренними причинами, катализировавшими эскалацию протестных настроений?

Думаю, здесь произошло драматическое совпадение всех вышеперечисленных обстоятельств: мировая политика менялась на глазах, внутренняя политика долго не претерпевала каких-то позитивных изменений и, наконец, арабские революции "подоспели" как раз вовремя. Кстати, многие эксперты в Азербайджане давно предупреждали именно о таком развитии, особенно после того, как администрация Барака Обамы заговорила о "Доктрине многополярного мира". Свою роль сыграла и неподготовленность азербайджанской политики к таким факторам, как переход американо-российских отношений от плоскости мягкого противостояния на плоскость сотрудничества, рост влияния Турции в регионе и глобальный финансовый кризис. В условиях таких кардинальных перемен власти Азербайджана фактически замкнулись на так называемой сбалансированной внешней политике и распределении доходов от нефти - во внутренней.

Уверенность в том, что эти 2 фактора плюс еще и централизованная авторитарная система являются универсальными средствами против всех недугов, ввела власти в серьезное заблуждение. Вот почему процессы, названные выше, застали врасплох азербайджанские власти. По-моему, еще одной ошибкой было то, чем власти Азербайджана успокаивали себя - невозможность "арабского развития" в стране. Но, по нашему представлению, власти страны обязаны были опасаться арабских революций, ведь они сами довольно долго и последовательно проводили политику внедрения в стране арабских моделей (Сирии, Египта, Йемена). Даже в тот момент, когда как карточные домики разрушались псевдонезависимые правительства в арабских странах, официальный Баку не покидала уверенность в собственной непоколебимости. Ошибочность данного подхода сегодня отчетливо выдает себя всеми признаками. Неверным фактором в выборе политической тактики в условиях кризиса была и непонятная уверенность власти в том, что мол наш народ - это не тот случай. В результате, произошло наложение друг на друга всех этих обстоятельств, которые ведут к эскалации напряжения и даже к катаклизмам.

ИА REGNUM: Общественная палата Азербайджана, членом которой вы являетесь, уже провела 2 апреля громкую митинговую акцию в центре Баку и планирует 17 апреля организовать очередной митинг. Какие цели преследует Общественная палата этой серией несанкционированных митингов, которые крайне жестко пресекаются силами правопорядка и еще более накаляют обстановку в стране? Что это - способ принуждения правительства к реформам или раскрутка революционных процессов?

Проведение несанкционированных митингов - мера вынужденная в условиях полного игнорирования властями Азербайджана политического диалога и обеспечения конституционных прав и свобод, необходимых для более мягких форм политической деятельности. Данное поведение властей обусловлено их своеобразным пониманием системы общественно-политических отношений. Длительное время правящая партия и власти утверждали, что оппозиции в Азербайджане нет. При этом они активно пытались создать так называемую "конструктивную" оппозицию или же - другими словами - "карманную". На призывы международного сообщества о необходимости политического диалога между властью и оппозицией, азербайджанская власть отвечала позитивно, указывая на свою "карманную оппозицию". Хотя заранее было видно, что подобная тактика порочна и не ведет к успеху, однако из-за того, что она была основана не только на политических, но и на финансовых интересах кое-каких представителей власти, отказываться от нее они не собирались. Это была примерно такая ситуация, если, скажем, во время футбольного матча все 22 игрока бьют в одни ворота. Получается, конечно, игра весьма оригинальная, но вот футболом ее точно не назовешь.

Даже полное игнорирование представителей оппозиции, гражданского общества и создание де-факто однопартийного парламента в 2010 году, в ответ на что и была создана Общественная палата, не послужили сигналом для власти. Масштабы самоуверенности, к сожалению, были слишком велики. Вот потому мы, как Общественная палата, пытаемся привести власти Азербайджана в чувство и убедить их в необходимости реальных изменений в стране. Однако наши возможности общения с ними другими цивилизованными методами настолько ограничены самой властью, что выбора у нас просто нет. Вот и приходится требовать проведения реформ в Азербайджане путем несанкционированных митингов. А они на "политический диалог" с оппозицией посылают экипированную полицию. Однако стоило бы заметить, что даже подобный вроде бы неконструктивный стиль "ведения диалога" не только не убавляет желания у сторонников Общественной палаты в продолжении начатого, а скорее наоборот. А что касается революции, то ее скорее готовит сама власть своей недальновидной политикой, а не Общественная палата. Цель Общественной палаты - фундаментальные реформы в стране.

ИА REGNUM: Официальные круги Азербайджана резко усилили в последнее время антизападную риторику и полагают, что все эти процессы инспирированы внешними силами, преследующими свои интересы. При этом власти Азербайджана стали крайне болезненно и тревожно реагировать на критические заявления международных организаций и западных стран, а также на их контакты с лидерами оппозиции, усматривая во всем этом реальную угрозу для себя. Что вы можете сказать по этому поводу? Действительно ли имеет место попытка "экспорта революции"?

По-моему, за антизападной риторикой азербайджанских властей реально стоит другая причина - нежелание Запада далее поддерживать их. Запад, по крайней мере последние 10-12 лет, однозначно поддерживал власть в Азербайджане, ожидая в ответ проведения политических и экономических реформ в стране, продвижения в разрешении карабахской проблемы, в улучшении экономических свобод и инвестиционной атмосферы. Однако, не дождавшись этого, видимо, Запад решил изменить стратегию: поддерживать не власть в Азербайджане, а реальные реформы, разумеется, не только экономические, но и политические. Думаю, именно такое разочарование стало причиной шквальной критики Запада в адрес официального Баку, на что азербайджанские власти реагируют контробвинениями в адрес обидчика, упрекая Запад в поддержке оппозиции и в "экспорте революции".

Не исключено и то, что если Общественная палата представит разумную и прагматичную платформу реформ в Азербайджане, она может заручиться необходимой международной поддержкой. Ведь именно взвешенный, рациональный подход к проблемам страны является гарантом длительной стабильности, а не чья-то безграничная власть. Так что, согласно здоровой логике, всякие обвинения правящего режима в Азербайджане то в адрес Запада, то в адрес Общественной палаты совершенно не оправданны и вместо того, чтобы выступать с подобными демаршами, куда полезнее было бы немедленно начать реальные реформы в стране.

ИА REGNUM: Как Вы оцениваете ближайшие перспективы развития общественно-политической ситуации в Азербайджане?

Вероятнее всего, из-за нежелания властей вести диалог с оппозицией и провести реформы, ситуация будет еще больше накаляться. В пользу этого говорят также попытки запугивания арестами, сфабрикованными обвинениями и враждебная пропаганда, проводимая правительственными и проправительственными СМИ. К счастью, в Общественной палате мы наблюдаем обратный процесс, когда интеллектуальная составляющая борьбы все больше преобладает над радикальными настроениями. Однако отказываться от тактики проведения массовых мероприятий Общественная палата, скорее всего, не будет. А это, в свою очередь, при неадекватно агрессивной реакции властей может привести к серьезному противостоянию. Я также не исключаю, что провокации, имевшие место во время акции 2 апреля - это только начало, судя по тому, что даже представление правоохранительным органам фото- и видео доказательств о провокаторах не вызывает у них особого желания разоблачить погромщиков витрин магазинов. Однако, думаю, даже более масштабные репрессии и провокации не могут стать серьезным фактором, способным повлиять на ход политической борьбы, тем более в условиях сегодняшних реалий. Число сторонников оппозиции быстро растет и вот с этим считаться придется.